Менеджмент в журналистике

Конкуренция на современном медийном рынке крайне высока. С каждым годом всё больше появляется профессиональных онлайновых изданий, любительских сайтов, блогов, социальных сетей. И все они борются за своего читателя, потребителя текстового и видеоконтента. Медиа-менеджеры часто невесело шутят, что издателей стало больше, чем читателей, а борьба за существование обострилась до крайней степени.

В условиях перенасыщенного рынка перед редакциями большинства СМИ (за исключением тех, кто финансируется извне) стоит задача выживания, быстрого освоения новых ниш и жанров, способов подачи материала, привлечения целевой аудитории. Понимание же того, какие жанровые формы реально востребованы в практике современных журналистов, а какие уходят на периферию либо исчезают, крайне необходимо. Требуются также инновационные методы редакционного менеджмента, позволяющего оперативно реагировать как на запросы рынка, так и полнее использовать возможности штатных (внештатных) журналистов.

Как указывает М.Н. Ким, управленческие функции в редакционном коллективе осуществляют, с одной стороны, коллегиальные органы управления (редакционная коллегия, редакторат), а с другой — ответственные за выпуск издания медиаменеджеры (главный редактор, заместитель редактора, выпускающий редактор, шеф-редактор, ответственный секретарь, бильд-редактор, заведующий отдела, руководитель проектной группы и т. д.).

В современных редакциях управленческое звено издания подвержено постоянным изменениям и поискам. Здесь всё зависит не только от количественного состава редакции, но и от тех управленческих задач, которые стоят перед руководством издания. Коллегиальные формы управления, как правило, создаются в крупных изданиях. Члены редколлегии участвуют не только в выработке редакционной политики издания, но и в решении различных управленческих задач, связанных с продвижением издания на внешние рынки сбыта. В их задачи входит:

• разработка перспективных и текущих планов работы;

• контроль за исполнением наиболее важных для редакции мероприятий;

• организация выбора главного редактора;

• участие редакции в различного рода акциях и мероприятиях, и мн. др.

В данной модели отображается содержательная часть газеты в соответствии с целями и задачами издания, идейными установками учредителя канала СМИ, наконец, информационными потребностями аудитории. Именно на данной основе формируются приоритетные тематические направления газеты, рубрики, разделы, авторские колонки и т. п. Далее все эти содержательные компоненты разносятся во времени и пространстве в их тесной взаимосвязи. Именно в этом смысле метод моделирования рассматривается в процессном менеджменте как один из самых эффективных методов управления редакционным коллективом. Но, как отмечают практики, управленческий эффект достигается только в том случае, если идейно-тематическая модель постоянно корректируется и обновляется, сохраняя в неизменности только свое концептуальное ядро, так как именно от него зависит идейно-тематическая заданность издания в целом. К переменным параметрам тематической модели издания относятся:

• периодичность выхода тех или иных тематических полос и рубрик, что позволяет и редакторам, и журналистам заранее готовить материалы на определенные темы;

• жанровая палитра того или иного раздела газеты (фактографические, аналитические, художественно-публицистические и т. д.);

• лексико-стилистические особенности материалов;

• модальность материалов (положительные, критические, проблемные и т. п.);

• характер материалов (авторская публикация, редакционная статья, материалы информационных агентств, официальные публикации и т. д.);

• авторский состав (штатные и внештатные сотрудники).

Моделирование тематических полос и рубрик — творческий процесс, связанный с определением главных тематических направлений; с планированием совокупности журналистских публикаций, ориентированных на долгосрочное или краткосрочное освещение той или иной темы; разработкой тематических рубрикаторов и различных разделов; наконец, с регулярным изучением читательских ожиданий и предпочтений. В целом именно такой системный подход в разработке тематической и содержательной модели издания позволяет сбалансированно подойти к отражению действительности относительно целей и задач издания. При отсутствии такого вдумчивого и кропотливого моделирования газета теряет свою тематическую собранность и цельность, так как тематика публикаций во многом зависит от субъективных предпочтений того или иного журналиста, от случайного отображения событий и т. п. Поэтому в солидных изданиях столь серьезное внимание уделяется тематическому планированию и проектированию содержания газеты, которая требует от медиаменеджеров не только методологического подхода, но и больших организаторских усилий.

