Значительные успехи орбитальных полётов частных компаний Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса произвели летом 2021 года большое впечатление на мировой космический туризм и заставили коммерческий сектор вновь обратить свои взоры на космос с точки зрения рекламы — её производства, планирования, размещения и трансляции. Перспективы в этой инновационной и мало освоенной сфере представляются специалистам и широко мыслящим бизнесменам весьма обнадёживающими и далеко идущими.
Сразу хотелось бы внести ясность в термин «космическая реклама». Трактовка будет затрагивать сразу несколько ниш — космическое пространство как носитель визуальной рекламы (небо, Луну и искусственные объекты на орбите Земли), реклама и пиар от космонавтов на орбитальных станциях и на космических аппаратах (от Роскосмоса, НАСА, Европейского космического агентства, Китая, частных компаний И.Маска, Дж. Безоса, Р. Брэнсона и проч.), реклама в фильмах и видеоиграх космической тематики (продакт плэйсмент), реклама инновационных продуктов, прошедших космическую проверку (продуктов питания, конструкционных материалов, новых технологий, медицинских препаратов и т.д.). Все эти виды продвижения продуктов мы объединяем в общую категорию космическая реклама.
Теперь немного конкретики и истории. Как отмечают российские исследователи Я.А. Геращенко и И.Т. Сидоров, реклама является процессом донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами. С развитием всё более новых технологий люди начали задумывать о расширении масштабов размещения рекламы. Наружной рекламой, рекламой на телевидении и радио давно никого не удивишь. Однако есть ещё не освоенные площади для размещения. Такие площади находятся в космосе.
Обратимся к недалёкой ретроспективе. Отечественный учёный А. Лавренов изобрёл способ вывести рекламу на околоземную орбиту. По замыслу изобретателя, благодаря отражателям солнечного света, установленных на спутниках, цепь таких аппаратов создаст гигантское табло, на котором земляне смогут, читать слоганы, или видеть на звездном небе логотипы брендов. Однако несмотря на креативность идеи, никто не взялся осуществить задуманное.
Начало космической рекламы положили американцы — они брали на борт различные фирменные продукты. Фотокамера Minolta появилась на орбите ещё в 1962 году, часы Omega Speedmaster — в 1965-м, специальная «космическая ручка» — Fisher Space Pen — в 1968-м. А в 1985 году на космическом челноке Challenger астронавт Энтони Ингланд свободно пил Coca-Сola, а его коллега Карл Хейниц экспериментировал в невесомости с конкурентом напитка — Pepsi.
В 1993 году американская компания Space Marketing Inc. взбудоражила рекламный мир заявлением о начале создания «Космической Доски Объявлений» размерами в один квадратный километр. Рекламный щит предполагалось запустить на низкую орбиту, что позволило бы видеть его с Земли. Было даже подсчитано, что в рекламный щит попадет космический мусор приблизительно 10 000 раз. Этот факт, а также безуспешная попытка привлечь первоначальный капитал препятствовали развитию проекта.
В этом же году американский конгрессмен Эд Маркей утвердил закон, который запретил компаниям США, открыто продавать рекламу в космосе. Закон был позже отредактирован, разрешив субсидирования космических полетов за счет рекламы на форме космонавтов или космических аппаратов. В России регулирование рекламной деятельности отражено в «Законе о рекламе», но в нём не указаны особенности рекламы на газонах, одежде, упаковке товаров, летательных аппаратов, рекламы в космосе и на других планетах, сувенирной, песенной и устной рекламы.
В отличие от американских астронавтов, которым запрещено сниматься в рекламе, отечественные космонавты не раз принимали участие в продвижении торговых марок. После запрета американского правительства на рекламу в космосе, американцы обратились в Роскосмос, который со времён распада Советского Союза нуждается в финансировании своих проектов. Русские согласились на коммерческую рекламу и пригласили на МКС первого космического туриста — американского миллионера Дэнниса Тито.
Первой ласточкой «космической рекламы» в России стала ракета-носитель «Протон-К», которая в октябре 1992 года вынесла на орбиту логотип табачной компании West. Тогда акция принесла «Главкосмосу» около 70 тыс. долл. С тех пор реклама стабильно приносит солидную прибыль отечественной космонавтике. Вот только некоторые наиболее известные космические рекламные кампании. В 1996 году со станции «Мир» в открытый космос отправили макет банки Pepsi-Cola высотой 1,2 м и плакат «Pepsi — это твое время». Космонавты Михаил Тюрин и Владимир Дежуров в 2001 году разместили на борту Международной космической станции (МКС) рекламу компании Kodak.
