Этика предпринимательской деятельности

Вступление мирового хозяйства в турбулентный период развития и необходимость радикальной трансформации институтов усиливают интерес экономистов к переосмыслению методологических основ экономической науки и теории бизнеса с учетом возрастающей роли в современной экономике этических факторов, которые недооцениваются сторонниками мейнстрима. Осознание тесной взаимосвязи таких явлений как «этика» и «бизнес» способствует тому, что теоретическое и практическое решение проблем социально-экономического развития оказывается более продуктивным при привлечении этического подхода. Как отмечает А. Сен [1,а23], «сущность современной экономической науки была значительно обеднена из за возникшей дистанции между экономикой и этикой». В связи с этим в настоящее время возникает настоятельная необходимость парадигмального переосмысления утвердившихся представлений о роли нравственных ориентиров и этических факторов в организации предпринимательской деятельности и выработки исследовательского инструментария, позволяющего реалистично интерпретировать взаимоотношения бизнеса и общества.

В реальной хозяйственной жизни предпринимательская деятельность определяется весьма широким спектром мотиваций, обусловленных наличием разнообразных связей с обществом и необходимостью оценки различных возможных вариантов поведения с учетом ограниченности материальных и нематериальных ресурсов, а также неопределенности изменения деловой среды. Социально-экономические структуры деловой среды и индивидуальное поведение предпринимателей выступают как относительно самостоятельные и взаимодополняющие элементы окружающей действительности, определяя двойственность хозяйственной жизни. В связи с этим можно выделить два основных компонента, формирующих мотивы бизнеса, расчетливо — рациональный (целе -рациональный) и этический (ценностно-рациональный).

В нашей стране практически в любой большой организации обязательно имеется специально разработанный для этой организации профессиональноэтический кодекс. К сожалению, очень часто это просто красивая имитация выполнения профессиональных этических норм и требований. Декларируется, но не соблюдается. Интересно мнение самих предпринимателей и топ-менеджеров на этот счёт:

«Не уверен, что он (этичный бизнес) есть в современной России — мы до него ещё не доросли»;

«Яркий пример неэтичного бизнеса — фирмы однодневки, которых в России становится всё больше. Их руководство и сотрудники заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее заработать деньги, потратить их и разбежаться»;

«Если брать в пример западные нормы, то там этичным считается такой бизнес, когда необязательно оформлять документы и закреплять обязательства партнёров на бумаге — они верят друг другу на слово. Нам же до Запада пока очень далеко — мы находимся на самой низшей ступени развития бизнеса»;

«Если в компании не воруют и не убивают, такой бизнес уже можно считать этичным».

Как видим, мнения разнятся от полного отрицания наличия профессиональной этики на современных предприятиях России до примитивного сведения профессиональной этики к отсутствию уголовно наказуемых преступлений. Кроме того, часто профессиональной этикой называют нормы делового этикета, т.е. её внешний аспект.

По сравнению с профессиональной этикой современности, другими словами постсоветского периода, в Советском союзе профессиональная этика имела ряд особенностей. В большинстве случаев она выступала в контексте идеологического обеспечения в различных видах профессиональной деятельности. В нынешнем российском пространстве профессиональная этика используется в основном в решении прикладных проблем. И, конечно, произошли существенные изменения в сфере труда, в образе жизни людей. В сфере экономики в современной России появились явления, незнакомые советской действительности: конкуренция, безработица, забастовки, рейдерство, аутсорсинг, аутстаффинг, гастарбайтеры и др.

Современный российский бизнес за редким исключением не рассматривает профессиональную этику как фактор повышения своей эффективности. В целом он пока удовлетворён своими организационными и экономическими достижениями и преобразованиями, а также тем, что ничто не препятствует ему в погоне за прибылью. И в этом смысле советская профессиональная этика, которая действительно способствовала совершенствованию трудовых отношений в коллективах рабочих и служащих, воспитывала в них такие понятия, как профессиональные ответственность, долг, честь, до настоящего времени является непревзойдённым явлением.