Как же на практике протекают эти два взаимосвязанных процесса?

Творческие начала при тематическом моделировании газеты проявляются, как правило, в выработке идейно-тематической концепции редакционной деятельности. Вот как, к примеру, вырабатывалась на кафедре журналистики и медиа-коммуникаций СЗИУ РАНХиГС концепция электронного общественно-политического издания «Коридоры власти». Одним из разработчиков данного проекта ^ выступила доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций К. Е. Виноградова. Содержательно-тематическая модель издания, по ее предложению, была соотнесена с основополагающей концепцией социально-политической направленности газеты, нацеленной на освещение насущных вопросов различных слоев населения и способах решения этих проблем властью. Исходя из данного положения, на гипотетическом уровне был предложен приблизительный круг освещаемых тем.

Выбор тем публикаций, по мнению К. Е. Виноградовой, может определяться в зависимости от значимости события и политических процессов. Первоочередная задача редакции — обеспечивать информационные потребности читательской аудитории в сфере политики. Освещение активных политических процессов, событий, явлений, трендов с использованием оценочной информации (от имени экспертов, специалистов в сфере управления) поможет поддержать внимание аудитории к СМИ, сформировать репутационный капитал, завоевать доверие со стороны стейкхолдеров, местного населения и интернет-аудитории. При определении основных тематических направлений была выдвинута основная гипотеза: если политика является приоритетным направлением, то многие сферы общественной жизни не попадут в общую тематическую сетку выпуска газеты.

Чтобы не допустить этого тематического «флюса», К. Е. Виноградова предложила компромиссный вариант: все проблемы жизнедеятельности людей рассматривать сквозь призму политики. Именно при таком подходе изданию удастся без отхода от основной тематической линии издания освещать социальные вопросы (спорт, образование, помощь социально незащищенным группам граждан и т.д.). Как видим, уже на гипотетическом уровне разработчики данной концепции смогли распознать тематическую односторонность в освещении политических событий. На наш взгляд, это наиболее оптимальный вариант в выработке основных тематических линий газеты. Благодаря такому подходу К. Е. Виноградовой удалось структурно построить тематическую модель издания по принципу своеобразных «коридоров» — это страницы, полосы или отделы (разделы), наполненные журналистскими и официальными материалами различной тематики. Разнообразие жанров и иллюстрации — это выбор авторов и редакторов.

Для насыщения электронной газеты оперативной и актуальной информацией предлагается наладить работу информационного отдела редакции, а точнее — ньюс-рума.

Ньюс-рум — это производственный центр редакции, куда стекается, аккумулируется, анализируется и обрабатывается вся актуальная информация. В современных редакциях под ньюс-румами понимают и «систему электронного производства новостей», и «интегрированную систему для производства новостных и информационно-аналитических журналистских произведений» и др. На наш взгляд, современные ньюс-румы выступают в качестве основных структурных подразделений редакции, так как именно здесь начинается вся первоначальная «сборка» всей газеты. По своим функциональным задачам сотрудники ньюс-рума ведут полноформатную работу, обеспечивая оперативными новостями все тематические направления газеты. За этой бесперебойной конвейерной работой, конечно, стоит большая организационная работа всех сотрудников редакции. Это и постоянный мониторинг всех информационных ресурсов сети по выявлению актуальной для газеты информации, и выездная работа репортеров на места основных событий, и участие журналистов в пресс-конференциях и брифингах, и организация собственных редакционных «круглых столов» с экспертами, и обработка поступивших в редакцию пресс-релизов, справочной и статистической информации, и, конечно, непосредственная подготовка новостных материалов к публикации. Современные ньюс-румы в отличие от работы традиционных отделов новостей не ограничивают свою деятельность только сбором, обработкой и сборкой информационных материалов, а больше ориентируются на управление знаниями. В чем это выражается?

1. Архивация большого массива информации по различным тематическим блокам. Такой подход позволяет журналистам создавать подробное досье о политических партиях, ее лидерах, общественных и государственных деятелях и т. д. Подобного рода материалы могут постоянно пополняться и обновляться, предоставляя журналистам возможность моментального доступа к любому архиву публикаций, документов, постановлений, досье, справочных и статистических материалов по любой интересующей их теме. Поэтому работа над архивацией данных предполагает не только системный, но и систематический характер для каждого сотрудника редакции, что в конечном счете может окупиться значительной экономией времени при подготовке того или иного материала.

