Анализ торговых и таможенных уставов российского государства, делопроизводственных документов Коммерц-коллегии, Комиссий о коммерции и морских таможен показывает, что тайный провоз товаров через границу России постоянного беспокоил руководство страны в XVIII веке и достаточно часто обсуждался высшими государственными органами. Вопрос о контрабанде, способах и мерах борьбы с ней приобрел в XVIII веке в России особую актуальность в связи с тем, что тайный ввоз товаров в это время имел постоянную тенденцию к росту и препятствовал успешному осуществлению протекционистской таможенной политики. Данную проблематику исследует д.и.н. Минаева Т.С.
Термин «контрабанда» в российских законодательных актах XVIII века не употреблялся. Государственные деятели, представители центральных и местных органов власти при переписке и составлении документов чаще всего использовали выражения «тайный ввоз заповедных товаров», «провоз запрещённых товаров» и «товары, утаённые от пошлин». Таким образом, контрабанда в XVIII века представляла собой нелегальный ввоз запрещённых товаров и незаконное перемещение товаров через границу России без уплаты таможенных пошлин.
Предпосылкой для увеличения нелегального ввоза иностранных товаров в Россию стали ограничения на ввоз предметов роскоши и других товаров лёгкой промышленности, ассортиментом, качеством и ценой, выгодно отличавшихся от российских. Эти ограничения начали вводиться по мере роста российской промышленности со второго десятилетия XVIII века и позднее были закреплены таможенным тарифом 1724 года, поэтому Морской торговый регламент и устав 1724 года уже включал в себя статьи и главы, посвященные борьбе с контрабандой.
Типичными таможенными правонарушениями, связанными с уклонением от уплаты пошлин и тайным провозом запрещённых товаров, в то время являлись такие как: погрузка и разгрузка кораблей в запрещённых местах и без разрешения таможни; выгрузка товаров до явки их в таможню; вскрытие товаров до проведения таможенного досмотра; невнесение товаров в роспись груза и сокрытие их от таможенного досмотра, и ряд других.
Наказания за подобные правонарушения устанавливались в виде штрафов и конфискаций, как товаров, так и судов. Но за осуществление тайного перевоза товаров с торговых кораблей на берег или с берега на корабль и за сокрытие контрабандных товаров следовало телесное наказание.
Установленная система наказаний не остановила поток контрабанды в условиях проведения жёсткой запретительно-протекционистской политики и сохранения неудовлетворенного потребительского спроса. Таможенная служба страны также не была готова к пресечению растущего числа случаев тайного провоза товаров. Реорганизация таможенных органов только начиналась, далеко не все они были укомплектованы необходимым количеством служащих, в особенности досмотрщиков. Кроме того, не хватало таможенных застав, яхт, постов, чтобы обеспечить надёжный контроль за перемещением грузов через границу.
В этих условиях правительство попыталось принять меры, чтобы выявить в розничной торговле контрабандно провезенные товары и воспрепятствовать их продаже внутри страны. Указ от 16 мая 1729 года предлагал русским и иноземным купцам, имеющим неявленные товары, представить их в таможню в двухнедельный срок со дня выхода указа. После уплаты пошлин владельцы товаров могли оставить их себе. В противоположном случае любой человек, знающий о сокрытых товарах, мог донести на владельца в таможню, и после изъятия товаров получить их, уплатив пошлину. Указ обязывал лавочников присматривать друг за другом. Староста лавочников наказывался 5-рублёвым штрафом, если контрабандный товар в лавках обнаруживали посторонние.
Практика привлечения не только таможенников, но и представителей общественности к борьбе с контрабандой нашла дальнейшее воплощение в новом таможенном регламенте 1731 года.
Регламент изменил систему наказаний, исходя из степени тяжести совершенного правонарушения и фискальных интересов государства. Так, например, с корабельщика за обнаруженные на судне скрытые от досмотра товары взимали теперь только штраф в размере пошлины с этих товаров вместо конфискации всего груза корабельщика или штрафа в 500 ефимков, установленного в 1724 году. За перевоз товаров с одного корабля на другой без предъявления их на таможне, товары не только конфисковывали, но и взимали штраф в 50 ефимков. Вероятно, бывали случаи нелегальной перевозки товаров на военных судах, поэтому особо указывалось на ответственность командиров этих судов перед законом; владельцы малых судов за подобное правонарушение теперь не только подвергались телесному наказанию, но и лишались своих судов.