Интересно заметить, что в современной России в последние годы вопросы профессиональной этики стали обязательным темой рассмотрения практически всех средств массовой коммуникации и информации. В настоящее время редко встретишь газету или журнал, информационные выпуски по телевидению или радио, не говоря уже об Интернете, которые не рассматривают этические вопросы профессиональной деятельности в диапазоне от просто неэтичного поступка рядовых граждан и «сильных мира сего» до проявлений коррупции. Речь идёт о соблюдении основных правил профессиональной этики (в данном случае политической этики, этики предпринимательства, этического маркетинга), что стало заметным аргументом в политической борьбе, в экономической конкуренции, в продвижении определённых продуктов и услуг. Сейчас невозможно представить политическую борьбу, особенно в процессе избирательных кампаний, без привлечения информации о нарушениях профессиональной этики, в коммерческой деятельности в пиар-кампаниях, открывающих путь к победе в конкурентной борьбе.

Довольно часто современные российские бизнесмены нормы и правила этических кодексов рассматривают лишь как желаемые, в какой-то степени даже как модные, но необязательные рекомендации. Иногда они следуют им просто потому, что так делают другие предприниматели, бывает, чтобы произвести положительное впечатление на партнёров и клиентов, а частенько из-за боязни неприятных последствий и т.д. В случаях отсутствия опасности наказания за несоблюдение профессиональной этики такие люди забывают о моральных принципах. У них полностью отсутствует внутренняя убеждённость в необходимости выполнения этих правил. Такая этическая незрелость в бизнесе может привести к негативным последствиям как для них лично, так и для всей организации в целом.

Характеризуя место профессиональной этики в жизни современного общества, следует отметить, что профессиональное этическое образование становится обязательным в учебном процессе вузов, ссузов, учреждений начального профессионального образования. Но, декларируя необходимость изучения профессиональной этики и формирования профессионально-этических компетенций, её крайне сужают или даже подменяют её основы, предлагая изучать следующие учебные дисциплины: этика деловых отношений, деловая этика, деловой этикет, основы профессионального этикета и др.

Этические нормы и правила в бизнесе все еще находятся в процессе становления, поскольку представляют собой своеобразное соединение устаревших стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономики заимствований западной деловой культуры, и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающихся в процессе перехода к подлинно рыночной экономике.

Во многих бизнес-структурах предпринимательская этика часто закреплена в формальных документах, которые имеют рекомендательный характер (кодексы профессиональной этики, кодексы корпоративного поведения и т. п.), но подобные примеры, на взгляд авторов, ограничивают подлинное значение предпринимательской этики. Роль предпринимательской этики намного шире корпоративной культуры поведения. Она включает в себя не только специфику бизнес-процессов, бизнес-коммуникаций, бизнес-результатов, но и особенности национальной предпринимательской культуры, личностные качества бизнесмена, основы законодательства, которые регулируют предпринимательскую деятельность, а также этические нормы и принципы поведения, господствующие в предпринимательской среде. Следует также отметить, что основные принципы предпринимательской этики во многом зависят от модели экономического развития страны, от ее законодательной базы, а также от исторически сформировавшихся мировоззренческих взглядов и позиций определенной нации.

Так, историки свидетельствуют о том, что российским предпринимателям периода во все времена были свойственны сочетание расчётливости и фантазии, высокой работоспособности и умения расслабиться, стремление быть самими собой, наличие глубокого и жесткого самоанализа. Русский экономист, статистик, публицист, редактор, преподаватель политической экономии и финансового права В. П. Безобразов выделил ключевые черты менталитета русских предпринимателей XV-XVI веков: чувство меры, практический расчет, самообладание, трезвость характера, сила воли.

Русские люди исторически являются милосердными к нищим и нуждающимся. И тому есть множество примеров в русской истории. Меценатство как благотворительное движение возникло в XIX в. Самыми яркими примерами меценатов, активно занимающихся благотворительностью, были С. И. Мамонтов, П. М. Третьяков, К. Т. Солдатёнков, П. П. Рябушинский, М. Ф. Морозова. Они оказывали помощь начинающим художникам и музыкантам, способствуя развитию культуры, и, по сути, внесли неоценимый вклад в развитие духовной и научной областей жизнедеятельности русского общества. На их деньги было построено множество памятников архитектуры и искусства. Например, на средства знаменитого рода промышленников Морозовых были созданы великолепные храмы и церкви.

