Новым каналом распространения коммерческих сведений, в том числе рекламной информации, являются блоги. Блог — это личный публичный сетевой дневник. Изначально блог был целым сочетанием слов «logging the web» — «записывание событий в сети», дальше он сократился до «weblog», «we blog» и, наконец, «blog». Этот термин сегодня означает «вести сетевой дневник», «bloger» — означает создатель дневника. На сегодняшний день принято различать личные и корпоративные блоги. В последнем случаи сайт компании по своему смыслу приравнивается к блогу.
В блоге автор делится с интернет-аудиторией своими записями, записи публикуются в хронологическом порядке. И блогера можно назвать народным журналистом. Блог состоит из записей пользователя, фото- и видеоизображений, которые регулярно добавляются и обновляются. Любой пользователь может добавить свою реплику, мнение, комментарий к уже написанному. Если учесть тот факт, что работа в сети Интернет в большинстве случаев сводится к чтению, то можно представить потребность в общении. В блогах происходит обмен мнениями, личными переживаниями, новостями, советами и рекомендациями. Каждый день огромная интернет-аудитория спорит, соглашается и обсуждает.
Компаниям, которые предлагают на рынке свои товары и услуги, сегодня следует понять, что блог представляет собой новый вид интернет-рекламы. Как уже отмечено, сайт компании выполняет роль представителя продукции, он может привлечь потенциальных покупателей. Но чтобы потребитель захотел приобрести именно этот товар или услугу, нужно убедить его в том, что именно данный рекламируемый продукт обладает теми уникальными свойствами, которые он ищет и которые его полностью удовлетворят. Для этих целей идеально подходят блоги. Если популярный блоггер напишет в своих заметках положительный отзыв о товаре или услуге, информация быстро разлетится по всему Интернету, распространится значительно быстрее телевидения или газет. Это означает, что блоги становятся новым и самым быстрым источником информации.
Функции блогов:
1) коммуникативная функция, общение с интересными людьми;
2) функция самопрезентации, изложения информации о блогере;
3) функция развлечения, блоги как источник развлекательного чтения;
4) функция сплочения и удержания социальных связей, поддержание социальных связей, расширение и упрочение круга знакомых;
5) функция мемуаров, ведение записей, которые могут пригодиться в будущем;
6) функция саморазвития, или рефлексии, блог предоставляет возможность участникам создать свой образ таким, к которому стремится автор;
7) психотерапевтическая функция, возможность «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее»;
8) продвижение товаров и услуг, обсуждение рынка, товаров, организаций.
Разновидности блогов:
1. По авторству. Личный блог ведётся одним лицом. Коллективный или социальный блог ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами. Корпоративный блог ведётся сотрудниками одной организации.
2. По тематической направленности. Политика — блоги, посвященные политике. Обычно политические блоги ведут политические лидеры, представители политических партий и политических объединений, политологи.
Социально-бытовые — блоги, в которых затрагиваются обычно вопросы взаимоотношений между людьми, психологии, ведения домашнего хозяйства — всего того, что связано с понятиями «быт», «личная жизнь».
3. По наличию/виду мультимедиа.
Текстовый блог — основное содержание составляют тексты.
Фотоблог — основное содержание составляют фотографии.
Артблог — основное содержание составляют рисунки автора блога.
Музыкальный блог — основное содержание составляет музыка.
Подкаст и блогкастинг — основное содержание блога надиктовывается и выкладывается в виде MP3-файлов.
Видеоблог — основное содержание представлено в виде видеофайлов.
4. По особенностям контента.
Контентный блог- блог, публикующий первичный авторский контент.
Мониторинговый блог — блог, основным контентом которого являются откомментированные ссылки на другие сайты.
Цитатный блог — блог, основным контентом которого являются цитаты из других блогов.
Тамблелог, тамбллог, тлог- почти то же самое, что и обычный блог, с одним отличием: запись в блоге может быть только определённого формата. Например, цитата, видео, ссылка, песня, разговор и т. д.). Тамблелог — скорее нс система типа дневника, а черновик или записная книжка.
Сплог — спам-блог.
Большинство пользователей, отдающих предпочтение блогам, считают, что только здесь можно найти достоверную и актуальную информацию. При этом степень доверия к СМИ значительно ниже, нежели к фактам, представленным в блогах.
Цели, которые может преследовать читатель блогов:
• получение информации;
• чтение-развлечение;
• отслеживание реакции публики на те или иные действия;
• чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей.
