О проблемной задолженности в банках

Как правило, выдача кредитов является основным инструментом получения прибыли для коммерческих банков. Отсюда следует особая роль этого финансового инструмента, его технологический и экономико-управленческий аспект.  В связи с увеличившимися объемами кредитования корпоративных клиентов, малого бизнеса и розничной сферы, растет доля проблемной задолженности в банковских структурах, которая в последствии вполне может перерасти в просроченную. Следовательно, банки вынуждены уделять большое внимание работе с проблемной задолженностью, вырабатывать новые способы и механизмы ее выявления, создавать отдельные подразделения, готовые эффективно мониторить и бороться с указанной задолженностью.

По признанию многих аналитиков последние два десятилетия рынок кредитования в нашей стране отличается высокой степенью риска. Именно выбор оптимальной стратегии работы с проблемной задолженностью является одним из приоритетов в деятельности любого банка, который ставит перед собой амбициозные задачи.

Следует признать, что в экономической литературе механизмам, способам работы с проблемной банковской задолженностью, критериям ее выявления и мониторинга уделяется незначительное внимание, отсутствует методология, описывающая действия кредитной организации, заемщика и третьих лиц, направленные на повышение качества проблемной задолженности и последующий ее возврат. Нет четкого определения проблемного и просроченного кредита, а также проблемной задолженности.

В российском законодательстве термин «проблемный кредит» не закреплен. Однако в Положении Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» существует понятие проблемной ссуды. В этом Положении проблемная ссуда является ссудой IV категории качества.

Что касается понятия просроченного кредита, то это кредит, не возвращенный кредитору в срок, а просроченная задолженность — не погашенная в срок задолженность по основному долгу и/или плановым процентам за пользование ссудой, а также иным платежам по кредитному договору (договору об открытии невозобновляемой кредитной линии).

Факт отсутствия в настоящее время комплексной и достаточной проработанности методов борьбы с проблемной задолженностью, как в научной литературе, так и на законодательном уровне, говорит о том, что как никогда назрела необходимость повысить эффективность в указанной сфере.

Пока каждая кредитная организация, самостоятельно разрабатывая внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок работы с проблемной задолженностью, без нормативной поддержки государства на федеральном уровне осуществляет посильную борьбу с неблагонадежными клиентами, можно утверждать, что скорого снижения уровня проблемной задолженности в банковской сфере ждать не приходится.

Однако законодателям следует принять во внимание некоторые методы работы российских банков, а также частично опыт зарубежных стран, основываясь на котором, возможно усовершенствовать соответствующую внутрибанковскую процедуру.

Глубокий экономический кризис, оказавший серьезное влияние на экономику нашего государства, на его банковскую сферу, в том числе на качество кредитных портфелей кредитных организаций, вывел на первый план задачу выбора оптимальной стратегии в работе с проблемными клиентами, создания специальных подразделений в кредитных организациях, подбора квалифицированных специалистов с целью снижения риска принятия неверных управленческих решений при работе с такой задолженностью.

С целью выработки наилучших методов работы, направленных на снижение доли проблемной задолженности, можно установить ряд универсальных мероприятий, предпринимаемых при возникновении и сопровождении проблемного кредита.

Существует следующий условный перечень мероприятий:

Выявление признаков проблемного кредита.

Для того чтобы проблемный кредит на определенном этапе не перешел в разряд просроченных, необходим постоянный мониторинг задолженности, раннее установление признаков про-блемности и детальный анализ финансовых показателей клиентов-заемщиков.

За время функционирования банковской сферы кредитные организации самостоятельно определили ряд универсальных признаков проблемности кредита, к которым можно отнести следующие из них:

1) наличие и количество пролонгаций по выданному кредиту;

2) наличие просроченной задолженности по основному долгу и процентам, а также количество дней «просрочки»;

3) частичная или полная утрата заложенного имущества;

4) установление фактов предоставления банку недостоверной отчетности, а также иных сведений при получении кредита и его сопровождении;

5) проблемы с обслуживанием кредитов, оформленных в других кредитных организациях;

6) наличие судебных процессов, инициированных в отношении заемщика, залогодателя или поручителя;

7) изменения в составе руководства.

