Менеджмент и управление как понятия

Вопросы управления привлекают внимание с давних времен, со времен Платона и Аристотеля. Тем не менее, до сих пор нет однозначного определения термина «управление». Исследователи расходятся во мнениях, что же такое управление — деятельность, процесс, способ или что-то иное. Более того, существуют и различные мнения по вопросу эквивалентности понятий «менеджмент» и «управление» в русской интерпретации. Нет единственного, рекомендуемого всем определения менеджмента.

Значительная часть исследований так или иначе затрагивает процессы управления, но при этом неопределенность самого понятия для неискушенного ученого может представлять дополнительную сложность. Анализ существующих исследований и сравнений обозначенных терминов не позволяет получить ответы на интересующие нас вопросы. Предлагаемая здесь трактовка позволит внести определенную ясность или, по крайней мере, несколько сократить разночтения, многообразие которых может поставить в тупик.

«Management» — английское слово и, возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с ХVI в., образованное от глагола «menager» (т. е. умело подготавливать, тщательно упорядочивать). Очевидно возникло оно в связи с занятием, которым занималось большинство населения этой страны, и обозначало умение вести домашнее хозяйство, оперировать средствами и предметами труда, оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Так, О.Н. Мельников даже утверждает, что первоначально понятие «менеджмент» означало умение и искусство управлять лошадьми и именно с этого определения, по его мнению, начинается история данного термина.

Менеджмент выделился в самостоятельную область научных знаний в конце XIX — начале XX в. К этому времени относятся и первые работы ученых, пытавшихся обобщить опыт, накопленный в области управления, и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тэйлор, инженер-практик и менеджер, рассматривавший вопросы рационализации труда и производства с целью повышения их эффективности и производительности. Можно добавить, что у истоков менеджмента наряду с Ф. Тэйлором стояли Адам Смит и Макс Вебер.

Другой крупный специалист в области менеджмента — А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Кроме Ф. Тэйлора, можно отметить супругов Гилбертов и Г. Гантта, который считал, что преуспевание в менеджменте — это успешное достижение поставленных целей с применением знания, полученного в результате научного анализа и синтеза.

Другим представителем, занимающимся осмыслением понятия «менеджмент», был Г. Эмерсон. Он искал верные управленческие решения по поводу качества выполненной работы, организованности, полезности всех совершаемых действий, опираясь на общие социально-психологические и экономические основы. Он выступал категорически против бесполезной траты времени, сил и денег. Эти идеи и сегодня имеют основополагающее значение для понимания менеджмента, они эффективны в рассмотрении различных ситуаций.

Системы этих философов-управленцев анализируются и идеологами менеджмента, среди которых А. Файоль, выделивший шесть «обязанностей» менеджмента, рассматриваемых сегодня как ключевые функции работы руководителя: предсказание, планирование, организация, координация, командование и контроль. При этом А. Файоль утверждал, что в конечном результате, после проведенного мероприятия, проявляются все достоинства и недостатки предшествующей работы как руководителя-менеджера, так и всего коллектива исполнителей.

Немалое значение имели и труды П. Друкера, который связывал политические проблемы с экономическими. Огромное внимание он уделял вопросам социальной среды, философскому смыслу своей работы, которая должна следовать поставленным целям и быть полезной и необходимой потребителю, и писал, что «менеджеры не должны быть только лишь технократами; они обязаны понимать социальное значение своей деятельности».

В российской и советской практике менеджмент рассматривался как научная организация труда (НОТ). Представляя  управление, предпринимательство как науку и как искусство, С.Н. Булгаков отмечал, что науке управления следует учиться, осваивая предшествующий опыт, опираясь на собственные знания, интеллект, а искусству управления научиться сложнее, так как оно требует эстетического отношения к делу, интуиции, эмоциональных ощущений, стремления к красоте и совершенству.

Сегодня менеджмент рассматривается философией управления, которая объединяет учёных в определении смыслов и содержания данного понятия, поиска наиболее важных и значимых проблем для современности.

Кроме того, на этой базе формируется много смежных научных отраслей, которые рассматривают различные грани данного понятия, это: социология управления, психология управления, управленческая логика и эпистемология, не говоря уже о самой теории менеджмента, которая представляет собой уникальное явление, имеющее философское, культурологическое, семиотическое, экономическое, психологическое, информационное обоснование. И все эти подходы к определению данного понятия имеют свои особенности.

Некоторые ученые пытаются разграничить понятия «менеджмент» и «управление», указывая, что они не являются синонимами в основном из-за различий объектов управления. При этом утверждается, что термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам; управлять можно автомобилем, самолетом и т. д., а осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей — отдельному человеку, коллективу и т. д.