Большинство блогеров с удовольствием идут на контакт с рекламодателем и публикуют за небольшую плату среди своих записей рекламные материалы: заказные статьи, ссылки на продвигаемые сайты, отзывы о товарах и услугах, баннеры или видеоролики для «вирусного» распространения. Здесь есть аналогия с традиционными СМИ, которые тоже существуют за счет рекламы. Одним из главных преимуществ таких публикаций является заведомо доверительное отношение к ним аудитории Интернета, так как информация преподносится в виде рекомендаций или советов, а не навязчивой рекламы. И у аудитории складывается положительное впечатление о продвигаемом «продукте», что, несомненно, подталкивает к его приобретению.
Устроить подобную PR-акцию можно с помощью рекомендаций, отзывов, конкурсов, новостей. Форма взаимодействия с потребителем ограничивается лишь воображением рекламодателя. При интересном сценарии, аудитория Интернета с удовольствием подхватит обсуждение и массово распространит по всей сети. Главное — оценить возможные риски и задать такой стиль продвижения, чтобы «скрытая реклама» нс испортила имидж рекламируемого «продукта» или компании. Для этого нужно действовать аккуратно и использовать максимально продуманные способы PR-рекламы.
Блоги- новое средство диалога с потребителем. Так как блоги созданы для общения людей, то многие компании используют этот факт для построения «дружественных» отношений со своими потребителями. В этом случае нс обязательно привлекать блогеров-пиарщиков, можно завести свой корпоративный блог. Их ведут сотрудники определенной компании, учреждения, имеющие общие интересы в сфере своей деятельности, а также личные предпочтения, относительно которых в блоге ведутся дискуссии и выражаются разные мнения. В таком блоге фирма может рассказывать о текущей работе, отвечать на насущные вопросы потребителей, описывать свои новинки, обсуждать мнения по качеству «продукта», делиться личными впечатлениями.
На первый взгляд, ведение корпоративных блогов можно посчитать бесполезной тратой времени, однако в настоящее время руководители многих компаний пришли к выводу, что создание блогов отлично вписывается в философию «открытого источника», т. е. позволяют делиться информацией с пользователями, а также получить новые идеи по развитию продукции. Публикация отзывов блогеров на те или иные комментарии определенного пользователя позволяет широко обсуждать различные темы и комментировать события.
Пользователей чаще всего интересует, каким образом компании удалось достигнуть существующих масштабов производства, как она добилась успеха и т. д. И чем активнее сотрудники компании отвечают на вопросы, тем больше возрастает ее популярность среди пользователей. Подобное общение несет в себе оттенок неформальности, что вызывает доверие у широкой аудитории и повышает статус компании.
Совокупность существующих в Интернете блогов сегодня называется термином «блогосфера». Понятие «блогосфсра» характеризует блоги как нечто отличное от других сайтов. Блоги объединяют людей из разных городов и даже стран, так как позволяют общаться пользователям вне зависимости от их месторасположения. Достаточно часто на страницах блога можно встретить ссылки на другие посты, что способствует объединению отдельных блогов в одну информационную сеть.
По существу, блогосфера — это социальное сообщество, неотъемлемая часть жизни многих пользователей Интернета. Сегодня большинству людей трудно представить жизнь без мобильного телефона и Интернета. Также и многим продвинутым пользователям сложно вычленить блогосферу из системы общения. Покупки по Интернету, дистанционное обучение, поиск любой информации попутно требуют общения, что способствует появлению различных постов в блогах. Именно поэтому блогосфера стала привлекать внимание многих исследовательских групп, занимающихся изучением общественного мнения по тем или иным вопросам. На основе высказываний пользователей Интернета составляются статистики, определяются социальные тенденции и т. д.
Относительно других маркетинговых инструментов блоггинг является современным и не до конца изученным средством продвижения требуемых сайтов, товаров, услуг. Пользователи относятся более лояльно к рекламному сообщению, заключенному в блоге, ввиду новизны и необычности формата, не всегда сознавая, что это реклама, воспринимая сообщение, как некую познавательную статью. В силу своей специфики, чтобы эффективно использовать блоггинг в маркетинговых целях, требуется затратить намного больше творческих усилий, чем в случае использования других инструментов интернет-маркетинга. Как итог, блоггинг представляет собой менее агрессивное средство продвижения, чем контекстная реклама и e-mail рассылки; при этом, эффективность от использования блоггинга в маркетинговых целях чаще всего выше, чем у других инструментов интернет-маркетинга.
Основная причина популярности и эффективности блогов заключается в уникальном формате — в своих статьях и видеозаписях блогеры в доступной форме дают свою оценку какому-либо товару или услуге, привлекая тем самым внимание потребителей к рекламируемой продукции. Блоггинг частично перенимает методы вирусного маркетинга: из блога пользователь получает информацию, содержащую скрытую рекламу, которой он впоследствии делится с членами семьи, друзьями, коллегами и.т.д. распространяя рекламу по принципу сети. Основной тематикой блогов редко выступают товары повседневного спроса: на информационных ресурсах блогеры публикуют обзоры на технические новинки и программное обеспечение; оставляют свои впечатления от туристической поездки за рубеж, мнение о приобретённом автомобиле и отзывы о кинофильме. Другими словами — в силу того, что основной средой блоггинга является интернет, блогеры вынуждены публиковать контент, представляющий большой интерес для пользователей глобальной сети. Исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что блоггинг является современным, эффективным и требовательным к человеческому ресурсу средством рекламы.