Таможенники, обнаружившие, что купец занизил стоимость своих товаров ради уплаты меньшей пошлины, чем положено, могли взять, согласно Регламента, эти товары себе, заплатив купцу по указанной стоимости с прибавкой 20%. Дополнительным стимулом к работе таможенников такое положение вряд ли могло стать, так как не каждый из них имел необходимые средства и желание, чтобы приобретать товары, платить с них пошлины и реализовывать. Гораздо проще для обеих заинтересованных сторон в таком случае было договориться, т.е. купцу заплатить взятку, а таможеннику пропустить товар с указанной заниженной стоимостью. Таким образом, слабо продуманные статьи закона не только не сокращали попытки купцов обмануть государство в уплате пошлин, но и создавали условия для распространения коррупции в таможенных органах.
Для того чтобы таможенных служащих лично заинтересовать в борьбе с нелегальным провозом товаров, Морской пошлинный регламент 1731 года устанавливал для них награду в виде выплат от конфискованных контрабандных товаров. Четвертую часть получали также служители пограничных таможенных сухопутных застав, задержавшие контрабанду. Полностью в собственность таможенника или любого другого лица передавались задержанные товары, которые были тайно спущены с корабля или погружены на корабль, таким образом поощрялись не только таможенники, но и частные лица и военные, оказавшие государству помощь в борьбе с контрабандой.
Меры, к которым прибегало правительство в своем стремлении повысить бдительность таможенников и усилить таможенный контроль, помогали далеко не всегда. В 1743 году в Петербурге по доносу было раскрыто крупное преступление с участием таможенных служащих. Оказалось, что некоторые купцы, сговорившись с таможенниками, брали свой товар из пакгаузов, не платя пошлин. Купцов взяли под стражу, конторы их опечатали, и торговцы во всем признались. Императрица Елизавета Петровна не хотела осложнений в отношениях с европейскими державами из-за этого инцидента, поэтому купцов освободили от телесных наказаний, вернули им имущество, но заставили уплатить пошлины в двойном размере. Гораздо более суровая мера наказания ожидала таможенных служащих. В ходе расследования выяснилось, что в портовой таможне Петербурга с 1736 году действовала организованная преступная группа, которая клеймила товары поддельными печатями при выпуске из таможни. Императрица, ознакомившись со следственным делом, приговоренных к смертной казни преступников помиловала, главных виновников велела отправить на каторжные работы, других соучастников -в Сибирь на поселение. Приговор привели в исполнение, но сам факт группового преступления, совершённого с участием петербургских таможенников являлся следствием не только несовершенства законодательства, но и кадровой политики государства, отсутствия опыта функционирования таможни в условиях растущей активности внешнеторговых связей, слабости государственного контроля. В определённой мере таможенные нарушения при переходе к качественно новому этапу в организации таможенного дела имели закономерный характер. Вместе с тем, масштабность выявленных злоупотреблений свидетельствовала о значительных недостатках в самой системе и необходимости разработки комплексной программы борьбы со злоупотреблениями в сфере таможенного дела.
Несмотря на учреждение в конце 1740-х -начале 1750-х годов новых пограничных таможен иностранные товары контрабандным путём продолжали поступать в Россию.
Внешняя торговля России с западноевропейскими странами осуществлялась в основном морским путём, но часть товаров перевозилась через сухопутные границы на северо-западе и Украине. Отсутствие пограничных войск и малочисленность таможенных пропускных пунктов в этих районах создавали возможность если не для масштабного, то регулярного ввоза контрабандных товаров. Таможенные объездчики, появившиеся на границе в 1754 году, были малочисленны, поэтому Таможенный устав 1755 года разрешал всем лицам, включая крестьян, ловить купцов, пытавшихся проехать окольными дорогами, минуя пограничные таможни. Задержанные товары или вырученные после их продажи с аукциона деньги после уплаты пошлин передавались в качестве награды добровольным таможенным помощникам.
Таможенный устав впервые подробно описывал последовательность действий таможенных служителей по доносу о товарах, провезенных тайно без уплаты пошлин. Осведомителям передавалась половина конфискованных товаров с уплатой положенных пошлин, другая половина отходила в казну. Обо всех подобных случаях следовало сообщать в Коммерц-коллегию с указанием тех мест, через которые товары были провезены. Таможенников, допустивших тайный провоз товаров, штрафовали. За ложные доносы также следовало наказание — с дворян взыскивали штраф в 200 руб. и убытки в пользу купцов, а простых людей подвергали телесным наказаниям. Таможенных управляющих, чиновников магистратов, которые за взятку возвращали конфискованные товары владельцам, штрафовали в размере удвоенной стоимости конфискованных товаров. Если кто-либо из российских купцов пытался под своим именем провезти товары иностранных купцов для облегчения им уплаты пошлин, то при обнаружении подлога товары конфисковывали, с российского купца взимали штраф в размере стоимости товаров и подвергали наказанию кнутом. Доноситель получал 1/3 от конфискации в качестве вознаграждения.
