Экономическая реформа, проводившаяся в нашей стране с 1965 г., по праву считается одной из наиболее значимых реформ в СССР. Эту реформу планирования и управления народным хозяйством страны, осуществленную во второй половине 1960-х гг. в СССР было принято называть косыгинской реформой, связывая её с именем председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. На самом деле за данной реформой стоит целый ряд имён талантливых экономистов и теоретиков, о которых мы обязательно упомянем ниже.
Тем не менее, символом и организатором самой успешной экономической реформы 1965-1970 гг. в Советском Союзе был Алексей Николаевич Косыгин. В годы Великой Отечественной войны он руководил эвакуацией основных заводов оборонной промышленности из Харькова, Москвы и других городов на Восток государства, за Урал и в Сибирь, являлся одним из инициаторов строительства знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера для спасения от голода населения Ленинграда.
После смещения Н.С. Хрущёва с поста главы партии и государства, Косыгин занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название «косыгинских реформ». Авторами экономических реформ были: профессор Харьковского государственного университета Е.Г. Либерман, академики В.С Немчинов и С.Г. Струмилин, А.М. Бирман и другие экономисты и финансисты.
Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с «хрущёвскими» экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой — дать новые импульсы развитию экономики. Смысл этих реформ, заключался в том, чтобы «сменить военно-штабную систему с её главным лозунгом «План любой ценой»».
Реформа характеризовалась:
• повышением научных методов управления экономикой;
• внедрением экономических методов управления;
• расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций;
• широким использованием методов материального стимулирования.
Реформа представляла собой комплекс из целой группы мероприятий:
1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
4. В течение 1967-1969 на новые методы руководства экономикой были переведены предприятия ряда министерств: гражданская авиация, военное производство, железнодорожный, морской и речной транспорт, строительное производство.
5. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности.
За счёт сверхплановой прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов:
1) фонды развития производства,
2) материального поощрения,
3) социально-культурного назначения и жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
6. Совершенствование ценовой политики: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода, нормы плановой себестоимости продукции.
7. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Осуществление экономической реформы потребовало повышения эффективности работы научных учреждений, в том числе и экономических, совершенствования планирования научных исследований, концентрации научных сил и ресурсов на разработке актуальных народнохозяйственных проблем, сокращения сроков внедрения результатов научных исследований.
В данный период времени вновь вернулись к активному использованию экономико-математических методов анализа. Был создан Центральный экономико-математический институт, а также Научный совет при АН СССР по оптимальному планированию и управлению народным хозяйством, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт. Начинает развиваться эконометрика – наука, занимающаяся разработкой и применением математических, и прежде всего экономико-статистических, методов анализа экономических процессов, обработки статистической экономической информации.
Хозяйственная реформа 1965 г., направленная на усиление стимулирования производства посредством товарно-денежных инструментов, породила новый всплеск дискуссий по проблемам товарно-денежных отношений в социалистическом хозяйстве.
Одни экономисты по-прежнему отрицали возможность развития товарного производства и товарно-денежных отношений в условиях планового хозяйства. Товар и деньги, по их мнению, представляют собой только технические средства учета. Народнохозяйственное планирование производства уже обеспечивает общественное признание производимых товаров, правда, без участия полноценного рынка. Эта позиция основывалась на признании товарного производства только на базе частной собственности. По своей сути, данные утверждения были повторением положений, выдвигаемых еще до 1917 г. и в период становления планового хозяйства.
Сторонники широкого использования товарно-денежных отношений в плановом хозяйстве утверждали, что товарное производство может существовать не только на основе частной собственности, но и на основе общественной собственности, что, по их мнению, превращает производство товаров (которое фактически существовало) в товарное производство особого рода и порождает рынок особого рода как процесс планомерного обмена. Товарно- денежные отношения при этом стимулируют снижение издержек производства, повышение качества продукции, способствуют установлению соответствия между спросом и предложением.