Данные признаки являются весьма условными и не могут считаться исчерпывающими.

Кроме того, Положением Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» установлен ряд критериев, классифицирующих ссуды. Данным Положением определено пять категорий качества:

— I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) — отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

— II категория качества (нестандартные ссуды) — умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 %);

— III категория качества (сомнительные ссуды) — значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 %);

— IV категория качества (проблемные ссуды) — высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 до 100 %);

— V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) — отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 %) обесценение ссуды [2].

Отнесение ссуды к II — V категориям качества можно считать основанием для признания кредита проблемным.

Мониторинг состояния проблемной задолженности.

После выявления признаков проблемности особое внимание уделяется мониторингу данных кредитов. Кредитные организации вольны самостоятельно регламентировать указанный процесс, но, вероятно, что в процессе мониторинга необходимо детально определить действия сотрудников банка, ответственных за работу с проблемной задолженностью.

Наверное, наиболее эффективным в процессе сопровождения проблемных кредитов является создание специализированных подразделений по работе с указанными активами, несущих ответственность за своевременное принятие мер в процессе мониторинга данной задолженности.

Для большей эффективности целесообразно включение в штат данных структурных подразделений или привлечение к совместной деятельности экономистов, юристов, а также сотрудников службы безопасности.

Вероятно, именно данный подход к формированию указанных структур, является наиболее предпочтительным.

Переговоры с руководством заемщика и выездные проверки деятельности заемщика.

При установлении признаков проблемности банковские сотрудники должны в тесном контакте работать с руководством заемщика для выяснения причин, послуживших основанием для отнесения кредита к числу проблемных. В процессе переговоров необходимо определить возможные пути выхода из сложившейся ситуации, а также возможность погашения или реструктуризации проблемной задолженности.

Как правило, переговоры проводятся одновременно с выездными проверками деятельности заемщика. Данные проверки необходимо проводить в рамках мониторинга любой задолженности (а не только проблемной).

В случае установления признаков проблемного кредита особое внимание необходимо уделить сохранности заложенного имущества, условиям хранения и его состоянию.

Реструктуризация задолженности.

Если проблемная задолженность не перешла в разряд просроченной, то кредитная организация может рассмотреть возможность реструктуризации данного кредита.

Решение о реструктуризации, как правило, принимается в том же порядке и тем же уполномоченным органом, который принимал решение о выдаче кредита.

Для принятия решения о реструктуризации следует осуществить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика, провести мониторинг обеспечения и в необходимых случаях принять дополнительный залог либо поручительство.

При рассмотрении вопроса о возможности реструктуризации следует обратить внимание на то, каким образом реструктуризация отразится на категории качества кредита и величине созданного по нему резерва.

Принятие решения о досрочном взыскании проблемной задолженности.

В тех случаях, когда банк приходит к выводу, что реструктуризация проблемного кредита невозможна, кредитная организация обязана предпринять весь комплекс мер, направленных на принудительное взыскание задолженности.

Решение о досрочном взыскании проблемной задолженности принимает соответствующий уполномоченный орган банка. Требование о досрочном исполнении обязательств направляется в следующих случаях:

1) нарушение заемщиком обязанности в срок возвращать кредит и/или уплачивать начисленные на него проценты и/или уплачивать начисленные комиссии;

2) нарушение заемщиком обязанности направлять полученные кредитные средства исключительно на цели, установленные договором;

3) утраты или ухудшения условий обеспечения обязательств заемщика и/или ухудшения финансового состояния заемщика;

4) предоставления недостоверной или неполной информации, предусмотренной договором и др.

Процесс принудительного взыскания просроченной задолженности.

Процесс принудительного взыскания просроченного кредита, как правило, начинается с подготовки уполномоченными сотрудниками документации, необходимой для обращения в судебные органы. В большинстве случаев подразделениями, осуществляющими взыскание задолженности, являются юридический отдел и служба безопасности. В исключительных случаях возможна передача указанных полномочий юридической компании, которая специализируется на взыскании просроченной задолженности.

