Составляющие спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент является дисциплиной комплексной, которая состоит из трёх основных компонентов – научной части, опытно-практического компонента и искусства, составляющего творческий элемент. Пропорции в «рецептурном составе» спортивного менеджмента могут быть самые разные: преобладание того или иного компонента формирует управленческие компетенции и стили – академический, эмпирический и ситуационно-творческий.

Коротко охарактеризуем составные части спортивного менеджмента.

Научным принято называть подход, основанный на установленных законах, закономерностях, устойчивых взаимосвязях между явлениями и объектами, действиями и результатами. Например, всех нас с детства учат таблице умножения, которую печатают на последней странице тетрадей. Эта таблица – научная основа счёта. Если ею пользоваться, то мы будем получать правильные результаты вне зависимости от того, в каком настроении мы находимся, что считаем (предметы или деньги), кто мы по национальности, полу и возрасту. В науке это обстоятельство называют объективностью. То есть спортивный менеджмент в одной из своих компонент базируется на объективных законах и закономерностях (подробнее см. здесь).

Следующим важнейшим компонентом спортивного менеджмента является опытно-практическая часть. В некоторых случаях она вытесняет научную составляющую, если предприниматель или наёмный менеджер не изучал спортивного менеджмента как науки. Опираясь на метод проб и ошибок, опыт коллег и собственные наблюдения, человек может стать неплохим менеджером – в тех случаях, когда у него есть необходимые качества и природный талант. Тогда научные законы и принципы менеджмента он постигает интуитивно, через общение, анализ окружающей обстановки, бытовые и спортивные ситуации, через тренировочный процесс.

Здесь мы должны упомянуть тот факт, что большинство российских тренеров, спортивных педагогов и специалистов по физической культуре не имело и не имеют теперь базовой научной и образовательной подготовки. Видимо, в бывшем СССР считалось, что учитель физкультуры никогда не будет завучем или директором школы, тренер всегда будет тренировать подопечных и не станет руководителем департамента обладминистрации или министром спорта. Есть большие пробелы в подготовке и переподготовке спортивных менеджеров сейчас. В профессиональных спортклубах, федерациях, в вузах и ИПК научному менеджменту уделяется всё ещё недостаточное внимание – упор делает на эмпирику, управленческие шаблоны, а также на опыт практической работы.

Наконец, третьим, заключительным компонентом спортивного менеджмента является творчество, искусство, обаяние и артистизм администратора. Личные качества менеджера, лидерство, внешность, воля, умение донести до коллектива свои идеи, увлечь энтузиазмом и личным примером – всё это играет подчас решающую роль как в спортивном менеджменте, так и в тренерском деле.

Менеджмент как наука и профессия

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*