Тайм-менеджмент в российской и мировой практике

Тайм-менеджмент в последние годы всё более интересует теоретиков и практиков управленческих процессов. Тема эффективного использования рабочего и свободного времени затрагивается в работах философов, культурологов, социологов. Естественно, что данная проблематика злободневна для бизнеса, образовательной сферы, психологии управления. Проблема временных затрат и нехватки времени в различных сферах и отраслях человеческой жизнедеятельности становится всё более актуальной и для других сфер, связанных с наукой, искусством, творчеством, спортом. Фактор времени не подлежит увеличению и накоплению, это означает, что успеха конкретная личность или организация могут добиться лишь путем эффективного использования времени. Анализ становления и развития тайм-менеджмента в России и за рубежом проводят отечественные исследователи Н.В. Киселёва и Е.М. Бронникова — их работы будут весьма полезны для студентов и практических работников, желающих изучить глубже данную дисциплину.

Основными принципами успешного тайм-менеджмента являются:

• формулирование целей;

• ранжирование целей по важности и срочности;

• борьба с «поглотителями времени»;

• контроль расходования временных ресурсов.

• подготовка перечня целей, которые необходимо достичь;

Однако, без внедрения техник тайм-менеджмента в работу организации, сложно добиться существенного повышения эффективности деятельности сотрудника.

Внедрение инструментов тайм-менеджмента в компании позволяет наиболее эффективно и рационально использовать рабочее время сотрудников. В частности, данные мероприятия способствуют повышению эффективности деятельности предприятий. неизменным преимуществом является снижение стрессовых ситуаций и нормализация рабочей обстановки. Немаловажным является регламентация рабочих процессов, четкая формализация сроков выполнения поставленных задач, что способствует снижению общей напряженности на рабочем месте.

В связи с возросшим интересом к управлению временем есть необходимость изучать и рассматривать эволюцию тайм-менеджмента, чтобы понимать современный этап его развития и осуществлять обучение персонала организации эффективному использованию рабочего и личного времени.

Идея о необходимости разработки отдельных правил, касающихся эффективной организации рабочего времени, возникла в Европе в 60-е годы XX века как реакция на ускорение темпа жизни. Попытка решить проблему за счет продления рабочего дня оказалась неэффективной. Обособление тайм-менеджмента как отдельного направления в науке и практике управления произошло в Голландии в связи с открытием специальных курсов для служащих и деловых людей по обучению планированию времени. Вскоре той же проблемой занялись специалисты в Германии, США, Финляндии и других странах. Г.А. Архангельский отмечает, что как отдельная дисциплина и область управленческого консультирования тайм-менеджмент сложился к 70-м годам XX века.

Исследователи выделяют несколько этапов в развитии тайм-менеджмента:

1. Этап тейлоризма (1910-1940 годы) Ф. Тейлор считал, что в западном обществе в начале XX века сформировался своего рода стереотип «работы с прохладцей», когда работники в силу естественной склонности, «природной лени» человека, а также в силу сложившейся культурной традиции «круговой поруки» нарочно замедляют темп работы. «Золотая середина» между необоснованными требованиями относительно скорости и производительности работы, и «природной ленью» заключается, по мнению Тейлора, именно в методах научного управления производством, в обязательном порядке включающих и такое важное направление, как управление временем. В духе идей Ф. Тейлора работали российские специалисты: А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.

Основные идеи этого этапа: анализ операционального состава деятельности, хронометраж трудовых операций, оптимизация способа работы, нормирование, карты операций, тренировка и обучение сотрудников, включение показателей временной эффективности работы в систему мотивации и оплаты труда, использование схем и графиков в планировании, календарное планирование.

2. Классический тайм-менеджмент (1950-1990 г.г). Идеи тайм-менеджмента развивались внутри теоретического и прикладного менеджмента. Произошло обогащение менеджмента как науки, возникшей на стыке экономики, психологии и социологии. Несмотря на то, что тайм-менеджмент имеет в большей степени гуманитарный характер, но использует идеи и методы математики и кибернетики. Именно в этот период в теории менеджмента добавились такие разделы, как системный, ситуационный, синергетический подходы, теория принятия решений и др.

В практическом менеджменте и неразрывно связанном с ним тайм-менеджмент-консалтинге появилось значительное многообразие исследований и практических рекомендаций. Например, в зарубежное бизнес-консультирование большой вклад внесли такие практики тайм-менеджмента, как: Джеймс Мак-Кей, Питер Друкер, Алан Лакейн, Лотар Й. Зайверт и др. Они описывают целостную систему управления временем, предлагают ряд рекомендаций по самоменеджменту.

