Принято считать, что теневая экономика – это определенная часть бизнеса, находящаяся вне поля зрения государственных налоговых, статистических и правоохранительных органов. Иногда эта часть совсем небольшая, исчисляемая несколькими процентами, но чаще ее размер достаточно велик и составляет от 10 до 40%.
Существует несколько основных определений теневой экономики. Одно из них трактует теневую экономику как часть хозяйственной деятельности, которая «не афишируется, скрываются ее участниками» и находятся вне поля зрения официальной статистики. Данная дефиниция дает интуитивно верное представление о латентном характере скрытого от наблюдения сектора хозяйственных отношений, однако в нем имеются слабые места. Если, например, органы государственной статистики нашли методы и модели, позволяющие с приемлемой точностью говорить о масштабах теневой экономики, то она, по определению, уже таковой не является.
Следующее определение базируется на правовом понимании явления как «незаконной хозяйственной деятельности». С точки зрения юридической фиксации данного феномена, теневая экономика — это экономическая деятельность, противоречащая национальному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность противоправных хозяйственных действий, которые, в зависимости от тяжести содеянного, подпадают под действие административных или уголовных правовых норм.
Теневая экономика в настоящее время существует во всех странах мира как постоянно воспроизводящаяся подсистема рыночного хозяйствования, ее позиции становятся все более прочными, а границы между официальной и теневой экономикой все более условными. Многие предприятия наряду с легальной деятельностью осуществляют скрытые финансовые или экономические операции.
Основным признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта.
Рассматривая структуру теневого бизнеса, выделяют три относительно самостоятельных вида деятельности:
— скрытая деятельность — разрешенная законом, которая официально не представлена или приуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов;
— неформальная деятельность — некорпорированная и принадлежащая домашним хозяйствам, предприятиям с неформальной занятостью, действующим на законном основании и производящим товары и услуги, как правило, для собственных нужд;
— нелегальная экономическая деятельность, являющаяся незаконной и представляющая собой производство или сбыт продуктов и услуг, которые прямо запрещены законодательством, а также нелицензированная деятельность адвокатов, врачей, банков, образовательных учреждений и т. п.
По мнению многих западных исследователей, основными причинами ухода экономики «в тень» является налоговый пресс, размеры получаемого дохода и продолжительность рабочего времени, уровень безработицы и роль государственного регулирования. В целом, распространенность теневой деятельности зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
Теневая экономика может базироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них — это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов, при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой.
Вторым источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.
Масштабы теневой экономики огромны. Хотя измерить ее точно — непростая задача, ведь теневая экономика, собственно, и возникает из-за стремления избежать измерения. Объем теневой экономики в России в прошлом году составил 620 млрд долл., а истинный размер ВВП — 1,85 трлн долл. Это ставит Россию в рейтинге ВБ на восьмое место между Италией (2,11 трлн долл.) и Бразилией (1,57 трлн долл.), тогда как сейчас она занимает в нем 12-е место между Индией (1,3 трлн долл.) и Австралией (0,92 трлн долл.).
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам Рос-комстата, в 2009 г. самая большая доля теневой деятельности приходится на гостиницы и рестораны и составляет 17,2 % этой деятельности. В операциях с недвижимым имуществом этот показатель составляет 13,6 %, в строительстве 13,3 %, в обрабатывающей промышленности 12,3 %. Самая низкая доля теневой экономики в сфере образования — 1,6 %. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды теневая деятельность не обнаружена.
Масштабы теневой экономики позволяют в данном случае судить только о степени несовершенства социально-экономических отношений, а также недостаточной эффективности управления этими отношениями.
Существует точка зрения, согласно которой масштабы движения капитала теневой экономики никоим образом не зависят от инвестиционного климата, так как теневой капитал не может инвестироваться внутри страны. Если к теневой экономике относить только изначально криминальную ее часть, то вышеприведенное утверждение не вызывает сомнений. Но сам инвестиционный климат формируется под воздействием проводимой экономической политики. Результатом же экономической политики может стать «уход в тень» деятельности экономических субъектов.
Действительно, в современном мире рост глобализации преступной деятельности в форме международной торговли наркотиками, нелегального оружейного бизнеса, проституции, отмывания денег и других форм криминальной экономики набирают невиданные ранее обороты и занимают все большую долю в международном движении капитала в теневой форме.