Помимо этого, меценаты XIX в. помогали бедным, жертвуя многочисленные средства на развитие здравоохранения. Они строили медицинские учреждения, снабжали их современным оборудованием. Таким образом, можно сказать, что еще в дореволюционной России были заложены основы этичного и нравственного ведения бизнеса в целях совершенствования моральных устоев общества. Только за период 1861-1863 гг. было учреждено 357 акционерных обществ, в том числе 53 железнодорожных акционерных общества с капиталом примерно 700 млн руб., 73 акционерных банка с капиталом порядка 230 млн руб. и 163 акционерных промышленных общества с капиталом 130 млн руб. Общее число акционерных и паевых форм предпринимательства достигло к началу XX в. 1300 единиц [Рубин, 2016, с. 398]. Свободные ремесленники и купцы, вышедшие из крепостной зависимости крестьяне, часть дворян-предпринимателей постепенно превращались в субъектов нового русского предпринимательства. Стремительное развитие бизнеса стало одним из главных факторов роста национальной экономики.

В период социалистического строительства вместо полноценного рынка наблюдались «черный рынок», «серый рынок», «розовый рынок». Предпринимательство на таких рынках практически повсеместно превратилось в теневой и недобросовестный бизнес. Его элементами выступали приписки к отчетности предприятий, завышение цен, манипуляции плановыми и отчетными показателями и др.

Современные взгляды исследователей на сущность предпринимательской этики следующие. Так, В. А. Косинов отмечает, что добавление категории честности в описание предпринимательства «представляется излишним в связи с тем, что бизнес — не обман, а обмен. Если учесть, что прибыль при этом возникает естественным образом, когда издержки предпринимательства ниже реализуемой продукции (оказываемых услуг), становится ясным, что ни один признак предпринимательства не связан с необходимостью обмана, нарушения норм морали и нравственности или какого-либо нечестного поведения». С подобным высказыванием трудно не согласиться. По мнению Д. А. Мещерякова, «предпринимательская этика должна отражать и объяснять связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений…». На взгляд авторов, именно в этом направлении следует развиваться образовательной системе Российской Федерации, поскольку в ее пределах и начинает формироваться будущий бизнесмен.

По мнению авторов, предпринимательская этика — это своего рода система противовесов, которая позволяет выработать наиболее выгодную стратегию поведения, сократить издержки, способствует улучшению имиджа компании в обществе и на рынке. Однако нельзя забывать, что в бизнесе в силу особенностей «правил игры» классические этические законы не всегда работают. Как отмечает В. А. Давыдов, «наше общество потеряло все этические традиции по отношению к деньгам. В результате возникло предельно циничное отношение к хозяйственному праву. Наивысшим благом и единственным идеалом стала прямая денежная выгода без каких-либо этических примесей». И это, к сожалению, справедливо, так как моральные требования намного выше правовых ввиду заложенного в них принципа высшей справедливости и морального идеала.

Рассуждая о предпринимательской этике, нельзя не обратиться к знаменитому труду М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»: «В характере капиталистического предпринимателя часто обнаруживается известная сдержанность и скромность…»; «В самом деле, столь привычное для нас теперь, а по существу отнюдь не само собой разумеющееся представление о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей «профессиональной» деятельности, в чем бы она ни заключалась и независимо от того, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества (в качестве «капитала»), — это представление характерной для «социальной этики» капиталистической культуры, а в известном смысле имеет для нее и конституитивное значение»; «Радость и гордость капиталистического предпринимателя от сознания того, что при его участии многим людям «дана работа», что он содействовал экономическому «процветанию» родного города в том ориентированном на количественный рост населения и торговле смысле, который капитализм вкладывает в понятие процветания, — все это, безусловно, является составной частью той специфической и, несомненно, «идеалистической» радости жизни, которая характеризует представителей современного предпринимательства»; «.для проникновения нового духа в экономическую жизнь сдвиг совершался, как правило, не отважными и беспринципными спекулянтами или авантюристами, которых мы встречаем на протяжении всей экономической истории, не обладателями «больших денег», а людьми, прошедшими суровую жизненную школу, осмотрительными и решительными одновременно, людьми сдержанными, умеренными и упорными по своей природе, полностью преданными своему делу….».