Первой рекламой, снятой в космосе была реклама молока израильской компании Tnuva. Рекламный ролик был снят на борту космической станции «Мир» в 1997 году.
В 2001 году Pizza Hut была первой компанией, доставившей пиццу в космосе. Их запечатанная вакуумной упаковке пицца достигла Международной Космической станции всего лишь спустя год после подписания контракта, согласно которому эмблема Pizza Hut размерами 30 футов (9 м), была помещена на борту беспилотной протонной ракеты ISS Zvezda. Так же, Усачев снял специальный фильм: «Космическая вечеринка с пиццей». Космонавт Батурин проплыл перед объективом телекамеры с флагом журнала Popular Mechanics и одним из свежих его номеров.
Японцы также не обошли своим вниманием МКС. В 2002 году они запустили в эфир национального телевидения ролик, рекламирующий напиток Pocari Sweat. В рекламе российский космонавт хватает пролетающую мимо бутылку японского напитка Pocari Sweat и выпивает ее, глядя на Землю в иллюминатор МКС. Несмотря на дороговизну такой рекламы, компании не жалеют денег на продвижение бренда. В мире идет экономическое соперничество, каждый старается выгодно продать свой продукт, преследуется политика реализации интересов государств, и эти интересы осуществляются с помощью рекламы.
Несмотря на все рекламные ходы, самым оригинальным является производители английских чипсов. Они запустят рекламу на космической станции на севере Норвегии. Сигнал будет направлен на солнечную систему, находящуюся в 42-х световых годах от нас. Рекламодатели надеются, что на пути встретятся инопланетные существа, которые будут рады посланию с Земли. Руководитель проекта, Питер Чарльз, полон оптимизма и надеется, что обитатели других планет решат, что их чипсы достойны внимания.
В январе 2019 года появилась новость о том, что «россияне строят космическую рекламу, видимую с Земли». В данной теме космос позиционируется как билборд. Реклама будет видна благодаря системе спутников, управляемых с Земли, и днем, и ночью.
Проект StartRocket — висящий в небе рекламный дисплей, формируемый сверхмалыми спутниками (кубсатами), показывающий рекламу непосредственно из космоса. Управлять несколькими компактными спутниками проще и эффективнее, нежели одним, крупным объектом. Он способен отражать как логотипы и слоганы, так и полноценные рекламные изображения, предоставленные непосредственно рекламодателями. Стоимость транслирования логотипа или слогана составит $600 тыс в сутки. Система предусматривает возможность менять изображение три раза в сутки. В дальнейшем компания планирует снижать стоимость своих услуг в несколько раз. По задумке автора, размер космического рекламного дисплея составит от 1 до 3 кв.км, и освещаться он будет непосредственно солнечным светом. Идея проекта подразумевает демонстрацию рекламных изображений всем жителям земного шара. На небе дисплей StartRocket займет немного места — с поверхности планеты он будет выглядеть приблизительно как половина Луны. Данный проект является международным, что характеризует привлечение рекламодателей со всего мира. Запуск платформы намечен на 2020 год. Сам дисплей будет введён в эксплуатацию только через 2 года после тестирования.
В общем, бизнес-идеи в космосе развиваются ежегодно и приносят серьёзную прибыль. Пока же небо над нашими головами чистое, никакой креатив не помешает нам спокойно любоваться звездами.
Источники:
- Володченко Т.П., Каллаур М.Л., Корепанова Е.Г. Реклама из космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019. Т.3.
- Геращенко Я.А., Сидоров И.Т. Реклама и космос // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010.
В 2022-м над Россией может появиться первая реклама, транслируемая из космоса. «РБК Стиль» узнал у основателя компании Avant Space Антона Оссовского, сколько это стоит и можно ли будет с помощью спутников признаться в любви Основатель и руководитель компании Avant Space, сооснователь компании-разработчика спутниковой системы для интернета вещей и приборов для малых космических аппаратов ОКБ Пятое Поколение .