«Бегство капитала» возможно в любой экономике, но характерно оно преимущественно для нестабильных национальных экономик и объясняется стремлением бизнеса обеспечить защиту своих коммерческих интересов. Так, под «бегством капитала» понимается краткосрочный вывоз капитала как реакцию на политические и финансовые кризисы, в том числе возможную девальвацию национальной валюты, усиление налогового бремени, ожидание роста инфляции и будущего усиления контроля над капиталом со стороны государства. В источниках «бегство капитала» рассматривается как способ получения выигрыша при минимальных затратах от существующей или ожидаемой разницы в налогах. Большинство же исследователей полагают, что «бегство капитала» представляет собой движение капитала, противоречащее интересам государства и происходящее из-за неблагоприятного для владельцев капитала инвестиционного климата в стране, а также по причине незаконного происхождения этого капитала.
При этом последствия подобного явления весьма пагубны. То, что сейчас может казаться банальной статистикой, впоследствии благодаря значительному временному лагу может привести к необратимым последствиям для экономики и социальной сферы. Негативный эффект подобных процессов имеет свойство накапливаться и приобретать критическую массу.
Общая политическая и социально-экономическая нестабильность, выражающаяся в затяжном экономическом кризисе, высокой преступности, коррупции, непредсказуемости политических решений, приводит к постепенному оттоку капитала, который сразу можно и не заметить, но результат может стать необратимым. Потерю доверия национальных предпринимателей и иностранных инвесторов придется долго восстанавливать, особенно если речь идет о долгосрочных инвестициях.
Незаконный вывод капитала из России является одной из ключевых проблем, разрешение которых существенно повлияет на реализацию возможностей прорывного развития различных секторов экономики. Особую остроту приобретает данная проблема в связи с бурным развитием международного рынка криптовалют.
До недавнего времени власти предлагали различные механизмы возвращения капитала в страну, в частности амнистию на капитал. Но эффективность амнистии вызывает у многих специалистов вопросы. Первая волна амнистии прошла в 2015-2016 гг., и ее результаты не впечатляют: в налоговую службу поступили всего 7,2 тысяч заявлений от желающих узаконить активы.
Вторая волна амнистии капитала, проходит в 2018-2019 гг. И согласно прогнозам она может оказаться на 20% эффективнее первой волны амнистии, правда, не из-за действий российских властей, а вследствие западных санкций, которые с недавних пор реально угрожают попавшим в «черные списки» предпринимателям и чиновникам. Что же касается вывода капиталов из офшоров, то это очень сложная задача.
26 апреля американское издание Eurasia Net опубликовало материал, в котором утверждается, что суммарный капитал 200 самых состоятельных россиян вырос в 2017 г. до 485 млрд долл. США, что значительно больше золотовалютных резервов ЦБ РФ (433 млрд долл. США) и денежных накоплений всего российского населения в банках (около 389 млрд долл. США). Во многом это те самые средства, которые выведены незаконно.
Власти США прекрасно отслеживают все маршруты и конечные точки нелегального вывода капиталов из России. Соответственно они знают всех бенефициаров теневого капитала и могут ими управлять. В определенной ситуации эти люди наверняка будут подчиняться распоряжениям, поступившим не из Москвы, а из Вашингтона.
Суммарный капитал 200 самых состоятельных россиян вырос в 2017 г. до 485 млрд долл. США, что значительно больше золотовалютных резервов ЦБ РФ (433 млрд долл. США). Согласно данным ЦБ РФ инвестиции из России за рубеж в 2017 г. выросли на 73%, до 38,6 млрд долл. США. Для сравнения, в 2016 г. чистые вложения составили 22,3 млрд долл. США, а в 2015 г.— 22,1 млрд долл. США. В основном этот рост обеспечили инвестиции в новые акции. Благодаря этому инструменту прямые инвестиции резидентов Российской Федерации за рубежом увеличились на 22,5 млрд долл. США, что в 2,6 раза больше чем в 2016 г. (8,7 млрд долл. США после 8,4 млрд долл. США в 2015 г.). Объем прямых иностранных инвестиций в Россию в минувшем году опустился на 32% — до 25 млрд долл. США, в то время как российские инвестиции за рубежом подскочили на 34%, составив 36 млрд долл. США. Впрочем, как замечают в ОЭСР, Россия в данном случае идет в русле мировых трендов. Так, мировые потоки ПИИ в 2017 г. сократились на 18%, до 1,411 трлн долл. США, что составляет 1,8% мирового ВВП и сопоставимо с показателями 2012 и 2014 гг., тогда как в 2016 г. он равнялся 2,3% ВВП, а в 2015 г.— 2,5% ВВП.