Собственно, имеет смысл рассмотреть детальное соотношение права и морали. Мораль и право можно представить в виде знаменитых кругов Эйлера. Именно пересекающееся пространство этих кругов и будет сферой предпринимательской этики. Иными словами, правовые нормы фиксируют конкретные нарушения принятых в обществе рамок. Этические законы осуждают любые проявления алчности, нечестности и т. д., а право фиксирует и наказывает только за самые злостные и опасные для общества нарушения.

Именно предпринимательская этика демонстрирует максимальное сближение этики и права как механизмов регулирования отношения между участниками бизнес-процессов. В межличностных отношениях поведение субъектов регулируется нравственными законами, в бизнесе эту роль исполняет договор, в котором прописываются все права и обязанности сторон, а также порядок выполнения прописанных обязанностей. В настоящее время постепенно развивается единая документальная система по вопросам предпринимательской порядочности. В частности, разрабатывается документ MiFID II (Markets in Financial Instruments Directive II), в соответствии с которым будут обеспечиваться более справедливые, безопасные и эффективные условия на экономических рынках. MiFID II будет способствовать большей прозрачности для всех участников экономической сферы. Благодаря новым требованиям к формированию отчетности значительно увеличится объем информации в открытом доступе и сократится количество «темных» операций во внебиржевой торговле. Новыми правилами регламентируется строгий набор организационных требований к инвестиционным фирмам и торговым площадкам, а положения, регулирующие недискриминационный доступ к центральным контрагентам (ЦКА), торговым площадкам и контрольным точкам, предназначены для повышения конкуренции.

Защита инвесторов усилится за счет внедрения новых требований к управлению и независимой инвестиционной консультации, расширения существующих правил для структурированных депозитов и улучшения требований в нескольких областях, в том числе по вопросам ответственности органов управления.

MiFID II обязывает игроков финансовых рынков максимально информировать о рисках своих клиентов. В случае сокрытия информации, повлекшей убытки клиента, ответственность ложится именно на них. Это совершенно новое явление в бизнесе, новая специфика и ключевое отличие, которое гарантирует свободный выбор личности. Таким образом, предпринимательская этика диктует необходимость этического поведения. Если участник бизнес-процесса не согласен «играть по новым правилам», то он будет исключен из «игры» как не заслуживающий доверия.

Предпринимательскую этику можно рассматривать, с точки зрения авторов, в качестве совокупности нравственных норм, понятий, суждений и способов поведения, характерных для представителей бизнес-сообщества. Она обусловлена спецификой деятельности людей, занятых в данной сфере. Следование нормам профессиональной этики способствует повышению внутрикорпоративной культуры, выстраивает отношения подчиненных и руководителя и делает их более эффективными, улучшает деловые отношения с партнерами и клиентами. Каждая личность и каждый предприниматель обладает определенными убеждениями, интересами, целями, которые он стремится реализовать в сфере своей трудовой деятельности. Несмотря на индивидуальный подход к формированию предпринимательской этики (каждое предприятие уникально), следует учитывать необходимость следования интересам общества. Именно такая деятельность бизнесмена будет считаться нравственной.

Учитывая направленность предпринимательской этики на оценку структур и институтов общества, можно считать ее социальной. «Социокультурный аспект оказывается в поле зрения исследователей предпринимательства в связи с тем, что ролевая структура этого феномена в его современном состоянии распространилась за пределы социально-экономической системы и охватила в том числе и надстроечную сферу. Предпринимательство воспринимается в современном обществе не только как хозяйственная деятельность, но и как принятие ответственности за текущее состояние и перспективы развития социальной среды». Кроме того, предпринимательская этика призвана решать задачи, которые смогут обеспечить приемлемый уровень социального взаимодействия и являться основой экономической деятельности. В каждом обществе существуют морально-этические нормы, которые создают минимальный уровень доверия в среде экономических отношений. Культурные особенности каждого этноса выявляются в подобного рода характеристике доверия. Успех международных компаний, глобальных компаний и транснациональных корпораций напрямую зависит от готовности разнородных культурных установок и этнических моральных норм к сознательному формированию единой предпринимательской этики и корпоративной культуры.