2. Еще одним плюсом работы журналистов в ньюс-руме является непосредственный обмен знаниями (Knowledge Sharing), что в буквальном смысле означает «делиться знаниями». Что это значит? Служебные и творческие взаимоотношения между сотрудниками редакции выстраиваются в ньюс-руме не по иерархической вертикали, а по горизонтали. Журналисты могут в любой момент проконсультироваться с редакторами по интересующим их вопросам, обратиться за советом или помощью к своим коллегам, обменяться между собой интересующей их информацией и мн. др.

Задача медиаменеджеров заключается в том, чтобы создать в ньюс-руме такую рабочую атмосферу, чтобы у сотрудников было желание делиться с коллегами по редакции собственными знаниями и опытом во имя достижения общей цели. Достичь этого не просто, так как мотивационный механизм обмена знаниями наиболее сложный во взаимоотношениях с людьми. Поэтому здесь могут быть применены медиаменеджеры, как правило, применяют в своей деятельности различные мотивационные стимулы: ш материальные, производственные, личностные. Материальные хороши в ситуации начисления гонораров, которые могут выплачиваться не только за конкретную публикацию, но и за составление, допустим, архива данных по соответствующей теме, благодаря которой и было возможно оперативное освещение того или иного события.

Производственная мотивация связана во многом с кооперацией труда журналистов по выпуску отдельного номера, когда от слаженности работы каждого журналиста зависит конечный результат. Личностная мотивация предполагает наставничество, когда более опытные журналисты берут шефство над новичками, делясь с ними секретами своего профессионального мастерства. К сожалению, подобного рода традиции, которые были присущи для журналистов советской эпохи, были со временем утрачены многими современными редакциями. Но в ситуации конвергенции СМИ, когда в рамках одного коллектива приходится решать сразу множество задач по созданию мультимедийного продукта, без производственной и творческой кооперации не обойтись. В данной ситуации обмен знаниями на личностном уровне становится производственной необходимостью. Ведь как бы много не знал и не умел один журналист, все равно в редакции найдется тот, кто знает что-то лучше него.

3. Управление знаниями в рамках одного ньюс-рума предполагает не только четкое распределение обязанностей между сотрудниками редакции, но и персональной ответственности за качественное выполнение возложенных работ. В отличие от традиционных отделов новостей, где журналисты, как правило, делились по жанровому признаку: хроникер, репортер, интервьюер, специальный корреспондент, в современных ньюс-румах за каждым сотрудником закрепляется конкретный вид информационной или аналитической работы. Допустим, одни сотрудники могут отвечать за подготовку и редактирование информационно-аналитических текстов, другие, за производство аудиовидеозаписей, третьи — за верстку и монтаж, четвертые, за организацию коммуникаций с источниками информации, пятые — за проверку и оценку качества, поступившей в редакцию информации, шестые — за мониторинг всей социально-политической информации в сети, седьмые — за управление событиями… Подобного рода разделение обязанностей нацелено на сочетание узкой специализации и универсализма. Траспрофессионализм — это та тенденция, которая наметилась в современных конвергентных редакциях. Траспрофессионализм предполагает, с одной стороны, углубленную специализацию журналиста в какой-либо области, а с другой — развитые универсальные способности, позволяющие ему освещать события на любые темы. Именно траспрофессиональные журналисты и являются на сегодня самыми востребованными на рынке журналистского труда.

Как видим, работа журналистов в ньюс-руме с точки зрения управления знаниями предполагает высокий уровень взаимообмена и взаимообогащения информацией между сотрудниками одной редакции, коммуникативную открытость всех участников процесса, тесное сотрудничество и взаимозаменяемость журналистов. Только благодаря такой слаженной работе ньюс-рум способен обеспечить издание оперативной и эксклюзивной информацией.

 

Источники:

  1. Ким М. Н. Операционный менеджмент в журналистике: от тематического моделирования издания до управления знаниями // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 80-89.
  2. Ким М.Н. Управленческая структура редакции: функции и назначение // Управленческое консультирование. 2019. № 8.
  3. Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2018. №1.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*