Основная идея: управление временем аналогично управлению организацией и включает в себя те же функции и этапы: целеполагание, планирование, принятие решений и т. д. Классический тайм-менеджмент заимствует у тейлоризма и еще более разрабатывает отдельные методы тайм-менеджмента, но при этом является более личностно-ориентированным, рассчитанным на добровольное и заинтересованное практическое применение.

3. Современный тайм-менеджмент (конец XX — начало XXI века). Как социальная практика и одно из важнейших направлений бизнес-консультирования, тайм-менеджмент гораздо больше развит на Западе, чем в России. Существуют не только отдельные консультанты, но и целые консалтинговые организации, специализирующиеся на управлении временем.

Стивен Кови, в отличие от общепринятой периодизации идей по управлению временем, рассматривает четыре этапа в развитии тайм-менеджмента, между которыми существует преемственность.

Первая ступень — фиксация дел. Для нее характерно составление списков предстоящих дел с целью упорядочения и разумного распределения времени между разнообразными занятиями. Время распределяется в порядке поступления дел и на небольшом отрезке.

Люди этой ступени тайм-менеджмента умеют реагировать на меняющуюся обстановку, хорошо адаптируются, каждое дело доводят до конца. Они работают по собственному расписанию и в каждый момент времени занимаются тем, что, по их мнению, необходимо делать. Но из-за отсутствия мобилизующего чувства видения всей жизни и долгосрочных целей, они добиваются гораздо меньшего, чем могли бы.

Вторая ступень — календарное планирование. Здесь делается попытка заглянуть вперед, приурочить события к определенному моменту в будущем, поэтому широкое распространение получили перекидные календари и блокноты для записи деловых встреч, органайзеры. Дела распределяются уже на более длительный период, но при этом не соблюдается принцип приоритетности. Дела просто заносятся в блокнот в порядке поступления и выполняются в наличествующее время. Если какое-то дело не выполнено, то его выполнение просто переносится на будущий период вне зависимости от того, насколько данное дело важно.

Этот подход подразумевает продуктивность и личную ответственность человека в постановке целей, предварительное планирование будущих событий и действий. Но фокусирование на планах, целях и продуктивности возводит на трон распорядок дня. Человек изолируется от окружающих или перекладывает на их плечи свои дела, рассматривая других людей, прежде всего как средство достижения собственных целей или наоборот, как помехи на пути к целям. Приверженцы второй ступени могут добиваться большего из того, чего хотят, это не всегда означает удовлетворение их глубинных потребностей или достижение душевного покоя.

Третья ступень — планирование по приоритетам. К параметрам двух предыдущих систем добавляется ранжирование задач по важности и срочности. Здесь же появляется деление целей деятельности на коротко-, средне- и долгосрочные. Зарождается концепция ежедневного планирования, которое ведется все в тех же деловых блокнотах, но уже сложнее: сначала записывается перечень задач, а затем они распределяются к выполнению в соответствии со степенью важности и срочности.

Третий этап тайм-менеджмента делает заметный шаг в направлении увязывания целей и планов с ценностями. Существенно повышается продуктивность работы через целенаправленное ежедневное планирование и расстановку приоритетов. Третий этап считается вершиной управления временем, но он имеет некоторые серьёзные недостатки, связанные не с самой идеей, а с несовершенством парадигм и отсутствием некоторых жизненно важных элементов.

Стивен Кови справедливо критикует этот этап за бесчеловечность, так как главная проблема для современного человека заключается не столько в том, чтобы управлять временем, сколько в том, чтобы управлять собой. Четвертый этап тайм-менеджмента, по мнению Кови, должен развиваться на совершенно ином ценностном базисе, где первостепенное значение имеют не вещи и связанное с ними время, а отношения и результаты.

Четвертая ступень — современный тайм-менеджмент. Сегодня организация времени рассматривается в тесной связи с жизненной позицией личности как инструмент для максимальной реализации персонального потенциала в соответствии с жизненными ценностями, мировоззрением и мироощущением человека. Рассматривается миссия человека как предпосылка для формирования целей, цели как предмет для оснащения критериями, ценности как основа для приоритетов и жажда саморазвития как основной мотиватор. Значимым моментом и отличием от прежних этапов является приоритетность важности дела над его срочностью. Появляется новый элемент «кайрос» — качественное время, существующее наряду с привычным количественным временем — «хроносом». Этот этап вбирает в себя все достоинства первого, второго и третьего поколений, и избавляется от их недостатков.

Таким образом, изучение и анализ развития идей тайм-менеджмента помогает выбрать новое содержание и инструменты для обучения персонала организации, позволяет понять чему надо учить современных специалистов для успеха организации в целом и каждого её члена в отдельности.

Больше см. на КиберЛенинка

Бронникова Е.М. Инструменты личного и корпоративного тайм-менеджмента в деятельности сотрудников в бизнес-среде

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*