Лидерство в бизнесе

Первое, что приходит на ум большинству людей, когда упоминают слово «лидерство», — не лидеры в бизнесе, а политические лидеры. Лидерство подразумевает, что лидер мотивирует группу, чтобы она тратила энергию на достижение целей всего сообщества. Влияние без изменений или движения — это не влияние — именно группы во главе с лидерами добиваются изменений; это трудная, но жизненно важная задача. Еще в 1514 г. Макиавелли говорил: «Нет ничего более трудного… чем взять на себя инициативу по введению нового порядка вещей». Именно лидеры стоят во главе стран и армий. Так же обстоит дело и с лидерами в бизнесе, которых часто рассматривают как самых главных людей в организации.

Тем не менее, общеизвестно, что лидеры могут находиться на всех уровнях организации, а не только на ее вершине. Более важное значение при этом имеют отношение к делу и образ мысли. Чтобы окружающие считали вас успешным лидером, необходимы не только организаторские и управленческие навыки, но и навыки лидерства — таково современное представление о лидерстве. В прошлом лидерство рассматривалось как набор врождённых черт, или как особенности стиля поведения, или как следствие главным образом той ситуации, в которой оказался лидер. В недавнем прошлом психологи и другие специалисты отвечали на вопрос «Что такое лидерство?» совершенно по-разному.

Большинство определений лидерства включает три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры — это люди, которые влияют на поведение других, а другие обычно упоминаются как подчиненные или последователи лидеров. Во-вторых, лидерство обычно исследуется в контексте групп, например менеджеров и их. В-третьих, в исследованиях лидерства делается акцент на групповой цели, которая должна быть достигнута. Таким образом, можно дать определение лидерству как процессу, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации. Однако следует учитывать, что это влияние может осуществляться различными способами. Это может быть подход, где лидер отдает команды и осуществляет контроль, или же влияние лидера оказываться путем направления действий группы и помощи ей в достижении цели.

Частью многих определений лидерства является также понятие «взаимодействие», имеющее два направления: лидеры могут влиять на последователей, а последователи в свою очередь — на лидеров. Однако, стиль влияния, подходящий для менеджера по продажам в супермаркете, может отличаться от стиля, пригодного для специалиста по компьютерным технологиям. В современной науке и практике один из ключевых аспектов, изучаемых специалистами по лидерству — это исследование стилей лидерства, факторов влияющих на выбор стиля лидерства, а также эффективности стилей лидерства.

Из практики многие специалисты Human Resourses (HR) — службы по подбору персонала — знают, что у 85 % управленческого состава российских компаний отсутствует базовое управленческое образование. Зачастую оно подменяется харизматичностью менеджера, его лидерскими способностями. Специалисты также утверждают, что 70 °% новых фирм прекращают свою деятельность в течение первого года. Основная причина этого явления — отсутствие у владельцев управленческого таланта, лидерских способностей. Лидерство, хотя само по себе и слабо поддается определению, безусловно, оказывает значительное влияние на успешность бизнеса. Но и лидерские способности не гарантируют эффективность и перспективность развития бизнеса. По свидетельству специалистов, лидерские способности должны, в свою очередь, опираться на глубокие профессиональные знания.

В идеале, каждый менеджер должен обладать лидерскими качествами, именно поэтому многие компании инвестируют в развитие таких навыков у своих сотрудников. Под лидерскими качествами подразумевается как личная эффективность специалиста, так и его умение передать свои знания и опыт членам своей команды. Профессия менеджера априори предполагает наличие у него особых навыков управления людьми, которые, безусловно, можно развить. Программы, направленные на развитие лидерских компетенций, позволяют определить сильные и слабые стороны сотрудника, выбрать наиболее важные компетенции и составить план их развития.

Наличие лидерских качеств позволяет не только успешно выполнять текущие задачи, но и самому эффективно развиваться вертикально.

Для женщин лидерство в бизнесе также имеет большое значение. Выделим три главных обстоятельства. Приоритетным стимулом становится желание получить статус руководителя компании, что обусловлено, как правило, нежеланием подчиняться при работе по найму, второе — продвинуться по социальной лестнице, а на третьем месте — желание приносить пользу обществу и желание реализовать свою идею.

В России женское предпринимательство обладает ярко выраженной социально ориентированной направленностью: большинство собственниц бизнеса (59%) относят свое дело к категории социального предпринимательства. Среди них работают в сфере социальной защиты и помощи населению 20%, в области спорта и здорового образа жизни — 11% и в сфере творческого образования детей и взрослых — 9%.

Опираясь на данные эмпирических исследований, проводимых в России и касающихся оценок управленческих возможностей российских женщин-предпринимателей, мы констатируем тот факт, что треть женщин не сомневаются в своем умении управлять людьми и убеждены в своих преимуществах перед мужчинами, две трети женщин расценивают свои менеджерские качества не ниже мужских. Подчиненные-мужчины подтверждают высокий уровень оценки лидерских качеств женщин-руководителей. В частности, опрос мужчин-вице-президентов фирм показывает высокую степень удовлетворенности мужчин техникой женского менеджмента. Мужчины полагают, что женщины незаменимы в кризисных ситуациях, поскольку стратегия их делового поведения отличается меньшей непредсказуемостью и амбициозностью. Большинство мужчин-вице-президентов (80%) ни при каких обстоятельствах не хотели бы смены женщины-лидера на руководителя-мужчину.

Женщины-руководители, с точки зрения мужчин, обладают целым рядом важных качеств: управляют коллективом, опираясь на технику «знаков внимания», умеют сочетать качества директивного и инструктивного лидера, владеют «мягкими конфликтными технологиями». Более трети мужчин, находящихся в непосредственном подчинении женщин-руководителей, к слабым сторонам женского менеджмента относят склонность к коллективным решениям и сниженный потенциал риска. Эксперты в качестве неоспоримых достоинств женщин-лидеров отмечают высокий уровень ответственности и исполнительности женщин в бизнесе. Вместе с тем, по мнению 40% опрошенных мужчин, женщины нечасто достигают больших высот в бизнесе в связи с тем, что уступают им в честолюбии. Те же 40% мужчин убеждены, что дамы являются «худшими стратегами», нежели мужчины, и не умеют принимать необходимые решения столь быстро, как этого требует ситуация.

Специфические особенности российских женщин-лидеров состоят в том, что женщины не стремятся дотянуться до мужчин в своих методах управления фирмой. Около половины женщин предполагают, что преимущества мужчин сосредоточены в области стратегических решений и анализа. В то время как в деле конкретной реализации поставленных целей женщина — весьма эффективный стратег. Можно утверждать: успеха в бизнесе российская женщина достигает не за счет мимикрии под мужской стиль управления, а посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения, и еще недавно считавшихся недопустимыми в руководстве. Сегодня гуманный менеджмент, нетрадиционный стиль управления более соответствуют изменяющимся условиям деятельности фирм и способствуют переходу на новую управленческую парадигму, суть которой состоит в отходе от жесткого управленческого рационализма в сторону большей гибкости, открытости по отношению к постоянно изменяющейся внешней среде. Именно с этой задачей женщина способна справляться наиболее продуктивно.

 

Источники:

Гребенкин А. Л. Лидерство как мотивация к социализированной власти в бизнесе. См. КиберЛенинка

Елизаров В.В., Арзуманова Н.В. Профессиональный талант и лидерство в современном российском бизнесе. См. КиберЛенинка

Зарубин В.Г., Киселёва Л.С.  Гендерные аспекты лидерства в бизнесе: мировой опыт и Россия. См. КиберЛенинка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*