Что такое технический и фундаментальный анализ?

На основании чего следует продавать и покупать биржевые активы частному трейдеру? Есть ли для практиков какие-либо иные рекомендации, кроме персональной интуиции и наработанного опыта? Да, такие способы существуют, хотя и не являются 100-процентно надёжными. Они тоже могут подвести трейдера — но всё-таки это лучше, чем ничего. Поговорим об этом подробнее.

Все крупнейшие профессиональные участники финансового рынка вкладывают свои средства в ценные бумаги, валюты или деривативы не хаотично и бессистемно, а с использованием специальных методов, которые выбираются в зависимости от целей инвестирования. Рассмотрим в общем виде технологию выбора типа ценных бумаг и их пропорций для инвестирования, перспективных отраслей экономики и компаний, а также способов прогнозирования ценовых тенденций.

Проблема выбора типа ценных бумаг для инвестиций естественным образом увязана с приоритетными целями инвестора, – если это надежность вложений, то выбираются в основном государственные облигации или бумаги, обеспеченные гарантиями или закладом имущества эмитента; если же цель – динамичное наращивание капитала, то средства инвестируются в акции растущих компаний и т.д. Однако любые инвестиции должны осуществляться с учетом всех возможных рисков (отраслевых, законодательных, политических, циклических). Минимизация рисков достигается в основном за счет диверсификации вложений. Таким образом, инвестору желательно сформировать такой пакет ценных бумаг с разными характеристиками, который бы обеспечивал реализацию поставленных целей и минимизировал риск вложений. Такой оптимально сбалансированный пакет ценных бумаг в практике инвестиционного дела принято называть фондовым портфелем или портфелем ценных бумаг.

Различают несколько типов портфелей, сформированных по целевому признаку:

  • Венчурный портфель (от англ. venture – рискованное предприятие). Цель портфеля такого типа – динамичный прирост капиталов инвесторов за счет вложений в молодые растущие компании «агрессивного» типа. В связи с тем, что быстро развивающимся компаниям постоянно нужны денежные средства на расширение производства, они большую часть полученной прибыли реинвестируют. Дивиденды на акции таких компаний в этой связи, как правило, невысоки.
  • Портфель стабильного дохода. Основная задача такого портфеля – обеспечить инвесторам надежный и стабильный доход на вложенный капитал. В таком портфеле преобладают правительственные ценные бумаги, корпоративные облигации с гарантийным обеспечением или закладом имущества, привилегированные акции высшего и высокого качества.
  • Сбалансированный портфель. Представляет собой набор ценных бумаг с различными свойствами; цель – обеспечение оптимального сочетания доходности и надежности. Портфель такого типа может содержать конвертируемые облигации и привилегированные акции, простые акции надежных и венчурных компаний, ценные бумаги в валюте и иные фондовые ценности.
  • Спекулятивный портфель – ориентирован на получение курсовой разницы, образующейся при купле-продаже ценных бумаг; предполагает более частую «перетряску», чем иные виды портфелей. В составе портфеля преобладают простые акции рискованного списка.

Различают также портфели, сформированные по иным признакам – территориальному, отраслевому, по видам ценных бумаг или рисков. Кроме того, применяются портфели смешанного типа – например, портфель ценных бумаг и валюты.

Особое место в деятельности участников фондового рынка имеет прогнозирование курсов ценных бумаг, их направления и динамики. И это неудивительно, так как от точности прогноза зависит прибыль инвестора, его материальное и моральное благополучие. Значимость проблемы прогнозирования заставляет участников рынка ценных бумаг постоянно разрабатывать и совершенствовать различные подходы в этом направлении, использовать все имеющиеся научные теории и прикладные разработки, включая математическую поддержку процесса принятия решений и компьютерное моделирование.

В чем же состоит сущность проблемы прогнозирования? Краеугольным камнем здесь является вопрос о том, можно ли вообще более или менее точно предсказывать экономические процессы, или же это априори невозможно. На этот счет есть разные воззрения, исходя из которых формируется та или иная теория и на которой, соответственно, базируются определенные методы экономического прогнозирования. Кратко остановимся на рассмотрении основных из них.

Каузальный подход (от лат. causalis – причинный) основан на предположении, что возникновению любых социально-экономических процессов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях экономической системы. Всякая причина порождает следствие, а следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. Таким образом, данная теоретическая конструкция предполагает, что знание причин явления позволяет делать верные прогнозы. Из этих теоретических построений логически вытекает система методов исследования рынка ценных бумаг, получившая название фундаментального анализа.

Фундаментальный анализ исследует факторы спроса и предложения, лежащие в основе колебаний курса ценных бумаг, то есть его объектом являются причины движения цен. Представители этой теоретической школы считают, что установление и выявление причин тех или иных ценовых тенденций гарантирует приемлемую точность прогноза. Процедура установления и идентификации причин, в свою очередь, связана с процессом сбора информации о ценообразующих факторах.

