Реформы Дэн Сяопина: анализ опыта Китая

Экономический путь, проделанный Китайской Народной республикой за последние четыре с небольшим десятилетия, впечатляет даже самых заядлых скептиков. Из потрясающей бедности и даже нищеты абсолютного большинства населения Китай вышел ныне в локомотивы мировой экономики, лидируя по производству промышленных и потребительских товаров, по темпам роста хозяйственной системы (который не опускается все эти годы ниже отметки в 6,5%), по масштабам золотовалютных резервов, по инновациям и многим другим показателям. Экономисты из западных стран уже более десятилетия предсказывают неминуемый спад экономике Китая, резкое торможение в промышленной и финансовой системе КНР. Но, как и в кризисных 2008-2009 гг. экономика Китая не впадает в кризис, юань не девальвируется, а зарплаты и жизненный уровень китайцев неуклонно растёт под руководством политического монополиста — Коммунистической партии КНР.

В октябре 2015 года ЦК КПК принял решение о том, чтобы к 2020 году в 2 раза увеличить ВВП на душу населения страны по сравнению с 2010 годом. Была поставлена задача к 2020 году построить общество «сяокан» (общество малого благоденствия). При этом, ВВП на душу населения по плану должен вырасти до 10 000 долларов. В настоящее время на душу населения Китая приходится около 8 тыс. долларов, и по этому показателю он почти сравнялся с Россией — 8,4 тыс. долларов на человека. Средняя заработная плата в городах Китая выше, чем в России (57 тыс. рублей в месяц в Китае против 32 тыс. рублей в месяц в России). При этом, была поставлена задача к 2020 году ликвидировать бедность в сельских районах. Для этого необходимо поднять уровень жизни около 70 млн китайцев, которые живут за чертой линии бедности (примерно 2 доллара в сутки на 1 человека), реализовать мечту каждой китайской семьи — осуществить покупку 4-х основных предметов потребления: велосипеда, радиоприемника, вентилятора, швейной машины. На XVIII съезде КПК было решено к столетию со дня основания Китая, т.е. к 2049 году построить цивилизационное богатое социалистическое демократическое государство.

Естественно, такой опыт реформ достоин всестороннего и тщательного изучения — он оказывается полезен как для развитых и развивающихся стран, так и для государств третьего мира, которые только планируют сделать рывок вперёд.

Дэн Сяопин (1904-1997)
Дэн Сяопин (1904-1997)

Одной из главных причин успехов китайской экономики за последние 40 лет являются те реформы, которые начал Дэн Сяопин с 1978 года. Роспуск в 1978 году коммун и передача сельскохозяйственных земель в аренду китайскому крестьянину, которые сопровождались снижением налогов и уменьшением закупочных цен, способствовали мощному рывку в развитии полупатриархальной китайской семьи. Дэн Сяопин обладал огромным опытом и помнил о провале экспериментов Мао Цзэдуна в 50-70 годы: «народных коммун», «большого скачка», «культурной революции».

Необходимо помнить, что Дэн Сяопин в 20-е годы XX века посетил Советскую Россию и мог наблюдать успешную реализацию НЭПа, которая спасла экономику страны в период жестокого кризиса. Вероятно, именно идеи НЭПа, а также успешные реформы в соседних с Китаем странах произвели сильное впечатление на китайского лидера и помогли ему решиться на проведение радикальных реформ, многие из которых во многом схожи с преобразованиями, проведенными во время НЭПа в Советской России.

Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI в. на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации — ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и повышение ее эффективности на базе развития научно-технического потенциала. Исходя из того, что наука есть «главная производительная сила», он относил ее развитие к важнейшим задачам экономического строительства, одновременно призывая к заимствованию передовых зарубежных научно-технических достижений. Постановка задачи по развитию науки и техники связывалась Дэн Сяопином с повышением роли интеллектуального труда в осуществлении модернизации и вообще положения интеллигенции в обществе.

Государственная основа — социализм, потому что он дает возможность обеспечить необходимую концентрацию материальных и людских ресурсов для ускоренного социальноэкономического развития и достижения всеобщего благосостояния, не допуская сосредоточения основной части общественного богатства в руках малой части общества. Но социализм в Китае строился с учетом национальной специфики, заключающейся в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости, в условиях дефицита пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. Поэтому с начала разработки стратегии модернизации Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой. Учитывая, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиально теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI в.

Экономическую основу этой модели составляет общественная собственность на средства производства, при этом поощряется развитие несоциалистических секторов экономики, включая частный сектор. Дэн Сяопин отказался от буквалистского противопоставления плана и рынка, рассматривая и то, и другое лишь как средства в руках государства, не определяющие его сущность (поскольку при социализме, также как и при капитализме, используется и план, и рынок) и в период реформ 80-90-х гг. руководство КПК постепенно через ряд промежуточных этапов, расширяло роль рыночных отношений как главного регулятора развития экономики.

