Гендерные различия в мотивации работников сферы услуг

Во второй половине XX столетия в мировой экономике произошел быстрый рост сферы услуг. В современных развитых и развивающихся странах занятость в сфере услуг (до 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других отраслях экономики [1]. Однако стремительное развитие сервисизации и масштабность занятого в ней населения не влияют на качество предоставляемых услуг. Во многом данная проблема связана с постоянной текучестью кадров в этой области, причинами которой служат разнообразные факторы: низкая заработная плата, плохие условия труда, отсутствие заинтересованности в работе и др.

Другими словами, можно говорить о понятии «удовлетворенность (неудовлетворенность) трудом». Отсюда особую актуальность приобретает изучение профессиональной мотивации (направленности, интересов и планирования жизненных приоритетов) сотрудников сферы услуг, так как соответствие профессиональных ориентиров персонала организационным миссиям их работодателей является гарантом снижения текучести кадров и увеличения производительности труда. Анализирует данную проблематику российский исследователь А.С. Ходосевич.

Проблему мотивов трудовой деятельности в своих работах рассматривают многие исследователи [2-5]. Однако конкретных исследований в области мотивации персонала и удовлетворенности трудом специалистов, занятых в сфере услуг, недостаточно. Поэтому цель данного исследования -выявление профессиональной направленности личности сотрудников сферы услуг в контексте гендерных различий.

Выборка составила 149 человек в возрасте от 18 до 52 лет, среди них 42 мужчины и 107 женщин. Все участники опроса являлись сотрудниками различных предприятий сферы услуг г. Краснодара: официанты, продавцы, сотрудники автосервиса и туризма, парикмахеры и др. Для опроса использовалась методика «Якоря карьеры». Данная методика позволяет определить ведущие карьерные ориентиры личности, которые направляют ее реализацию в профессии.

В целом в группе испытуемых достаточно высоко выражен фактор профессиональной мотивации — средний показатель по группе 6.4 (из максимальных 10 баллов). В контексте гендерных различий было установлено, что у мужчин он несколько ниже, чем у женщин (6.1 и 6.4 балла соответственно).

Результаты исследования по параметру гендерных различий показали следующее. Наиболее значимыми карьерными стратегиями для мужчин являются предпринимательство (7.2), автономия (независимость) (7.0) и менеджмент (6.9). Далее выделяются интеграция стилей жизни (6.6), вызов (6.3) и стабильность места работы (6.1). Наименьшее предпочтение мужчины отдают служению (5.2), стабильности места жительства (5.0) и профессиональной компетенции (4.8). Среди женщин прослеживается иная картина выбора карьерных стратегий. Так, наиболее часто выбираемые — стабильность места работы (7.4), интеграция стилей жизни (7.3) и служение (6.9). Остальные карьерные ориентации (автономия (6.6), вызов (6.0), менеджмент (5.9), профессиональная компетенция (5.8), предпринимательство (5.8) и стабильность места жительства (5.6)) выражены примерно в одинаковой степени, разница в средних показателях незначительная.

Таким образом, для женщин важна стабильность места работы, а также возможность совмещать и гармонизировать все сферы жизненного пространства. При этом женщины в большей степени, чем мужчины, стремятся к «работе с людьми», «желанию сделать мир лучше», реализовать общественно важные цели и быть полезными для общества. Предпринимательство, стремление создавать что-то новое и готовность к риску для опрошенных женщин представляют мало интереса в отличие от опрошенных мужчин. Мужчины в малой степени ориентированы на развитие своей компетентности в рамках определенной профессии, навыков и умений, но стремятся к управлению, интеграции усилий других людей. Для них очень важно быть хозяевами не только своего дела, но и своей жизни в целом, самостоятельно определять, когда, над чем и сколько работать. Стабильность же работы и служение для мужчин мало важны в отличие от женщин.