Выделим положительные и отрицательные черты блоггинга:
1) Блоггинг является современным и результативным средством продвижения в интернет-среде. На людей, не являющимися интернет-пользователями, блоггинг воздействует только через посредников по принципу вирусного маркетинга;
2) В сравнении с другими инструментами интернет-маркетинга, блоггинг чаще является более эффективным, чем, например, контекстная реклама и поисковая оптимизация и продвижение. Блоггинг требует больше творческих усилий и времени, чем все остальные методы интернет-маркетинга ввиду необходимости постоянного мониторинга и создания контента;
3) Ведение блога позволяет человеку, занимающемуся данной деятельностью, получать высокий пассивный доход. Много времени, усилий и средств уходит на разработку и продвижение блога;
4) Блоггинг позволяет завести полезные знакомства и высказаться публично практически на любые темы. Некоторые пользователи с недоверием будут относиться к рекламной информации, предполагая материальную заинтересованность блогера;
5) Ведение блога даёт возможность совершенствоваться — расширять круг собственных интересов и улучшать свой писательский талант. Для эффективного ведения блога требуются харизма, литературный талант и широкий кругозор, чтобы обеспечить пользователей качественным и интересным контентом.
В настоящее время блогосфера развивается быстрыми темпами в связи с глобализацией и распространением информационных связей. Положительная динамика данного явления обусловлена следующими факторами: рост числа блогеров; популяризация профессии блогера среди пользователей интернета; простота в создании и модерировании блога; возможность высказать своё мнение публично по какому-либо вопросу: более того, проявление такой инициативы помогает выявить проблемы и точки напряжения в организации, в государстве, в интернете. Эффективным способом продвижения товара или услуги на рынок является написание рекламных статей в популярных блогах. На сегодняшний день одним из основных недостатков использования блоггинга в маркетинговых целях является функционирование «фейковых» блогов -информационных ресурсов, в которые оплаченные записи с рекламным содержанием маскируются под личные впечатления. Существование подобного явления негативно сказывается как на потребителе, приобретшем неудовлетворяющий требованиям товар или услугу, так и на остальных блогерах. Однако, в некоторых странах ведётся активная борьба с фейковыми блогами — например, в Великобритании, с 2007 года за осуществление подобной деятельности предусмотрена уголовная ответственность. Несмотря на определённое недоверие к блогерам, сложившимся из-за их предвзятости в рекламе, нет причин полагать, что в будущем блоги потеряют свою значимость как маркетинговый инструмент, а блогеры потеряют возможность зарабатывать, занимаясь данным видом деятельности.
Первым законопроектом в России, основной целью которого стало регулирование блогосферы и формирование определённой блогерской этики, стал законопроект № 428884-6 о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей [8]. Данный законопроект приравнял пользователей, имеющих блоги с высокой посещаемостью, к журналистам, наложив на них те же ограничения, что и действуют на газеты, журналы и прочие средства массовой информации. В результате принятия законопроекта № 428884-6, блогер, имеющий большое количество подписчиков, будет вынужден проверять достоверность размещаемой информации на своём информационном ресурсе; также на блогера распространяется запрет на использование ненормативной лексики, обязательное указание возрастных ограничений на публикуемых материалах и уплата налогов со своего пассивного дохода. Главным недостатком данного законопроекта является то, что занятие блоггингом не определено как профессиональный вид деятельности ни в Гражданском кодексе, ни в Налоговом, из-за чего в ближайшем будущем органам законодательной власти придётся вносить коррективы в существующее законодательство.
По мнению подавляющего большинства интернет-пользователей и самих блогеров, данный законопроект является, по меньшей мере, спорным, поскольку он ограничивает свободу слова и нарушает независимость интернет-пространства. Принимая во внимание все негативные стороны законопроекта, существует положительная тенденция в том, что государство осознаёт важность блогосферы для общества, считается с ней и стремится к её регулированию и совершенствованию.
Источники:
Санин М.К., Барков Е.И. Эффективность блоггинга как маркетингового инструмента. См. КиберЛенинка
Калюжнова Н.Я. Понятие блог-маркетинга /В кн. Современные модели маркетинга. См. на studme.org
Попов А.А. Корпоративный блогинг как PR-технология. См. КиберЛенинка
Оставить комментарий