В середине 1960-х гг. появились публикации, в которых утверждалась необходимость увеличения роли рынка в развитии социалистической экономики. В дальнейшем это направление трансформировалось в так называемый «рыночный социализм». Сторонники этой позиции утверждали, что план должен приспосабливаться к рынку, а регулятором развития экономики является закон стоимости. Выдвигались идеи о предоставлении предприятиям полной самостоятельности и развитии конкуренции между ними, о признании товарного характера и стоимости рабочей силы.
Реформа выдвинула ряд важных проблем: — Отсутствие права предприятия устанавливать заработанную плату, так как должностные оклады и ставки устанавливались централизованно, а за счет премий в соответствии с законодательством нельзя было выплатить более 50 % от должностных окладов. Должностной оклад начальника планового отдела составлял всего 120 рублей, а рядового экономиста — 80 рублей;
— Остро встал вопрос о создании малых предприятий и развития предпринимательской деятельности для производства фурнитурных изделий (пряжек, застежек, украшений), которых крупная промышленность не производила;
— В новых условиях значительно возросла роль руководителей (менеджеров) среднего уровня — начальников цехов, производств и мастеров, которых предприятия готовили самостоятельно;
— Необходимо было решить вопрос о повышении оплаты работников за экономию сырья и материалов, так как рабочим выплачивалось всего 50% стоимости сэкономленных материалов.
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики.
Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.
Вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции, учитывавший вновь созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат.
Предприятия получали поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования.
Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.
В экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг.
ВЫВОДЫ
Основные причины остановки реформы:
1) противодействие высшего партийного руководства и административных органов на всех уровнях;
2) ограничение экономической свободы и самостоятельности предприятий путем введения огромного числа контролируемых показателей. Вместо пяти основных плановых показателей количество контролируемых показателей было увеличено в 300 раз, например, на автозаводе имени Лихачева 1760 плановых показателей, на заводе АЗЛК — 1650.
3) выступление против реформы большой группы министров, которые были против снижения прав и полномочий министерств;
4) противодействие военных, которые выступали за увеличение военных расходов и развития гонки вооружений;
5) выступление против экономической реформы основных разработчиков крупных народнохозяйственных проектов, например, Байкало-Амурской магистрали, противником строительства которой был А.Н. Косыгин и члены правительства.
6) увеличение финансовых расходов на разработку проблемных космических реформ;
7) объективное замедление темпов роста экономики СССР в 1970 — 1980 гг., которые противники реформ использовали для ее критики;
8) главной опасностью для существующего партийного и административного аппарата было расширение экономической свободы и хозяйственной самостоятельности предприятий, что значительно понижало их власть и влияние на экономические процессы и хозяйственную деятельность предприятий.
Таким образом, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.
По данным Мирового банка и Международной финансовой корпорации за последние десятилетия зафиксировано более двух тысяч различных реформ, которые осуществляются в 180 странах мира, поэтому изучение экономической реформы А.М. Косыгина, ее принципов, методологии и методов осуществления имеют чрезвычайно важное значение.
По мнению автора, который был непосредственным участником этой реформы, если бы экономические реформы А.Н. Косыгина состоялись, это бы имело огромное значение не только для СССР и других социалистических стран, но и для всей мировой экономики. Наша экономика на 20 лет раньше Китая без разрушения политической системы могла выйти на передовые позиции в мире.
Источники:
- Благих И.А. Советская экономическая мысль в период реформ 1960-1970 гг. по совершенствованию хозяйственного механизма («реформы А. Н. Косыгина») // В кн. Благих И.А. История экономических учений. См. на studme.org.
- Сирош Н.В. Реформы А. Н. Косыгина: анализ и оценка с точки зрения современных экономических реформ // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2013. Т.26 (65). №1.
- Тебекин А.В. Уроки Косыгинских реформ: научные подходы к управлению инновационным развитием экономики // Инновации. 2017.
Оставить комментарий