Комиссия о коммерции, учрежденная в 1760 году, неоднократно рассматривала дела о контрабанде, выясняя способы и пути тайного провоза товаров в Россию. В ходе своей деятельности Комиссия установила, что отдельные мелкие изделия тайно провозят через таможни частные лица, въезжающие в Россию, а крупные партии контрабанды ввозят шкиперы и купцы. Небольшие свертки, полученные от корреспондентов иностранных купцов, шкиперы проносили в карманах своих широких матросских брюк и отдавали адресату, показывая гербовую печать на пакете. За оказанную услугу шкипер получал 7-10% стоимости пакета. В случае потери свертка или его конфискации шкипер обязывался возместить стоимость утраченного товара. Контрабанду в большой таре, например в бочках, ввозили чаще всего в осеннее тёмное время. Шкипер, ссылаясь на ветер, течение, мели, старался вести судно от Кронштадта до Петербурга медленно, иногда 8-15 суток, хотя имел возможность добраться за сутки или двое. Корабельщики заранее договаривались в Кронштадте с гаванмейстером, который запечатывал не все люки. Досмотрщики на судне подкупались или напаивались допьяна, и в ночное время к судну подходили лодки и забирали товары: вино, шелковые изделия, ткани и другое.
В Петербургской таможне, как выяснила Комиссия о коммерции, купцы по знакомству или, давая взятку, получали товары, уплачивая пошлины не в полном размере. Редко, но имели место случаи контрабандного вывоза, когда приказчики объявляли в таможне только часть экспортного железа, пеньки и других товаров и получали для себя прибыль, экономя на пошлинах.
При провозе товаров по суше купцы договаривались с начальниками пограничных таможен об уступке в пошлинах и размерах соответствующего вознаграждения. Если сделка не удавалась, то купец переезжал в следующую таможню, в поисках более сговорчивого начальника
В 1769 году вопрос о контрабанде рассматривался на общем заседании трех учреждений: Комиссии о коммерции, Коммерц-коллегии и Главной над таможенными сборами канцелярии. Участники совещания на основании доклада Комиссии о коммерции пришли к выводу о необходимости внесения изменений в тариф и усиления контроля на таможнях и заставах. Но в тоже время контрабанду признали неискоренимым злом, и поэтому ни одно из учреждений, участвовавших в совещании, не предприняло активных действий по борьбе с тайным провозом товаров после завершения заседания. В 1771 году Комиссия о коммерции пересмотрела правила составления тарифа, снизив максимальный уровень пошлин до 30-40% и исключив запретительную пошлину, но к составлению нового тарифа приступили только в 1881 году.
В 1774 году Екатерина II повелела Комиссии о коммерции рассмотреть состояние внешней торговли страны и предложить средства, которые могли бы помочь пресечению ввоза контрабандных товаров. Комиссия предложила найти виновников, с помощью которых «заповедные или утаенные от пошлин товары» провозятся в Россию и лишить их должности и чинов. Такое же предложение от Комиссии поступило в 1777 году в связи с усилившимся контрабандным провозом парчи, импорт которой запрещался по тарифу 1767 года. Частично члены комиссии были правы, признавая, что бездействие, халатность или даже преступные действия таможенных служащих и иных лиц, находящихся на страже интересов государства, приводили к проникновению контрабанды в страну. Но остановить поток контрабандных товаров, надеясь только на традиционные меры взыскания и поощрения таможенников, наказание контрабандистов и добровольную помощь населения, не реорганизуя существующую таможенную систему, не представлялось возможным. Государство нуждалось в создании надежной охраны сухопутной границы. Рапорты и предложения, поступавшие в местные органы таможенного управления, подтверждают этот вывод.
В 1780 году кольский комендант полковник Ернер сообщал в Вологодское наместническое правление о том, что по датской и шведской границе на Кольском полуострове для предотвращения нелегального провоза товаров застав никаких нет, и только в июне осуществляется разъезд, а в декабре — пеший осмотр границы.
В 1782 году в переписке с Архангельской таможней советник по таможенным делам Казенной палаты Вологодского наместничества полковник А.Алябьев проявлял озабоченность контрабандным провозом товаров в селения на побережье Белого моря. Он предлагал Архангельской таможне не только усилить наблюдение на заставах, но и объявить местным жителям о запрете принимать или покупать товары с приходящих с моря кораблей, потребовать от крестьян присматривать друг за другом и в случае обнаружения контрабанды отдавать осведомителю все товары безвозмездно, взимая с них только пошлины.
