Введение в эстетику труда

Труд в жизни подавляющего числа людей имеет очень важное значение, — и не только потому, что забирает по времени примерно третью часть нашего существования. Но не менее значимым для нас является и эмоциональная наполняемость труда, каким он нам представляется, тяжёлым или лёгким, почётным или предосудительным, рутинным или творческим. Многое в этом сложном психологическом и нравственно-культурном процессе определяется индивидуальной оценкой «нравится» или «не нравится».

Все мы люди, с разными вкусами и характерами, различных рас и национальностей, имеем свои собственные предпочтения, мнения, представления о творчестве и искусстве, порядке и хаосе, простом и сложном, красивом и безобразном. Что-то или кого-то мы считаем прекрасным, превосходным, идеальным, престижным, конкурентоспособным, ценным. Другие же индивиды, коллективы или предметы окружающего мира представляются нам серыми, рутинными и даже уродливыми.

Инновационный дизайн ножа для пиццы
Инновационный дизайн ножа для пиццы

При этом единого мнения о красоте или уродливости, например, картин примитивистов или абстракционистов, модной одежды, причёсок, автомобилей, мебели, татуировок, пирсинга и многого другого мы не найдём, поскольку мир и человеческие индивидуальности очень разные. По какому-то незримому закону разнообразия люди хотят чего-то нового, необычного, манящего внешним обликом или внутренним содержанием.

Почему нам нравятся, например, одни предметы труда или сам труд (автомеханика, художника, кинокритика, садовода или кого-то ещё) и не нравятся в общем-то повсеместно уважаемые профессии политика, хирурга, педагога, предпринимателя или спортсмена? Для одних людей — это мечта, реализация себя в какой-либо из перечисленных профессий, для других — это сущее наказание, как выясняется позже в процессе работы или учёбы в вузе. Разочарованным и неверно представлявшим себе данный труд индивидам приходится бросать на полпути профильные учебные заведения, резко менять профессию и свою жизненную траекторию.

По-видимому, у каждого из нас есть некая природная склонность к определённому труду или профессии, просто она неочевидна и её надо раскрыть путём перебора разных видов труда. Эта простая истина известна давно. Стало быть, позитивное ощущение от определённого вида труда задаётся генетическими или природными факторами. Конечно, это не то, что заложено в птиц, вьющих гнёзда или в бобров, строящих речные плотины. Но известные аналогии здесь уместны.

Помимо внутренних позывов удовлетворённость от выполняемого труда зависит от целого ряда других, внешних факторов — трудового коллектива, где работает человек, уважения окружающих, престижа профессии, уровня оплаты труда, визуальной и корпоративной культуры, внешней атрибутики, смены антуража (путешествий), впечатлений, эмоций.

Возникает вопрос — а может ли такая научная дисциплина как эстетика труда помочь работникам, работодателям, профсоюзам, государству дать практические рекомендации по улучшению условий и качества труда, находясь в разумных пределах по соотношению «затраты — удовлетворённость»? Если все мы очень разные, то, наверное, и общих закономерностей здесь нет?

На самом деле такие закономерности есть. Их просто надо выявить и правильно применять — подобно тому, как в экономике применяется закон спроса — при всём разнообразии субъектов хозяйственной системы он действует с неизменным постоянством. Конечно, очень многие производители кинопродукта, рекламы, видеоконтента, музыки, одежды, обуви и многого другого хотели бы заранее знать, понравятся ли их изделия конечному потребителю ещё до практической реализации задуманного. Думается, что это задача-максимум, которая видится как идеал. Она вряд ли достижима во всех без исключения случаях. Но какие-то полезные элементы мы, безусловно, получим.

Отметим также, что многие аспекты эстетики труда часто смешивают с психологией в её различных направлениях — психологией управления, восприятия, обучения, общения, усвоения ценностей, формирования идеалов, развития и разрешения внутренних и внешних конфликтов. Такое вторжение в сопредельную область вполне понятно, поскольку зачастую сложно определить линию водораздела — где кончается эстетика и начинается психология. Поэтому данным микстом будем грешить и мы, оставляя пространство для дискуссий в нашем дальнейшем повествовании.

Галкин В.В., д.э.н., профессор

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*