Основные средства осуществления модернизации — реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствии с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы в конечном счете повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы. Политико-идеологическая надстройка характеризуется в его теории как диктатура пролетариата под руководством Компартии Китая. Политическая жизнь страны строится в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК и марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна ради обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ — политической стабильности. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Дэн Сяопин отказался от заимствования западной модели демократии с разделением трех ветвей власти и борьбой партий за власть, считая ее не подходящей для китайских условий. Содержание же реформы политической системы состоит в повышении эффективности существующей ныне системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами, и т.д .

Проведение в жизнь курса Дэн Сяопина неразрывно связывается с превращением Китая в современное правовое государство, управляемое на основе закона, при сохранении руководящего статуса Компартии и существующей в КНР системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества под руководством КПК. За годы реформ был разработан огромный массив законодательных актов, регламентирующий все стороны экономической, государственной и общественной жизни.

Особое значение и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации придается правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без которой невозможно успешное проведение курса на модернизацию, поэтому вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находятся в центре внимания руководства КПК.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются развитие и мир, сохранение которого является гарантирует успешное проведение модернизации КНР. Особое значение для народов Китая и СССР имеет то, что взаимное преодоление прежних идеологических стереотипов и разногласий привело к нормализации советско-китайских отношений.

Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство — два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване, после их воссоединения с КНР, существующего там капиталистического строя.

Так, 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения. США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань как неотъемлемую часть Китая. 1 июня 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществило восстановление суверенитета над Аомэнем.

Следует отметить, что шаг навстречу коммунистическому Китаю со стороны США не был благотворительностью — американцы открыли для китайских компаний свои рынки и по политическим соображениям — для того, чтобы оторвать КНР от СССР, показать всему миру, чего может добиться страна, ставшая на путь сотрудничества с Западом.

При разработке программы социалистической модернизации Дэн Сяопин не имел готовых ответов на сложнейшие вопросы ее осуществления в столь огромной стране, какой является Китай. Разработка этой программы велась методом «переходить реку, нащупывая камни».  Данный лозунг употребляется в Китае в качестве синонима осторожного подхода к решению экономических проблем. Одним из главных факторов, предопределившим успех китайских преобразований, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса.

Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая после окончания разрушительной «культурной революции», приведшей страну к такой опасной ситуации, когда, по сути, надо было решать проблему спасения нации и государства. Важнейшей особенностью политики Дэн Сяопина было то, что она всецело была подчинена задаче наращивания совокупной государственной мощи и улучшению жизни народа. Отсюда — взвешенный и ответственный подход к последовательности, глубине и темпам преобразований, стремление по возможности избегать радикализма в принятии решений.

Дважды смещавшийся со своих постов Мао Цзэдуном Дэн Сяопин никогда не пытался подорвать авторитет своего предшественника. Проводя реформы, строя сильное государство, он не чернил предшествующий период истории КНР, в то же время отмечал и критиковал негативные моменты этого периода, содержавшиеся как в практике социалистического строительства, так и в идеях иных руководителей.

Опыт двадцати лет реформ показал, что Дэн Сяопину удалось вывести страну из состояния политической, социально-экономической отсталости и обеспечить начало ее поступательного развития. Дэн Сяопин проводил реформы в тяжелейших исходных условиях, но все же смог вывести страну из состояния отсталости на путь социалистической модернизации. Так как крестьянство составляет большинство населения Китая, Дэн Сяопин начал реформы, в первую очередь, в деревне, дав крестьянам свободу распоряжаться продуктами своего труда. Коммуны и производственные кооперативы были демонтированы, вместо этого в деревне был введен семейный подряд: крестьянам передавались в пользование ( подряд, аренда ) земли ( обычно сроком на 3-5 лет ); крестьяне должны были после выполнения обязательств по продаже части выращенного урожая государству по твердым ценам делать отчисления в пользу бригад, оставшейся частью продукции крестьянский двор вправе был распоряжаться по своему усмотрению.

Переход к системе семейного подряда привел к повышению эффективности и росту темпов производства, высвобождению значительных излишков сельской рабочей силы. Политика жесткой изоляции, преграждая возможность миграции в города, способствовала концентрации избыточного труда на селе. Это фактически положило начало формированию новых направлений модернизации, но за пределами системы семейного подряда. Бурный рост неземледельческих форм производственной и хозяйственной деятельности, известных в Китае как поселково-волостные предприятия, свидетельствовал о новом этапе общественного разделения труда в деревне.

Затем, стабилизировав ситуацию и создав основу для формирования рынка, в середине 80-х гг. приступил к широкому проведению реформы в городе. Он отбросил стереотипы уравниловки и призвал дать возможность на первом этапе достичь зажиточности части людей и части регионов, чтобы добиться ускорения общего экономического развития, которое позволит впоследствии подтянуть отстающие регионы, отрасли и т.д. Все предпринимаемые им шаги проходили в постоянном противодействии тем, кто оставался на позициях прежней модели социализма со всеобщим огосударствлением собственности и уравниловкой, а также тем, кто требовал отказа от социализма и заимствования западной системы демократии.

