Распространение спорта в ХІХ веке: новые спортивные практики

Конец XVIII — первую половину XIX века в историографии спор та описывают как время упадка или как “затишье пе ред бурей”. Это прежде все го обусловливалось двумя обстоятельствами: резким снижением интереса к спорту среди трудящихся масс и одновременным ослаблением поддержки таких форм массового отдыха со стороны элиты. Что касается смены приоритетов среди низших слоёв населения, то её можно объяснить рядом причин.

Во-первых, индустриализация общества вела к усилению загруженности рабочих на производстве, что не оставляло времени и сил на активный физический отдых. Во-вторых, стремительная урбанизация вырывала людей из привычного окружения, малой общины, для которой общие развлечения составляли значительную часть повседневной жизни. В-третьих, значимую роль играли призывы евангелистских проповедников, осуждавших жестокие забавы, будь то кулачные бои или футбол на городских площадях, которые вся кий раз превращались в массовые побоища.

Религиозная контрпропаганда и со звучные ей идеи Просвещения, отрицавшие любые формы физического насилия, даже игрового, тоже влияли на мировоззрение аристократов и богачей. Кроме того, Французская революция заставила аристократов сдержаннее относиться ко всяким увлечениям низших классов и к финансированию спортивных развлечений. Однако, по мнению Н.Трентера [Трентер, 2006], тенденцию к сокращению спортивной активности нельзя считать безусловной и всеохватывающей. Общественное осуждение в первую очередь было направлено на наиболее жестокие виды спорта: примитивные формы футбола, кулачные поединки, грубые и кровавые развлечения, в частности, петушиные и собачьи бои, в ходе которых страдали животные. Это обернулось тем, что аристократия начала поддерживать другие виды спорта: гонки на лодках, крикет, кёрлинг и т.п.

Однако не стоит недооценивать способность низшего слоя своими силами организовывать свой досуг. В среде мало- и неквалифицированных рабочих тот же уличный футбол ещё долгое время оставался весьма популярным. Так, что бы убрать его с улиц и площадей крупных городов графства Суррей в 1840-х годах, пришлось привлечь значительные силы полиции и даже армии. Но всё равно кое-где он успешно дожил вплоть до 60-х годов XIX века.

Такое положение дел в развитии спорта продолжалось до тех пор, пока в спортивную жизнь не вступил средний класс, который рос по мере индустриализации и урбанизации и претендовал на признание его в качестве джентльменов-спортсменов. Это повлекло за собой, прежде всего, качественное увеличение индустрии соревнований, поскольку представителей среднего класса было гораздо больше, чем аристократов и джентри. Если в 1800 году средний класс составлял пример но 3% населения Англии и Уэльса, то к 1850 году его доля возросла до 16%, а к 1900-му — до 30%.

В отличие от знатных джентльменов XVIII века, занимавшихся преимущественно прыжками, крикетом и боксом, представители среднего класса “изобрели” множество других видов спорта: греблю, плавание, лёгкую атлетику, гольф, лаун-теннис, борьбу, конькобежный спорт и т.п. Для организации соревнований по этим видам спорта понадобилось снаряжение и литература с правила ми игры, пособия с описанием упражнений и рекомендации относительно одежды, поэтому занятия спортом теперь позволяли и среднему классу демонстрировать уровень потребления, как когда-то знати.

Однако определяющие нововведения по сравнению с XVIII веком имели качественный характер. В первую очередь джентльмены буржуазного происхождения рассматривали свой спорт не толь ко как развлечение и повод для заключения пари или общения, но и как побудительный мотив для занятий физическими упражнениями. Связанные с этим теории о “здоровом духе в здоровом теле”, о мужестве и о “мускулистом христианстве” стали ядром не только воспитания в элитных интернатах и университетах Оксфорда и Кембриджа, но и собственно христианского воспитания молодёжи. Вместо спорта всё чаще говорилось об атлетизме, таким образом спортсмен превратился в атлета — персонаж, которым восхищались не только благодаря его пропорциональному телу, но и за его самодисциплину и благородство.

Многовековое аристократическое качество непредвзятости также высоко ценилось спортсменами среднего класса. Тем самым они демонстрировали умение проигрывать и презрение к слишком явному стремлению добиться успеха. Представители высших и средних слоёв английской буржуазии стали подражать обычаям аристократии. В начале XIX века война против Наполеона, борьба за колонии и против выступлений английских рабочего класса и крестьянства ещё больше сблизили оба высших класса — не только в политической жизни и в военной сфере, но и в школах и клубах. Этот процесс обусловил необходимость модернизации физической подготовки молодого поколения муж чин, что совпало с направлением реформы школьной системы Англии, в результате которой физическое воспитание было введено в программы школьного образования. Заслуга в этом принадлежит ректору колледжа в г. Регби Т. Арнольду.

Суть его реформы школьного воспитания заключалась в том, что бы старшие и более сильные подростки были не издевающимися тиранами для младших и слабых, а их покровителями и организаторами. Арнольд полагал, что этого можно достичь благодаря спортивным состязаниям, исходя из того, что лучшие в играх и соревнованиях, как правило, являются также лидерами молодёжных групп, внутри которых поддерживаются дисциплина и определённые правила чести. Отсюда его педагогический принцип: через игру и спортивные соревнования — к воспитанию и обучению.

Опыт оказался успешным и на какое-то время стал образцом для английских школ XIX века, выпускники которых не только прочно усвоили спортивный дух и традиции, но и внедряли их в массовое сознание, в образ жизни. Подобные процессы во второй половине ХІХ века происходили во многих странах, однако стремительное развитие спорта находилось в прямой зависимости от экономического роста, обусловливая его территориальное развитие: кроме Англии спорт начал бурно развиваться в США, Франции, Германии, Австрии, Италии. Наряду с проведением реформ в школах в этих странах создавались специализированные спортивные клубы, где могла проявить себя наиболее активная часть молодежи аристократического происхождения.

Тогда же развернулась деятельность профессиональных спортивных клубов. Профессиональный спорт использовали главным образом для получения прибыли от организации состязаний спортсменов-профессионалов, превратившихся в своеобразный продукт в индустрии спорта.

Среди новых форм организации физического воспитания можно назвать предпринимательские фабрично-заводские спортивные клубы, создававшиеся владельцами предприятий для своих рабочих и служащих. Клубы проводили разнообразную спортивную работу, организовывали массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия — экскурсии, походы, лагеря. Внедрялась также производственная гимнастика, имевшая целью повышение производительности труда.

Полнее см. на http://ecsocman.hse.ru/text/33443351/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*