Эти утверждения не обоснованы. Попробуем рассмотреть понятие «менеджмент» с данной точки зрения, т. е. английские эквиваленты, также обозначающие управление.

Так, для обозначения управления техническими средствами, при управлении автомобилем, в английском языке используется слово «control», «drive». Когда речь идет об управлении государством, используется слово «government», а когда говорится об управлении человека самим собой, — слово «govern». Административное управление, управление делами обозначается словом «administration», если речь идет о формальных правилах поведения, без учета индивидуальности сотрудников. Для обозначения управления в организациях в английском языке используется слово «management» и применяется для обозначения управления организацией и людьми с учетом индивидуальных особенностей сотрудников.

В российской теории и практике управление иногда понимается как бюрократическое руководство. Это является остаточным понятием управления советского времени.

Таким образом, будем считать правильным, что если речь идет об управлении хозяйствующим субъектом, понятия «управление» и «менеджмент» синонимичны.

Обязательное для применения определение менеджмента отсутствует. Систематизируем существующие определения на предмет выявления общих черт.

В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления. Так, управление часто называют функцией, деятельностью, способом, процессом, наукой.

Но функция, способ и действие — более узкие понятия, означающие по сути осознанную деятельность. Так, функция определяется как деятельность, обязанность, работа, способ — как действие или система действий, применяемые при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь, а действие — как проявление какой-либо энергии, обнаружение какой-либо деятельности. Процесс — это протекание, ход какого-либо явления, совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Как видим, менеджмент трактуется очень широко, но все определения, если разобраться, характеризуют осознанную деятельность. Таким образом, под управлением и менеджментом будем понимать именно осознанную деятельность.

Что касается управления как науки, то безусловно, управление можно рассматривать и как науку. Т.е.,  если есть вид деятельности, способы и методы, посредством которых осуществляется управление людьми, то понятие «менеджмент» можно рассматривать как науку. Так, мы встречаем определение менеджмента как области науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку менеджмент составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями.

Итак, можно рассмотреть следующие характеристики управления.

1. Управление — это деятельность, организованный процесс. Менеджмент — процесс управления организацией (искусство и способ руководства); способ организации совместной трудовой деятельности людей; совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.

2. Основной объект управления (менеджмента) — организация (направление ее деятельности, ресурсы); при этом менеджмент — процесс обособленный, т. е. отличный от основной, «производственной», деятельности, направленный на управление этой деятельностью или людьми, ее осуществляющими. Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент — управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Управление — это совокупность мероприятий некой организации, связанных с осуществлением какой-либо деятельности. Управление — это вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.

3. Назначение управления — обеспечить достижение основной цели. Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. С. Роббинс и М. Коултер определяют менеджмент как процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной. Управление — это функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, сохранение и поддержание режима деятельности, реализации программы, целей деятельности.

4. Другой часто отмечаемой особенностью является то, что организация действует в условиях рыночной экономики. Это уточнение лишь подтверждает, что цель деятельности большинства хозяйствующих субъектов — повышение стоимости организации и (или) прибыли. Например, менеджмент — это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление — воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели. Е.Е. Вершигора называет менеджментом профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. Согласно Н.П. Масленниковой менеджмент — это управление в социально-экономической системе, в производственно-хозяйственной сфере (в коммерческой организации) с целью извлечения и приумножения прибыли. Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществленной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента мер.

6. Процесс управления основан на четырех основных составляющих: планирование, организация, мотивация и контроль. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля с целью формирования и достижения целей организации. Управление — процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Р.Л. Дафт называет менеджментом эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Анализируя эти общие для большинства определений закономерности, можно считать управлением обособленную деятельность, обеспечивающую такую организацию основной деятельности, которая способствует достижению поставленной цели посредством планирования, организации, мотивации и контроля.

Итак, данная статья предлагает ответ на следующий вопрос: можно ли считать понятия «менеджмент» и «управление» синонимами и в каких случаях? Также уточняется происхождение понятия «менеджмент» и чем же, все-таки, является менеджмент: его цель, объект и составляющие. Материал может быть полезен при возникновении трудностей в выработке дефиниций в работах, связанных с управлением.

 

Источники:

  1. Дрезинский К.С. Терминологическое исследование понятий «Менеджмент» и «Управление» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013.
  2. Гринев Н.Н., Орлова Ю.А. Сущность и основные понятия менеджмента // Успехи в химии и химической технологии. 2014. №7.
  3. Родионова Д.Г. Русские ученые, мыслители о понятии «менеджмент» // Культура: теория и практика.
  4. Родионова Д.Г. Понятие «менеджмент»: культурные смыслы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*