Аналитики-фундаменталы строят свою работу по следующему алгоритму: вначале определяется отрасль экономики, в которую целесообразно делать портфельные инвестиции. Причем все отрасли классифицированы по тем или иным признакам – например, по стадии жизненного цикла (отрасли зарождающиеся, растущие, стагнирующие, отмирающие), по сезонному признаку (сахарная промышленность, аграрное производство), по степени защиты от инфляции и последствий экономического цикла и т.п.

После того, как выбрана одна или несколько отраслей для инвестиций, определяется круг корпораций, ценные бумаги которых следует приобрести. Для осуществления правильного выбора ценные бумаги оцениваются по ряду показателей, важнейшими из которых являются:

  • Соотношение между совокупной рыночной стоимостью акций компании и ее активами. На этой стадии сопоставляется рыночная и условно-объективная цена акций, то есть устанавливается, правильно ли рынок оценил бумаги, нет ли здесь недооценки или переоценки;
  • Оценка управленческого потенциала компании, компетентности менеджмента;
  • Конкурентоспособность выпускаемой компанией продукции и перспективы развития конкурентной борьбы в отрасли;
  • Научный задел в исследованиях и опытно-конструкторских разработках;
  • Комплекс возможностей для дальнейшего роста прибыли.

Все эти сведения инвестор получает как из открытых источников (из данных статистики, аналитических статей, бухгалтерской отчетности), так и по каналам, которые носят закрытый характер (на проблеме поставки информации для участников рынка ценных бумаг мы подробнее остановимся ниже).

Итогом всех исследований и всестороннего анализа ценно-образующих факторов являются рекомендации экспертов-фундаменталов по покупке или продаже тех или иных ценных бумаг. Однако даже тщательно подготовленные прогнозы не всегда обеспечивают приемлемую точность. Причин здесь несколько:

  • во-первых, не всегда удается точно установить причины, которые лежат в основе движения цен;
  • во-вторых, некоторые факторы имеют непредсказуемый, внезапно возникающий характер;
  • в-третьих, часто не удается точно установить «вес» того или иного ценообразующего фактора, выяснить, является ли он главным или второстепенным.

Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что фундаментальный анализ имеет дело с мыслящими объектами. Эта особенность имеет немаловажное значение, так как иногда результаты сделанного прогноза приводят к его самоосуществлению или саморазрушению. Например, предсказание успеха какой-либо компании может вызвать мобилизацию сил и воодушевление ее персонала, что приведет к результатам лучше предсказанных, а предсказание кризиса способно спровоцировать панику и обострить ситуацию, что может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Другое теоретическое направление прогнозирования ценовых тенденций представляет собой технический (графический) анализ. В его основе лежит теоретическая концепция о том, что графики ценовых тенденций изменяются не произвольно, а подчинены определенной закономерности, которую следует установить и уже на ее основе строить прогнозы. Таким образом, технический анализ в противоположность фундаментальному, исследует не причины, а результаты действия спроса и предложения, то есть собственно движение цен. Сторонники технического анализа придерживаются мнения, что весь комплекс воздействий на рынок, начиная с появления новых технологий и кончая политическими метаморфозами, обязательно учитываются рынком и воплощаются в ценовом тренде. Иными словами, за бессистемными ценовыми флуктуациями лежит определенная закономерность, подобно тому, как в море волны движутся беспорядочно, но приливы и отливы повторяются с определенной периодичностью и закономерностью. Основной вопрос, который интересует экспертов-графологов, – когда ценовый тренд меняет свое направление? Когда тенденция повышения цен сменится на противоположную и скоро ли наступит этот момент?

Если за ценовым трендом стоят объективные закономерности, например, связанные с сезонностью производства, то аналитик-графолог с определенной уверенностью предскажет, что и в будущем году тенденция роста курса ценных бумаг повторится.

В своей работе специалисты по техническому анализу широко используют методы теории вероятностей и математической статистики – такие, как выравнивание статистических рядов, корреляционный и дисперсионный анализ. Иногда аналитики сочетают подходы технического и фундаментального анализа.

С появлением быстродействующих компьютеров стала развиваться еще одна отрасль прогнозирования ценовых тенденций – имитационное моделирование. Теоретические основы этого метода были заложены в середине нашего века О. Моргенштерном и Дж. фон Нейманом, которые разработали теорию игр. На ее основе были сформированы модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, то есть в ситуациях, в которых участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами.

Имитационными являются модели, основанные на компьютерном эксперименте; специальные компьютерные программы генерируют конкретные ситуации на рынке ценных бумаг, а полученные результаты обрабатываются в зависимости от целей моделирования.

К имитационным моделям обращаются тогда, когда задачу невозможно сформулировать в виде аналитической математической модели или когда аналитические и численные решения становятся неэффективными из-за громоздкости. Недостатком метода является многовариантность прогноза, большое количество возможных сценариев развития событий. Эта особенность имитационного моделирования предполагает использование в качестве дополнения к нему эвристических методов, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; полученные решения не являются обязательно оптимальными, однако сокращают время поиска решений.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*