Современные этические теории, в частности идеи эволюционной этики (Р. Докинз, У. Гамильтон, Р. Триверс) предполагают, что нравственность и альтруизм есть продукт эволюции, благодаря которому человечество научилось жить совместно, разделять труд и выстраивать отношения. Это эффективные механизмы регулирования отношений в социуме, способствующие выживанию видов. Предпринимательская этика как специализированный «продукт»

тоже может рассматриваться в виде инструмента достижения наибольшей выгоды. Именно хорошая репутация, честные сделки, деловой долг, положительный образ компании в обществе и на рынке позволяют сократить издержки. То есть быть порядочным бизнесменом — выгодная стратегия ведения предпринимательской деятельности. В этой связи интересно проследить смысловые изменения некоторых этических категорий предпринимательской этики.

Понятие «категория» с древнегреческого языка переводится как утверждение, определенность, признак. В научной терминологии понятием «категория» определяют основные понятия, которые выражают наиболее полные характеристики предмета познания. В рамках этики категории выражают особенности морально-нравственных отношений. Категории начинают работать только тогда, когда образуют единую систему, где за счет них образуются единые понятийные связи. Отсюда следует вывод: если мы желаем взвешенно рассуждать о чем-либо с этической точки зрения, мы должны определить и сформировать систему категориальных определений.

В предпринимательскую этику большинство категорий пришли из классической этики без изменений, для других категорий потребовалась значительная трансформация. Это связано с тем, как полагает Мещеряков, что «предпринимательская этика является видом социальной этики, содержащим нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений».

Категории этики позволяют проследить все многообразие человеческих отношений. Любая деятельность человека всегда имеет нравственный аспект. Категории помогают дать оценку деятельности людей, определить то или иное деяние как доброе или злое, совершенное во благо или нет. Они способствуют нравственному росту человека, стремлению к должному положению вещей в природе, к общественному благу. Если в целом посмотреть на единство категорий в этике, то нетрудно заметить, что их можно систематизировать от более широких и общих, таких как добро, идеал, зло, к более индивидуальным — совесть, стыд. Основными категориями этики являются понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство.

Именно категории добра и зла в этике являются наиболее универсальными. Через них мы рассматриваем и анализируем все остальные этические категории. Благодаря этим понятиям оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Под добром принято понимать те явления и действия, которые несут благо человеку. Зло — это то, что препятствует благу, меняет и искажает общественные и личные отношения, препятствует развитию человека и общества.

Этическая категория справедливости связана с непосредственным соотношением добра и зла в конкретной ситуации. Эта категория универсальна, поскольку может «работать» на макроуровне — общественные отношения и на микроуровне — межличностные отношения.

Честь является индивидуальной категорией этики, описывающей конкретную личность. Именно через данное понятие человек осознает свое место в обществе, семье, профессии. Это выражается в необходимости человека сохранять свое доброе имя, репутацию. Не зря понятия чести и честности имеют общий корень. Через категорию чести выражается общественная оценка человека и мера его признания со стороны окружающих. Этические категории чести и достоинства охватывают сферу самосознания личности, ее оценку со стороны общества, самоуважение.

Достоинство — это категория, определяющая форму сознания самого себя. Она выражает необходимость человека в уважении, утверждении своего места и понимании собственной значимости как личности. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, всегда будет бережно относиться к другим людям.