Цифровые технологии приведут к «вымыванию» массовых специальностей, резко возрастет использование «уникальных» специалистов в проектах, в которых расчет оплаты труда за оказанные услуги будет осуществляться опосредованно (участием в авторском коллективе, получением роялти или внесением ноу-хау в уставный капитал другой организации).
Еще одним шагом на пути вывода капиталов должен стать разрабатываемый Минюстом России проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве»» (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств). Законопроектом предусматривается возможность перечисления денежных средств исключительно на счет взыскателя, открытый в кредитной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составят исполнительные производства, сумма взыскания по которым не превышает 3 млн руб., а также исполнительные документы о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Реализация законопроекта сделает невозможным совершение операций по обналичиванию либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации с вовлечением в преступные схемы Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций.
Совокупность принимаемых мер с учетом политической и экономической ситуации в мире должна привести к снижению вывода капиталов за границей, в том числе с использованием крип-товалют и иных нелегальных платежных систем.
Одним из ключевых экономических вызовов 2018 г. специалисты называют ситуацию с реальными доходами населения, которые снижаются с 2014 г. Только за последний год этот показатель упал на 11%. В нашей стране очень остро стоит проблема с дисбалансом в доходах богатых и бедных граждан. Согласно экспертам CreditSuisse 10% самых богатых россиян владеют 90% совокупного благосостояния. Для сравнения: в Китае в руках 10% самых обеспеченных людей сосредоточено 70% богатства.
Еще более ускоряется дифференциация не только между отдельными категориями населения, так называемыми децильными группами, но и между отдельными регионами. В Москве среднемесячный размер оплаты труда сейчас приближается к 100 000 руб., превышая почти в три раза соответствующий общероссийский показатель. Подобное развитие событий характеризует уровень доходов в городских агломерациях, с одной стороны, и в малых городах — с другой. Еще больше различий между регионами, богатыми энергоресурсами, и жителями Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Более 20 млн россиян имеют доход ниже прожиточного минимума, который равен 10 329 руб. в месяц. Согласно мониторингу Института социальной политики НИУ ВШЭ экономического положения и социального самочувствия россиян в 2017 г. 29% семей не хватает денег на одежду, 8% — на еду. Хуже всего себя чувствуют жители сельской местности. Там денег на базовые товары и продовольствие нет у 44% опрошенных семей.
Аналитический центр при Правительстве РФ посчитал, что 12 млн работающих граждан находятся за чертой бедности, а это почти одна пятая часть от всех занятых в экономике страны сегодня. Минимум 1 трлн долл. США выведены в офшоры в результате незаконных действий.
Особых способов решения этой проблемы придумывать не надо. Всё давно известно. Следует восстановить адекватную оплату труда (в США, например, минимальная оплата в час — 8 долл.), создавать качественные рабочие места, а для этого нужна чётко продуманная программа индустриализации.
Каждые два года Росстат рассчитывает такой показатель, как потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест. На протяжении последних девяти лет он не только не вырос, но и упал — в 2008 г. с 898,9 тысяч человек по всей стране до 637,6 тысяч человек в 2016 г. Это около 2,2% от всего числа рабочих мест в стране. Новые рабочие места, которые создаются в одних регионах, компенсируются их закрытием в других регионах. При этом, по данным РАНХиГС, зарплату «в конверте» сегодня получает порядка 33 млн человек, или 44,8% от общего количества занятого населения. Одновременно снижается доля россиян, которые при поиске работы выбрали бы место только с официальным оформлением.
Если в 2016 г. скрытый фонд оплаты труда составил 25,3%, в I квартале 2017 г. данные Росстата свидетельствуют о росте общего объема скрытой оплаты труда, а также «смешанных доходов», не наблюдаемых статистическими методами. Скрытая оплата труда и смешанные доходы Росстат считает балансовым методом. Скрытый фонд оплаты труда — базовый показатель при оценке масштабов теневой экономики.
По нашему мнению, цифровые технологии приведут к «вымыванию» массовых специальностей, резко возрастет использование «уникальных» специалистов в проектах, в которых расчет оплаты труда за оказанные услуги будет осуществляться опосредованно (участием в авторском коллективе, получением роялти или внесением ноу-хау в уставный капитал другой организации), что значительно увеличит теневой рынок труда.
Источники:
- Новикова Э.С., Жеребцова В.В., Кузнецова В.А. Финансы теневой экономики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011.
- Николаев Д.А. Влияние теневой экономики на международное движение капитала в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. 2018;11(5):108-117.
- Прасолов В.И., Кашурников С.Н. Минимизация угроз теневой экономики в условиях развития цифровых технологий // Экономика. Налоги. Право. 2018;11(5):74-83.
Оставить комментарий