Юристы готовят и направляют в суд исковое заявление о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество, в случаях, когда этого требуют обстоятельства, ходатайствуют об аресте иного имущества должников.

После принятия судом решения и получения банком исполнительных документов в рамках исполнительного производства осуществляется взыскание задолженности, а также продажа заложенного имущества. Обращение взыскания на заложенное имущество является очень трудоемким процессом.

Следует учесть, что на федеральном уровне постоянно ведется работа по совершенствованию законодательства о залоге. С принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» и Федерального

закона от 06.12.2011 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество» законодатель предпринял попытку упростить процесс обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке.

Списание безнадежной задолженности.

Порядок списания безнадежной задолженности за счет резервов на возможные потери по ссудам определяется Гл. 8 Положения Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Существует два основания для списания:

1. Юридическое основание.

В случае, если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию задолженности и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва.

2. Экономическое основание.

В случае, когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше ожидаемого результата.

Мониторинг состояния заемщика после списания задолженности.

В соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», списание непогашенной задолженности по предоставленным (размещенным) денежным средствам, включая проценты, с баланса банка-кредитора не является ее аннулированием, она отражается за балансом в течение не менее 5 лет с момента ее списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

Данный мониторинг включает в себя максимальный сбор информации о возможности погашения задолженности по ссуде в следующих случаях:

— изменение имущественного положения должников;

— отмена вынесенных ранее судебных актов;

— предъявление исков к руководителю, учредителям (участникам), собственникам имущества должников, членов органов управления.

Разумеется, указанный перечень является весьма примерным и может быть дополнен иными мероприятиями.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что действующие механизмы работы с проблемной задолженностью носят общий характер. С учетом снижения платежной дисциплины заемщиков и роста процента просроченной задолженности, а также при отсутствии действенных эффективных способов ее взыскания это может привести к «зависанию» большинства кредитов и невозможности их фактического погашения.

Недостаточная эффективность судебных процедур, а также длительные сроки рассмотрения, отсутствие реальных рычагов влияния на заемщика в современных условиях могут отразиться на кредитно-финансовой сфере страны и неспособности банков выполнить обязательства перед юридическими и физическими лицами, вкладчиками и владельцами банковских счетов.

Вероятно, принимая во внимание российскую специфику, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, в которых процесс взыскания проблемной задолженности носит системный характер. К примеру, следует больше внимания уделить законодательному регулированию и практике работы с проблемными кредитами в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, в которых на протяжении долгих лет устойчиво функционируют коллекторские агентства.

Не стоит оставлять без внимания создание Фондов аккумулирования проблемных долгов. Основная задача таких фондов — это выкуп проблемной задолженности у кредитных организаций, ее последующее обслуживание и, по возможности, рефинансирование на рыночных условиях. Одним из наиболее эффективных механизмов работы с проблемными долгами может стать использование закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФов).

Регламентация процесса управления проблемной задолженностью является важнейшей задачей современного этапа развития банковской системы в Российской Федерации.

Государству необходимо как можно быстрее принять ряд законодательных актов, регулирующих процесс взыскания указанной задолженности. В настоящее время активно обсуждаются проекты федеральных законов «О коллекторской деятельности», «О потребительском кредитовании», «О защите прав и законных интересов физических лиц при взыскании задолженности»; нет единой позиции в понимании проблемы банкротства гражданина. Все это не дает возможности кредитным организациям качественно осуществлять борьбу с проблемными кредитами и оказывает негативное влияние на функционирование банковского сектора в целом.

В свою очередь, коммерческим банкам следует организовать свою деятельность таким образом, чтобы процесс кредитования, не связанный с необоснованными рисками, приносил бы доход, а процесс взыскания был максимально эффективным и не нарушал законные права и интересы заемщиков.

Больше см. на КиберЛенинка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*