Важным фактором, предопределившим успех китайских реформ, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса. Дэн Сяопин уделял внимание активному изучению мирового опыта социально-экономического развития, он, тщательно изучив кризисную ситуацию в Китае, выявил особый социалистический путь развития для Китая. Дэн Сяопин взвешенно и ответственно подходил к последовательности, глубине и темпам преобразований, полагая, что реформы должны, прежде всего, проводиться в интересах общества.

Важной особенностью процесса модернизации являются сильная государственная власть. Эффективность реформ Дэн Сяопин видел в политической стабильности. Политическая система однопартийного доминирования обеспечивает, прежде всего, стабильность в обществе.

Также важной особенностью реформы Дэн Сяопина, которая определила ее успех, явились внешняя политика открытости и широкое привлечение иностранных инвестиций. Были созданы особые экономические районы (ОЭР), ориентированные на внешний рынок, также создавались открытые экономические зоны в приморских районах, беспошлинные зоны, открытые приморские города.

Дэн Сяопин начал экономическую реформу с самого слабого сектора экономики — сельского хозяйства, его подход к проблеме выбора пути и средств развития всегда носил комплексный характер, он основывался на учете общего баланса взаимодействия и взаимовлияния всех сфер жизни страны при принятии стратегических решений.

Другой важной особенностью китайской реформы называют отказ от одномоментной всеохватывающей либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики.

Также достаточно длительное существование двух экономических систем — планово- распределительной и рыночной — явилось одной из характерных черт реформы. Происходило постепенное ослабление монопольного положения госсектора в промышленности, были созданы условия для относительно свободного доступа на рынок частных и коллективных предприятий, а также предприятий с участием иностранного капитала.

Дэн Сяопин в 1979 г. выделил две важнейшие особенности Китая, которые определяют специфику модернизации китайского типа — слабость экономической основы и многонаселенность. Одновременно он сформировал четыре основных идеологических и политических принципа: отстаивать социалистический путь, диктатуру пролетариата, руководство Компартии, марксизм-ленинизм — идеи Мао Цзэдуна.

В условиях длительного реформирования всей экономической жизни страны на рыночной основе невозможно было избежать негативных явлений, таких как поляризация общества, разрыв в уровне развития города и деревни, возрастание коррупции на фоне бедности населения. Условия для этих явлений постоянно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому сохранение социально-политической стабильности во многом зависит от политической воли, умения и способности власти противодействовать негативным явлениям, ограничивая их масштабы и степень воздействия на экономику, общество и саму государственную власть, умения учитывать и регулировать интересы новых социальных слоев и решать возникающие в связи с этим противоречия.

В теории Дэн Сяопина китайские обществоведы выделяют учение о развитии, политическую идеологию, экономическую философию и другие аспекты. Сердцевиной учения о развитии является вывод о социалистическом характере модернизации КНР, единстве политики и экономики, гарантирующем, в отличие от СССР и стран Восточной Европы, социалистический путь Китая. Дэн Сяопин вышел на новый уровень понимания социализма, стержнем которого становится освобождение и развитие производительных сил, а система организации нацелена на избавление общества от эксплуатации, имущественной поляризации и достижение всеобщего благосостояния. Экономическая философия Дэн Сяопина основана на комплексном подходе к проблемам модернизации, увязывая воедино производственные отношения, надстройку, политическую систему, культуру, мораль, развитие самого человека и т.д. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина признано философское осмысление возможностей «использования шанса» для подъема производительных сил Китая, что успешно претворено в жизнь. Ядро политической идеологии Дэн Сяопина составляет политическая стабильность как гарантия успеха модернизации.

Реформы, начатые и проводившиеся под руководством Дэн Сяопина и в целом успешно продолжающиеся и сейчас, уже состоялись. Именно за это время Китай совершил невиданный скачок в развитии экономики и приведения китайского общества к уровню «среднего достатка», обретя прочный статус одной из сильных стран в мировой экономике.

Опыт проводившихся под руководством Дэн Сяопина реформ вызывает огромный интерес в России и в мире. Он основан на реальных успехах Китая, достигнутых в кратчайшие, по историческим меркам, сроки и на неизбежном сопоставлении китайского опыта реформ с реформами в последние годы существования СССР и постсоветской России.

 

Источники:

  1. Просеков С.А. Достижения и проблемы социально-экономического развития современного Китая (к 40-летию реформ Дэн Сяопина) //Теор. экономика. 2018.
  2. Регзенова Д.Б-О. Основные принципы и сущность реформ Дэн Сяопина //Вестник Бурятского гос. ун-та. 2010.

1 Kомментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*