Формирование команды в брокерском и финансовом бизнесе

Вопросы командообразования (тимбилдинга) в брокерском и финансовом бизнесе весьма скудно представлены в современной экономической литературе. Тем не менее, актуальность и злободневность этой тематики чрезвычайно велика, поскольку количество частных инвесторов в РФ, зарегистрированных на Московской бирже, превысило в середине 2021 года 13,2 млн. человек. Ими открыто 21,6 млн. индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Как сообщает ЦБ России, размер среднего ИИС на 2021 год составляет 1,3 млн. руб.

При этом следует отметить, что субъекты финансового рынка осуществляют свою деятельность как индивидуальные трейдеры, а также как объединения брокеров и трейдеров, организованных как официально зарегистрированные компании, а также как неформальные структуры, которым удобно работать в рамках разделения труда — на валютных (в том числе криптовалютных), фондовых, фьючерсных, опционных рынках. Естественно, торговыми роботами, используемых компанией, должны заниматься умелые айтишники и программисты.

Управление капиталом в таких компаниях осуществляется в прямом смысле с полной финансовой ответственностью по принципу: «Один за всех — все за одного». В компаниях такого рода неквалифицированные или небрежные действия одного из членов команды легко могут обесценить труд всего коллектива.

На сегодняшний день вопрос командообразования является актуальным для современных финансовых компаний ввиду кризисных явлений в мировой экономике. Безусловно, справиться с кризисными явлениями возможно только лишь при наличии сплочённой команды, а также способностью усилить исполнительную дисциплину и готовностью помочь друг другу в любой ситуации.

Под командообразованием следует понимать процесс целенаправленного построения особого способа взаимодействия людей в группе (команде), позволяющего эффективно реализовать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал, в соответствии со стратегическими целями данной команды, которые в свою очередь должны быть ретранслированы из целей организации.

Под командой понимается автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно и качественно решать поставленные перед ним задачи.

На сегодняшний день командообразование представляет собой эффективный инструмент модели корпоративного менеджмента, которое обеспечивает полноценное развитие команды и является эффективным инструментом управления персоналом. Построение команды, прежде всего, направлено на создание групп специалистов разнонаправленных специализаций, которые несут ответственность за свою деятельность и на полной равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

При этом следует отметить, что значительное развитие (особенно в связи с пандемией ковида) получили виртуальные команды и удалённо работающие сотрудники, причисляемые к одному коллективу.

Существует несколько способов ведения бизнеса (зачастую взаимопересекающихся и взаимодополняющих), в которых современные тренды наиболее очевидны.

1. Появление виртуальных организаций. Еще в 1990-е гг. Jan Hopland ввел в оборот термин «виртуальная организация», и была предложена концепция «виртуальной корпорации» как организации будущего. Под виртуальной организацией понимается способ организации и ведения бизнеса, при котором фирмы-партнёры, географически удаленные друг от друга, сотрудничают через глобальную сеть, причем, продукт такой компании, как правило, также виртуальный.

2. Появление продуктов — ПО, мобильных приложений, обеспечивающих возможность сформировать «виртуальный офис» — объединение в команды людей, находящихся в различных географических точках и работающих по принципу удаленного доступа. Эта система, созданная изначально для виртуальных корпораций, получила широкое распространение и в классических организациях, так как позволила внедрить такие принципы, как аутсорсинг и даунсайзинг. При этом одной из проблем аутсорсинга является интеграция в компанию «инородных» элементов и обеспечение концентрации интеллектуальных усилий людей, никогда лично не встречавшихся.

3. Формирование фрилансерства как формы удаленного трудоустройства, зачастую неполного. Поиск заказа (производственного задания) и трудовые отношения фрилансер обычно осуществляет через интернет. В настоящее время уже сформировалась устойчивая прослойка фрилансеров, так как часть молодежи предпочитает именно такую форму занятости. Фрилансерство в большой степени предполагает формирование либо вполне виртуальных команд, либо команд с виртуальным участием фрилансера.

4. Развитие стартапов. Почти каждый стартап требует формирования виртуальной команды, так как у большинства начинающих компаний отсутствует офис. Также многие члены стартап-команды работают по принципу фрилансерства, так как могут быть из разных городов или даже стран. Более того, как показывает опыт формирования молодежных стартапов в студенческих акселераторах и бизнес-инкубаторах, даже в том случае, если стартап создается студентами одного факультета, они предпочитают взаимодействовать друг с другом через интернет (мессенджеры, соцсети, формирование облачных хранилищ и т. д.), а не с помощью личных встреч.

С развитием бизнеса и ростом вовлечённых в него людей, команда — основное звено развития бизнеса.

Цель формирования команды заключается в укреплении связей с участниками как с членами команды. Это повышает творческий подход, совершенствует оперативную тактику и мотивацию членов команды, разъясняет цели, укрепляет доверие и поддержку каждого.