Категория совесть играет в этической науке особую роль. Именно совесть является внутренним судьей личности. Это такой механизм, который позволяет оценить человеку собственные деяния и мысли независимо от общественного мнения. Так, совесть является сугубо индивидуальным явлением. Мы ощущаем проявления совести через стыд и раскаяние или чувство глубокого удовлетворения от правильно сделанного выбора или поступка. Можно сказать, что данная этическая категория охватывает наиболее интимную сферу самоконтроля и самооценки поведения личности.

Категория долга означает моральную необходимость выполнения определенных обязанностей в профессиональной, общественной и личной жизни. Это внутреннее требование, стимулирующее нравственное поведение, причем нравственное поведение во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Так, можно выделить несколько разновидностей долга: родительский, гражданский, семейный, врачебный и т. д.

Долг связан с категорией обязанности, охватывающей сферу моральных требований общества к человеку, с одной стороны, и их выполнение человеком, осознание им ответственности за свои поступки, с другой.

Соотнесем рассмотренные выше этические категории с предпринимательской деятельностью и выделим ключевые из них. Так, справедливость, долг, честь, совесть являются наиболее важными категориями любой профессиональной этики. Однако в предпринимательской этике необходимо соблюдать внутренний баланс между этическими нормами и прибыльностью деятельности, поскольку излишний нерациональный альтруизм и милосердие существенным образом замедляют развитие предпринимательства.

Ключевой категорией предпринимательской этики является долг, в котором находят свое выражение обязанности работников и бизнесменов. Долг заключается в потребности человека ориентировать свою деятельность на общее развитие организации, стимулирует работников быть более ответственными, стремящимися к всеобщему благу. Профессиональный долг фиксируется не только в негласных правилах поведения сотрудников и руководителей предприятия, но и зачастую документально оформляется в различных кодексах и других внутренних нормативных документах. Данные правила предписывают не только служебные обязанности работников, но и их поведение в различных ситуациях. Именно следование этим предписаниям и соответствующее поведение будут считаться этичными.

Несомненно, специалисты любой сферы должны в идеале соблюдать нравственные требования профессионального долга. Однако для представителей отдельных профессий это особенно принципиально. Например, поверхностное отношение к профессиональному долгу врача, юриста, журналиста может привести к очень тяжелым последствиям.

Категория профессионального долга тесно связана с уровнем культуры и этики предпринимателя. Низкий уровень профессионального долга может препятствовать развитию цивилизованных деловых связей, созданию прочной платформы для политического и экономического реформирования, разработки и внедрения инноваций, эффективного использования человеческого капитала.

Составной частью профессионального долга выступает понятие профессиональной ответственности, которое представляет собой особое социальное и моральное отношение специалиста к другим людям и к обществу и характеризуется выполнением нравственного долга. Профессиональная ответственность определяет способность человека сознательно выполнять нравственные требования и решать стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата. В частности, содержание данного понятия имеет весьма важное значение для руководителей предприятий различного уровня, так как эти люди несут ответственность не только за развитие предприятия, но и за благополучие своего персонала.

С профессиональным долгом также связана категория профессиональной справедливости. Она необходима для анализа эффективности управления персоналом. Отношения в любом коллективе должны выстраиваться справедливо. Это позволит избежать двойных стандартов в оценке работы «удобных» и «неудобных» людей, соратников и противников, что обеспечит благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Выстраивание деловых отношений по принципу справедливости способствует росту и процветанию всей организации.

Предпринимательская этика невозможна без категорий профессиональной чести и профессионального достоинства. В них заключено понимание самого себя как личности и оценка со стороны коллег, партнеров, клиентов. Категория профессиональной чести несколько уже категории профессионального долга. Честь носит более индивидуальный, личностный характер и отражает понимание себя в обществе, сфере деятельности. Профессиональная честь отражает понимание и ценность различных профессий в обществе. У русских купцов профессиональная честь имела особый

смысл. Многие сделки заключались без письменных подтверждений, потому что купеческого слова было достаточно. К профессиональной чести во все времена относились с трепетом и тщательно ее оберегли. Первый документ, регулирующий отношения между купцами на Руси, был принят еще в XI в. В нем были закреплены основные положения взаимодействия между торговцами, а также возможность банкротства и неприкосновенность частной собственности.