Унтер-цолнер Петербургской таможни П. Яблонский, проводивший осмотр границы со Швецией в Карелии в том же 1782 году, в своем рапорте указал, что торгующие крестьяне объезжают таможни и заставы и имеют таможенные ярлыки в лучшем случае на ‘/г или У своих товаров. Юшкозерская таможня располагалась в 200 верстах от границы, и ее, по мнению проверяющего, не составляло большого труда объехать в зимнее время.
Западная сухопутная граница, как и северозападная, судя по сообщениям в Комиссию о коммерции, также во многих местах оставалась неукреплённой и плохо охраняемой. Форпосты находились друг от друга на дальнем расстоянии, и густые леса создавали дополнительную защиту контрабандистам.
Создание пограничной охраны требовалось уже давно, так как все остальные средства, направленные на борьбу с тайным провозом товаров оказались малоэффективными. Правительство открыто признавало это положение в указе от 27 сентября 1782 года об учреждении особой таможенной цепи и стражи в пограничных губерниях.
Создание пограничной службы, однако, не оправдало ожиданий правительства. Провоз контрабанды не уменьшился, а даже увеличился и главным образом через сухопутную границу. Контрабандные товары в связи с падением вексельного курса рубля продавались в России по более высоким ценам, чем раньше, но количество покупателей не уменьшалось. Для исправления денежного курса Комиссия
о коммерции посоветовала радикальное средство — совершенно запретить привоз в Россию иностранных товаров, за исключением особо перечисленных, через пограничные таможни. Императорский указ от 26 июня 1789 года, выработанный с учетом мнения Комиссии, запрещал ввоз в Россию алкогольных напитков, шелковых, бумажных, шерстяных и других изделий через сухопутные границы в Полоцком, Могилевском, Киевском и Екатеринославском наместничествах. Таможенным служащим и всем, кто оказывал им помощь в задержании и обнаружении контрабанды, полагалась награда в виде конфискованных товаров за вычетом ввозной пошлины.
Остановить падение вексельного курса с помощью ограничения ввоза иностранных товаров не удалось. Выпуск бумажных денег и рост внешней задолженности гораздо сильнее отражались на ценности русского рубля, чем привоз иностранных товаров. 7 декабря 1792 года свободное перемещение товаров восстанавливалось через все сухопутные таможни.
8 апреля 1793 года под предлогом разрыва отношений с Францией Екатерина II издала указ, запрещавший ввоз по 97 статьям, среди которых большую группу составляли предметы роскоши: кареты, зеркала, фарфор, галантерея, обои, вина и другие товары. Указ способствовал кратковременному подъему денежного курса, но вместе с последовавшим за ним запретительным тарифом создавал предпосылки для нового всплеска контрабанды.
Проследить влияние российского законодательства и мер, принимаемых правительством в борьбе с контрабандой, на динамику нелегального ввоза товаров в Россию практически невозможно по причине отсутствия статистических сведений о задержанной контрабанде в архивных источниках. Из материалов заседаний Комиссий о коммерции, правительственных указов, документов Коммерц-коллегии следует, что проблема контрабанды оставалась актуальной и нерешенной на протяжении всего столетия. Быстрый рост внешней торговли России при отставании легкой промышленности от уровня западноевропейских государств и наличии постоянного спроса на предметы роскоши на внутреннем рынке, протекционистская направленность в той или иной степени характерная для всех русских тарифов XVIII века, ошибки таможенной политики привели к превращению контрабанды из явления случайного характера в массовое. Контрабанда давала высокие прибыли, поэтому торговцам часто помогали крестьяне, перевозившие или проносившие нелегальным образом товары; ремесленники, изготавливавшие фальшивые таможенные печати, ящики и сундуки с двойными стенками и дном; солдаты, досмотрщики и пограничные объездчики, вступавшие в сделку с контрабандистами. Борьба с тайным провозом товаров при наличии значительной части населения, заинтересованной в нем, приносила лишь кратковременные успехи государству.
Правительство часто обсуждало и принимало различные меры для предотвращения тайного провоза товаров — от снижения тарифных ставок и установления минимальных торговых запрещений до усиления охраны государственной границы. Но среди правительственных чиновников отсутствовало единство мнений о степени распространенности тайного провоза и вреда, наносимого контрабандой государству, поэтому твердой линии таможенной политики по борьбе с контрабандой выработано не было.
Несовершенство таможенного управления, слабая заинтересованность таможенных служащих в борьбе с нарушениями закона, низкий профессионализм и сложности в подборе кадров в связи с переходом на новую систему комплектования таможенных органов — все это, наряду с экономическими условиями, создававшими основу для существования контрабанды, не позволило таможенным органам России справиться с ростом незаконного товарооборота через государственную границу страны.
Больше см. на КиберЛенинка
Оставить комментарий