Спрос на футбол

Категория спроса — одно из наиболее значимых понятий в микро- и макроэкономике, а также в маркетинге и предпринимательском деле. Не является в этом смысле исключением и футбол, если рассматривать его как хозяйственный феномен и бизнес, способный не только выходить на самоокупаемость, но и приносить ощутимый доход.

Спрос в экономике футбола является одним из наиболее сложных и многоаспектных понятий. В то же время спрос, то есть потребность в футболе как игре и зрелище, является основополагающей категорией для государства и организаторов футбольного бизнеса, так как от спроса напрямую зависит потенциальная прибыль, доходы футбольных клубов, спортсооружений, СМИ, зарплаты игроков и тренеров.

Определением текущего и перспективного спроса на футбол занимаются по всему миру тысячи маркетологов и футбольных менеджеров, агентов и государственных служащих, работников стадионов и спортивных школ, физкультурных вузов и средних профессиональных спортивных заведений. Жизненно важен спрос на футбол для международных и национальных футбольных федераций, лиг и союзов мужского, женского, юношеского, инвалидного, корпоративного и прочего футбола.

Скажем более того, спрос участникам футбольной индустрии необходимо не просто знать и прогнозировать, но и каким-то образом стимулировать там, где он угасает или может быть значительно более высоким.

Из традиционной экономической теории мы знаем, что закон спроса формулируется следующим образом: чем выше цена на какой-либо товар, тем меньше желающих его купить. И, напротив, более низкие цены увеличивают количество покупок.

Сформулированный выше закон спроса действует в экономике футбола весьма специфическим способом. Здесь очень высока имиджевая, престижная составляющая. При одних и тех же затратах труда игроков и тренеров, издержках спортивных сооружений, тратах на транспорт, питание, отели, медицинское обслуживание женский футбол стоит в 4-5 раз дешевле, чем мужской. Зрители, например, в Великобритании не готовы платить равные цены на входные билеты и абонементы за женский футбольный продукт. Так, средняя цена билета на мужской футбол в английской премьер-лиге составляет 21,2 фунта стерлингов (примерно 33,5 долл. США), а в женской Суперлиге Британии билеты стоят значительно дешевле — от 4 до 5 фунтов стерлингов.

Более того, матчи дублирующих составов могут вообще ничего не стоить в денежном измерении, так как зрители не считают возможным приобретать билеты на встречи такого рода.

Это вообще весьма тонкий и неоднозначный вопрос – когда, где, при каких обстоятельствах и сколько готовы платить потребители за футбольный продукт – будь то тренировки, выставочные, товарищеские или официальные матчи. Спрос на футбол будет зависеть также и от многих других факторов, к числу которых относятся:

  1. Интерес к футболу со стороны потребителей. Даже в рамках одной страны разброс интереса к футболу по областям и территориям может быть существенным. В «футбольных» республиках, краях и областях, с глубокими традициями, спрос может быть стабильно высоким, в то время как в регионах, культивирующих другие виды спорта, интерес будет не таким большим. При этом при достаточной рекламной и пиар-поддержке бывшие «нефутбольные» регионы могут показывать взрывной рост популярности футбола.
  2. Платёжеспособность населения. В немалой степени зависит коммерческая привлекательность футбола от уровня благосостояния населения. В этом смысле в экономике футбола различают обеспеченный деньгами (платёжеспособный) спрос и не подкреплённый финансовыми средствами спрос. В последнем случае мы можем говорить об интересе к футболу, который в будущем, при росте доходов населения, может стать реальным платёжеспособным спросом.
  3. Сезонность. Спрос на футбол имеет выраженную сезонность, — то есть в определённые месяцы года интерес к футболу со стороны зрителей и болельщиков варьируется. Например, в период летних отпусков посещаемость футбольных матчей снижается, а весной и ранней осенью – максимально высокая.
  4. Время проведения матчей. Своё несомненное влияние на уровень спроса оказывает время проведения матчей. Неудобное время – например, в утренние часы или будние дни – снижает спрос на футбольный продукт. Обычно организаторы футбольного бизнеса выбирают время для матчей в выходные дни или вечерние часы, когда болельщики и телезрители пришли с работы и могут посвятить себя футболу.
  5. Узнаваемость игроков и брэнда клуба. Как показывает коммерческая практика футбола, спрос на зрелище во многом зависит от личной известности отдельных игроков или торговой марки клуба в целом. Такую привлекательность создаёт особая категория, которую экономисты и специалисты по маркетингу называют гудвиллом. Если говорить коротко, то гудвилл – это репутация, которая со временем начинает работать на своего обладателя. В футболе различают личный и коллективный гудвилл (подробнее о гудвилле можно прочитать в статье, приведенной в примечании).
  6. Проведение в данном городе других мероприятий или соревнований. Многообразный опыт разных стран свидетельствует, что футбольные матчи могут терять коммерческую привлекательность, если они накладываются на другие значимые и яркие события. В связи с этим при планировании игр или футбольных трансляций организаторам матчей следует учитывать это обстоятельство, которое может существенным образом повлиять на спрос.
  7. Реклама и пиар-поддержка футбольного клуба. Стимулирующим образом на спрос действуют реклама, пиар и промо-мероприятия. При соответствующей рекламной поддержке, создании атмосферы интриги и ажиотажа, спрос на футбольный продукт будет выше. Однако рекламные и промо-акции требуют инвестиций, которые должны надлежащим образом окупаться.

См.: Галкин В.В. Экономика футбола.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*