Зарождение купечества в России

В русской экономической истории купечество играло одну из основных ролей. Но кем были русские купцы на этапе своего формирования и первоначального становления — торговцами, ремесленниками, кустарями или воинами-предпринимателями? Каково было их положение в обществе? На эти немаловажные вопросы российские учёные отвечают следующим образом.

В классическом варианте купечество — это «особый социальный слой, занимавшийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных товаров)». Хронологические рамки появления купцов в России охватывают период с X по XX вв. (1917 г.), т. е. десять полных столетий. На протяжении этого времени понятие «купец» не было однозначным, оно вместе с изменением социально-экономической структуры общества,законодательно-правовых актов наполнялось новым содержанием. Первое обозначение торгового человека как «купца» появилось в X в., в договоре Руси с греками 945 г., где при перечислении русского представительства был назван «купец Адунь». Слова «купец» или «купчина» являются производными от «купли», под которой понимались товар, покупка и торговля в обобщающем значении этого слова.

Наряду с термином «купец» уже с древнейших времён существовало другое слово — гость. В отличие от понятия «купец», обозначавшего всякого человека, занимавшегося торговлей,«гость»представляется человеком, торгующим с чужеземными странами или же, наоборот, это иноземный купец, иностранец, торгующий на Руси.

Древнее значение слова«гость» удерживалось в России до XVII в., сделавшись обозначением звания, которое жаловалось царём крупнейшим купцам. Торговцем же позднее стали называть, по преимуществу, содержателей небольших лавок. Если накопление купеческих капиталов в древнерусском обществе происходило, главным образом, в сфере внешней торговли, то позднее постепенно основным источником накопления для купцов стала внутренняя торговля.

Происходившие изменения в экономической, социальной и духовной жизни славян привели в IX в. к образованию государства Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов (иностранцы называли Русь «Гардарики», то есть «страной городов» ) и выгодным геополитическим положением.

Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шёлк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Руста, свидетельствовавший, что «вооружены они были прекрасно: на боку — стальной меч, в руках — копьё. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал ещё быть вооружённым купцом».

Лишь в X в. появились купцы-профессионалы. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

Это были, в первую очередь, воины-дружинники (представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов), ремесленники, княжеские и боярские слуги, т.е. те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью.

В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия — Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

В XI—XII вв. на Руси начали возникать купеческие организации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу.

По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134—1135 гг. купцы Новгорода. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Староста ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т.е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили (от слова «пошло»), т.е. потомственным купцом (пошлое купечество передавалось от отца к сыну).

Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации.

Подобные организации купечества были и в других русских городах — Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы.

О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» — первый в истории нашего государства кодекс законов (XI—XII вв.). В нем «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов — с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) — штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа — 5 гривен.

Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г. после съезда князей издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвовавших во внутренней торговле. Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришёл: простой ли, именитый ли, или посол».

Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это, прежде всего, мыт — старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» — сборщиках данного налога. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов. Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.

Таким образом, в древнерусском обществе утвердился слой деловых людей — купцов, занимающихся коммерческой деятельностью регулярно и профессионально. Низшую категорию этого слоя составляли торговые (или купчие люди), промышлявшие преимущественно местной торговлей. Высшая — это гости (от древнерусского «гостьба» — торговля), которые вели внешнеторговые операции, а также операции с другими русскими княжествами.

 

Источники:

Михеев С.С. К вопросу о динамике развития купеческого сословия Российской империи через призму эволюции российского законодательства. См. КиберЛенинка

Никифоров О.А. Зарождение купечества на Руси /В кн. История российского предпринимательства. См. на studme.org

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*