Можно выделить следующие этапы командообразования:

1) адаптация, анализ общих задач команды, взаимоинформирование, поиск решения задачи, на этом этапе продуктивность небольшая, члены команды ещё плохо знакомы, взаимодействия -осторожны;

2) группирование, формирование подгрупп, объединённых по общим интересам и симпатиям, начинается формирование внутригрупповых норм, схем общения всей группы в целом, формируются полноценные взаимоотношения команды;

3) нормализация, завершение командообразования, идентификации достоинств (недостатков) каждого работника, возможностей всей команды;

4) функционирование, этап социально-психологической зрелости и единства, высокой степени продуктивности, ролевая структура команды;

5) роспуск, команду могут покидать заинтересованные в новых вызовах, проектах (например, более интересных, «карьерных»).

Создание слаженной бизнес-команды требует времени и серьезных усилий, от этого зависит конкурентоспособность бизнеса, «экономить» ресурсы на этом не принято.

Существуют условия, снижающие продуктивность группы, мешающие коллективу работать сообща — конфликты подгрупп, неравное распределение командных ресурсов, жёстко формируемые коллективные нормы, ограниченные коммуникации подгрупп, членов коллектива.

Основные подходы командообразования:

1) целеполагающий, осуществляется с помощью консультанта, позволяющего членам команды более эффективно реализовывать командные цели, но иногда возможно неэффективное вмешательство администрации;

2) межличностный, направленный на улучшение отношений, доверия и коммуникаций в команде, поощрение совместной работы, компетентность каждого члена команды улучшает эффективность всей команды;

3) ролевой, с переговорами между членами команды по их ролям, чтобы не перекрывать друг друга, вызывая разногласие в команде.

Часто командообразование применяют в конфликтогенных ситуациях, коллективах с частыми разногласиями, конфликтами. Главной целью командообразования является не только сплочение членов команды, но и объединение их компетенций для целевых установок.

Команда нужна для того, чтобы:

1) вырабатывать взвешенные и релевантные решения, результативные и эффективные пути к ним или совершенствования уже разработанных решений;

2) члены команды помогали реализовывать бизнес, развивать ее направления и ниши.

Трансформации бизнес-процессов и команд в условиях пандемии.

Пандемия показала, что лучше всего приспосабливаются к кризисным ситуациям компании, работающие командно, на разных рынках. Пока работники лично взаимодействовали, компании сфокусировались на онлайн-работе. Ситуация показывает, что есть необходимость закрыть свой бизнес, если его поддержка в будущем станет дороже его закрытия.

Например, менеджер турагентства знает, что нет смысла продолжать деятельность, если более полугода бизнес не приносит никакой прибыли, дохода. Но закрытие означает, что есть следующий этап открытия более прибыльного бизнес-проекта. Важно не бояться изменений существующих условий, трансформировать бизнес, менять, совершенствовать стратегию, формат, продукт. Можно всю команду «переключить».

В командообразовании бывают и свои ошибки. Важно, как будут реагировать члены команды на них. Многие компании встретились с большими проблемами трансформации, многие поменяли стратегии. Главное — команда должна доверять компании, верить в целедостижение, лидеру.

Лидер должен брать на себя ответственность, создавать комфортную командную атмосферу, четко ставить цели, пояснять позицию, опираясь на способы трансформации бизнеса в условиях пандемии:

1) закрыть бизнес;

2) запланировать подъем после спада пандемии;

3) развивать онлайн-деятельность;

4) создавать новые продукты (товары-услуги);

5) выйти в новые сферы деятельности (освоить новые ниши);

6) перейти к «дистанционнке».

Отметим, в результате проделанного анализа, ключевые моменты формирования команды в финансовом менеджменте (ФМ), эффективного управления и финансами корпорации, и связями с конкурентной («пандемийной») средой.

Цели такой команды:

1 ) анализ, выдвижение гипотез (динамика, структура финансовых ресурсов) по принятию командного решения, управлению финансовой стратегией ФМ;

2) анализ, ранжирование приоритетов ФМ;

3) формирование, актуализация финансовой аналитики;

4) командная идентификация, разработка процедур ФМ ;

5) построение (адаптация) методов (алгоритмов) используемых командой;

6) тренинг, обучение командной финансовой деятельности, ФМ;

7) планирование, мониторинг, контроль, аудит ФМ;

8) принятие командного финансового решения (эффективности ФМ).

Принципы ФМ должны согласовываться со стандартами, например, МСФО, устойчивыми связями с окружением.

Для ФМ следует реализовать взаимосвязанные командно-решаемые задачи, например, допустимых отклонений, адаптивной регуляции. Работа в команде, «друг на друга» — мощная сила. Культура командообразования и командной работы зависит от опыта совместного сотрудничества, участников и руководства, поощрения и признания результатов команды.

Формирование команды — больше, чем общая деятельность, это элемент интеллектуального коллективного капитала компании.

Источники:

  1. Макарченко М.А., Павлова О.Н. Особенности трансформации классического командообразования в виртуальное в условиях цифровизации //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. См. также на Киберленинка.
  2. Петров С.В. Эффективность командообразования в современном процессе управления персоналом // Управление. Экономика и бизнес. 2019. См. также на Киберленинка.
  3. Сикачев А.О. Командообразование в финансовом менеджменте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Экономика и бизнес. 2021. См. также на Киберленинка.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*