Таким образом, по результатам опроса, мужчины оказались более амбициозными в сравнении с женщинами. Они готовы идти на риск, открывать новые горизонты и обретать собственную финансовую и социальную независимость, но во благо себе. Женщины же, напротив, склонны к поддержанию стабильности и работы «во благо общества». Исходя из представленных данных, можно заключить, что мужчины менее склонны к построению профессионального пути в сервисной деятельности, и, следовательно, адаптация в сфере услуг у них будет затруднена, в то время как женщины, наоборот, быстрее могут адаптироваться к требованиям профессии и работать в такой организации значительно дольше мужчин.

На основании полученных результатов был проведен анализ достоверности различий предпочтений у мужчин и женщин. Достоверность различий выявлена по следующим шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность места работы, служение, интеграция стилей жизни и предпринимательство.

Таким образом, по стремлению к автономии и независимости различий между мужчинами и женщинами нет, т. е. и мужчины, и женщины в равной степени стремятся к возможности самостоятельно распоряжаться своими рабочим временем и пространством. В то же время опрошенные женщины в большей степени, чем мужчины, стремятся быть компетентными в своей области, хотят иметь стабильную работу, приносить пользу обществу и совмещать различные стороны жизни. Общий показатель направленности на карьеру у женщин также выше, чем у мужчин. Мужчины из исследуемой выборки явно чувствуют себя некомфортно, работая в сфере услуг, так как такая ориентация, как служение, т. е. направленность на помощь людям, на работу с людьми, у них слабо выражена. В то же время в приоритетах — создание своего дела и управление другими людьми.

От чего же зависят выявленные предпочтения? На основе корреляционного анализа установлено, что чем старше женщина, тем более она ориентирована на развитие в профессиональной области, на реализацию себя в профессии. В то же время выяснилось, что более старшие представительницы исследуемой группы не стремятся к руководящим постам или предпринимательской деятельности. Они также не ориентированы на конкуренцию и решение трудных производственных задач. Напротив, чем старше женщина, тем больше усиливается ее комплексное видение мира, она стремится к стабильности и безопасности на работе и в других жизненных пространствах. В то же время женщины стремятся к тому, чтобы организация-наниматель не была враждебна их целям и ценностям, т. е. давала бы возможность реализовать главные ценности жизни, не относящиеся только к профессиональной сфере. Была выявлена также прямая корреляционная связь возраста женщин и карьерной ориентации на служение.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что женщины из представленной выборки чувствуют себя достаточно комфортно, работая в сфере услуг. Мужчины с возрастом проявляют все меньше интереса к предпринимательской и управленческой деятельности. Для них также важна стабильность места работы, но в отличие от женщин достоверной связи возраста мужчин со стабильностью места жительства выявлено не было. Из представленных данных можно также сделать вывод о том, что есть прямая связь возраста мужчин с карьерной ориентацией на служение, т. е. более старшие мужчины в большей степени ориентированы на занятость в сфере оказания услуг, чем их младшие коллеги. Младшие представители мужской группы, как было описано выше, чувствуют себя не на своем месте, работая в данной сфере. По результатам опроса, они демонстрируют высокие амбициозные приоритеты, лишенные какой-либо перспективы на настоящем месте работы.

Итак, можно сделать вывод, что женщины в отличие от мужчин более осознанно выбирают место работы в сфере оказания услуг. Большинство мужчин устраиваются на работу в такие организации как на временную (например, подработка у студентов), не имея четких представлений об условиях и особенностях данной деятельности.

Полученные в результате исследования данные следует учитывать при разработке и реализации программ мотивационного стимулирования сотрудников организации сферы услуг с целенаправленным воздействием на гендерные субгруппы. Это позволит надеяться на достижение оптимальной результативности труда и предотвращение массовой текучести персонала, обусловленной неудовлетворенностью трудом.

Список литературы

1. Демидова Л. С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2.

2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. 336 с.

3. Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. М., 1983. 42 с.

4. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006. 351 с.

Больше см. на КиберЛенинка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*