Специалисты по спортивному маркетингу и менеджменту зачастую считают, что изучение теории – пустая трата времени, поскольку не приносит конкретных умений и не даёт способов зарабатывания денег. В противовес этому распространённому мнению скажем, что нет ничего практичнее хорошей теории. Это касается как экономики футбола, так и многих других дисциплин, включая философию, историю, психологию, финансы, предпринимательство и человеческие коммуникации.
Экономику футбола в нашем курсе мы будем рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, в плане исследования футбола как обширной индустрии предпринимательства и профессионального спорта, и, во-вторых, в ракурсе экономики здоровья, образования и развлечений. И в том и в другом случае экономика футбола имеет свои специфические законы, категории, особенности, модели развития.
Вначале обратимся к законам и закономерностям экономики футбола. Наука тем отличается от прочих сфер человеческой деятельности, что покоится на определённых устоях в виде повторяющихся форм, устойчивых, подчас неочевидных связей, которые зачастую скрыты от поверхностного взгляда. Их выявление – непростая задача, учитывая различную природу этих законов, а также то обстоятельство, что действие законов зависит от условий, места и времени их осуществления. Так, принято различать эмпирические законы, которые вычленяются наблюдателями в процессе сравнения явлений. Примером такого закона может быть закон конкуренции, согласно которому на продолжительном промежутке времени выживают наиболее эффективные и экономически приемлемые формы. Эмпирическим также является закон экономического интереса к футболу, «закон побед» команды, согласно которому зрительские симпатии и доходы растут в известной зависимости от выигрышей на спортивной арене, закон прироста болельщиков и т.д.
Обычно эмпирические законы наблюдаемы, но не объясняют природу явлений. Выдвигать предположения, гипотезы, создавать теории, давать интерпретации – задача исследователей.
Помимо эмпирических, опытных законов существуют и законы теоретические, которые призваны раскрывать глубокие внутренние взаимосвязи между феноменами, вводят в рассмотрение искусственно сконструированные и ненаблюдаемые объекты, формулы, принципы, аксиомы. Так, закон спроса на футбол как зрелище можно считать теоретическим, так как для объяснения экономической эффективности футбола в разных странах теоретикам приходится вводить в рассмотрение различные допуски, модели и факторы всевозможной природы – этнического, психологического, потребительского, культурного, ценностного характера.
В экономике футбола существуют также и статистические законы, которые призваны рассматривать превалирующее явление, отбрасывая все случайные и второстепенные факторы. Следует отметить, что отделить главное от второстепенного достаточно сложно, — особенно во вновь возникающих тенденциях, где старое вытесняется новым, а основное и вспомогательное могут поменяться местами. Это явление достаточно характерно для информационной инфраструктуры футбола, для различных гаджетов и сети Интернет, которые из новомодных игрушек превратились в реальный механизм генерации доходов – в доставке брэндов, изображения и звука, платежах, покупке билетов и абонементов, общении игроков и болельщиков, создании фан-клубов и проч.
Футбол очень многообразен и многолик. Вся совокупность хозяйственных явлений, связанная с футболом и околофутбольными феноменами, составляет то, что принято называть объект исследования в экономике футбола. То есть специалисты различного профиля, работающие по любой тематике, связанной с футболом и прилегающих к нему экономических, финансовых, налоговых, бюджетных, коммерческих и прочих областях, выбирают для себя объект исследования, относящийся к ведению экономики футбола.
Если говорить об отдельных исследователях и исследовательских коллективах, то они выбирают для анализа более узкую специализацию, так как нельзя, говоря словами Козьмы Пруткова, «объять необъятное». Специально выделенная область объекта исследования называется предметом исследования. В качестве такового могут быть болельщики, футбольная индустрия, клубный бизнес, женский футбол, купля-продажа трансляций, спонсорские отношения, трансферы футболистов, контракты с тренерами и т.д.
Для выявления специфических законов экономики футбола и создания адекватных моделей тех или иных явлений, исследователи используют специальные приёмы, наработанные научным сообществом. К ним относятся методы наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, научной абстракции, индукции и дедукции. Конечно, можно не использовать эти инструменты и придумать свой способ глубокого познания сути явлений – такого, как интуиция, озарение, изменение сознания или экстрасенсорные способности. Возможно, это принесёт желаемый результат, но может и нет. Поэтому исследователи чаще всего используют проверенные инструменты – подобно лесорубу, берущему на работу топор ли мотопилу. Возможно, кто-то и сможет валить деревья силой мысли, но лучше применить хорошо зарекомендовавший себя методологический аппарат.
Мы не будем здесь подробно останавливаться на описании методов исследования и целей экономики футбола – тем более, что они в целом совпадают с аналогичными инструментами экономики спорта. Мы лишь коротко перечислим основные задачи экономики футбола как науки, которая призвана:
— накапливать и систематизировать экономические знания в области футбола;
— генерировать новые знания и исследования в сфере экономики футбола;
— выявлять и формулировать экономические проблемы, возникающие в процессе развития хозяйственных отношений в сфере футбола, а также указывать пути их решения;
— определять тенденции развития экономических процессов в отечественном и зарубежном футболе, прогнозировать их направление и динамику;
— выдавать практические рекомендации по повышению эффективности хозяйственных отношений в отечественном и зарубежном футболе.
Экономика футбола как наука призвана также ответить на такие вопросы, как:
— каковы должны быть оптимальные объемы финансирования футбольной индустрии в стране (какие результаты могут быть показаны отраслью футбола при тех или иных суммах прямого и косвенного финансирования):
— какую государственную поддержку должен получать национальный футбольный бизнес (моральное одобрение, информационное спонсорство, прямые дотации, налоговые льготы и каникулы, уменьшенная арендная плата, субсидирование кредитов, предоставление гарантий и т.д.);
— ограничения какого рода следует вводить на иностранную рабочую силу в области футбола (игроков, тренеров, легионеров, футбольных агентов, менеджеров);
— каким образом необходимо поддерживать отечественных производителей футбольной амуниции, обуви, инвентаря, оборудования и информации в условиях глобальной конкуренции.
Конечно, в подготовке ответов на эти вопросы можно обойтись и без науки. Однако на практике мы хорошо видим, к чему приводит малое использование потенциала экономики футбола в России. Российский футбольный союз, футбольные клубы, женский, инвалидный футбол и ряд других важных направлений испытывают нарастающие сложности с финансированием, уповая, в основном, на государственную поддержку. В то же время численность потребителей футбольного продукта (болельщиков и зрителей) не растёт. Поэтому привлечение специалистов и исследователей в данную сферу следует считать необходимостью.
См.: Галкин В.В. Экономика футбола.
Оставить комментарий