Осознание социальной значимости своей профессии составляет основу профессионального достоинства. В категории достоинства заключается признание своей ценности, самоуважения. Достоинство как нравственная категория находит свое проявление в авторитете личности в профессиональной среде, в ее решениях и поступках. Профессиональное достоинство не допустит небрежного отношения к работнику, клиенту или партнеру.

Для объективной оценки современного состояния предпринимательской этики авторами был проведен опрос среди студентов 3 курса и магистратуры (в общей сложности 130 чел., опрос проводился в 2017 г. в трех государственных вузах Москвы). Студенты ответили на вопросы о том, насколько возможны различные нарушения правовых и этических норм в бизнесе и возможно ли обойтись без нарушений вообще.

Результаты исследования среди представителей поколения Z (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся начиная примерно с 1995 г.; соответствует теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом) отражают ожидаемые предпринимательские действия профессионалов в условиях цифровой экономики. Остается надеяться, что процент положительно настроенных молодых людей на соблюдение категорий предпринимательской этики будет только увеличиваться. Предпосылками данной надежды является то, что представители поколения Z — это первое по-настоящему цифровое поколение, которое активно использует планшеты, VR- и 3D-реальность, интересуется технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой). К тому же поколение Z — первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма. Поколение Z также характеризуется любовью к просмотру сериалов и фильмов вместо социализации со своими сверстниками. Виды экономической деятельности и направления бизнеса будут трансформироваться в интернет-платформы и онлайн-среду, что поднимет вопрос (и уже поднимает) о предпринимательской этике виртуального общения, когда приоритетным становится «обливание грязью» конкурента, нежели очная ставка «на кулаках». Сейчас мы находимся на стыке сырьевой, инновационной и цифровой экономики, командного планирования и рыночной экономики, когда сталкивается культура «цифрового человека» с «живыми свидетелями эры До-интернета» — последнего поколения, живущего вне эры Интернета, которые являлись свидетелями «бизнеса по-русски» в конце XX в., коррупции, олигархии, криминальных банкротств, офшоров в XXI в. Ю. Б. Рубин справедливо отмечает: «Современное предпринимательство (не только в России, но и во всем мире) содержит пережитки предшествующих эпох развития. При определенных условиях такие отголоски могут воспроизводить тенденции прошлого и влиять на сознание отдельных людей. Игра маленьких детей «в рабов» расценивается как шалость, соответствующая возрасту, но когда в сферу бизнеса проникают люди, исповедующие принципы вседозволенности, это уже социально опасное явление».

Выделение основных категорий в содержании предпринимательской этики весьма актуально и необходимо в целях формирования и становления нравственной составляющей личности делового человека в процессе выполнения им профессиональных обязанностей.

Анализ основных категорий предпринимательской этики позволяет акцентировать внимание на ее ключевых особенностях. Так, предпринимательская этика тесно связана с правом, поскольку классические этические подходы и концепции не работают в данной сфере. Однако этика есть этика. Любая человеческая деятельность подчиняется законам нравственности. К тому же предпринимательство характеризуется собственными правилами игры, в которых обосновываются свойственные ему понятия добра и зла, правильного и неправильного.

Тем не менее очевидно одно: современное российское общество не может развиваться обособленно от этических норм и принципов. И предпринимательство, являющееся одним из проявлений социального взаимодействия между людьми, также в своем развитии обязано следовать определенным моральным принципам и установкам. Это шаг к будущей экономической стабильности не только отдельно взятого экономического субъекта Российской Федерации, всей национальной экономики в целом, но и «зеркало» российского бизнеса в глазах международного сообщества.

 

Источники:

  1. Розанова А.А., Ильин А.Б., Сизова Ю.С. Предпринимательская этика и дух цифровой экономики //Современная конкуренция. 2018.
  2. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Профессиональная этика и закономерности её развития в современном российском обществе. Интернет-журнал «Мир науки». 2015. Вып.3. См.: http://mir-nauki.com/PDF/06PDMN315.pdf
  3. Плосконосова В.П. Особенности взаимосвязей этики и бизнеса. Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2016.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*