Категория «дружба» имеет в политике особое значение. Премьер-министры, президенты, лидеры политических партий и объединений, монархи и губернаторы – все они находятся в системе человеческих взаимоотношений и социальных контактов, которые рассматриваются в различных аспектах. Общение с частью людей не приносит политикам удовлетворения и носит негативный оттенок. Личные обиды, внутренняя антипатия, критика, осознанные и неосознанные причины вызывают вражду, ненависть, недоброжелательность, желание отомстить.
Другая, как правило, значительно меньшая часть сторонних лиц, знакомых и соратников, напротив, вызывает симпатию и доверие. Такие люди становятся приближёнными и доверенными лицами, членами команды, друзьями и фаворитами. В зависимости от личного восприятия феномена дружбы, отношений подозрительности, доверия и черт характера политика, дружеские отношения могут в значительной мере повлиять не только на психологическое состояние первых лиц государства, но и на правовую, социальную и экономическую обстановку в стране.
Представим себе политического лидера с весьма положительными личностными качествами – твёрдостью характера, обаянием, верностью слову и друзьям. Ни при каких обстоятельствах данный политический лидер не даёт в обиду своих приближённых, приятелей и друзей. Такие качества с точки зрения морали будут приветствоваться каждым гражданином страны, так как иное поведение, направленное на подрыв дружеских отношений, может восприниматься как предательство.
Продолжим нашу мысль тем, что политический лидер с крепкими отношениями дружбы начинает заполнять государственные и министерские посты лицами, пользующимися его доверием. Это также выглядит с точки зрения обывателя и бытового мышления вполне логично – ведь политику легче работать с людьми, которым он доверяет, которые придут на помощь в трудную минуту.
В свою очередь, друзья политического лидера будут пользоваться отношениями личного благоволения главной VIP-персоны, и станут устраивать не только собственную жизнь наилучшим образом, но и карьеру близких им людей – родственников, знакомых, различных протеже. Обласканная вниманием вторая волна приближённых лиц образует третью, четвертую и так далее градацию привилегированных особ, которые в состоянии «решить проблемы» на приватном, дружеском уровне.
Таким образом, простая и похвальная человеческая дружба порождает создание определённого типа корпорации, в которой друзья и доверенные лица политика становятся скрытым рычагом влияния в обществе. К таким людям со временем переходят не только государственные посты и министерские портфели, но и наиболее выгодные коммерческие проекты, предприятия, госкорпорации и монополии. Друзья политического лидера становятся наиболее богатыми и влиятельными предпринимателями, держащими под контролем значительную часть экономики страны. Несогласные с таким положением начинают подавляться «дружеской элитой». Начинает торжествовать принцип: «Друзьям – всё, недругам – закон».
В конечном счёте система дружеских отношений политического лидера начинает эволюционировать в деструктивную сторону. Правящая элита, в которую не допускаются люди с иными убеждениями и представлениями о должном, перестаёт рекрутировать в свои ряды людей способных, умных, талантливых. Это происходит по двум причинам:
— во-первых, количество синекур и значимых постов в государстве ограничено;
— во-вторых, каждый вновь принимаемый в члены корпорации должен дать клятву верности, суть которой в том, что личная преданность – выше норм закона. При этом известно, что люди талантливые знают себе цену, имеют независимый характер, являются «неуправляемыми». Это может повредить единству и целостности «дружеской корпорации».
Политический лидер, действующий во имя личной дружбы и верный данному слову, вынужден со временем начать прикрывать проштрафившихся выдвиженцев из дружеской когорты, не давая правоохранителям довести дело до уголовного наказания.
Таким образом, имея даже положительного политического лидера с привлекательными личностными качествами, народ может получить искажённую дружбой государственную и правовую систему, которая с определённого момента начинает работать против интересов большинства населения.
Мировая политическая практика выработала механизм противодействия такому «скатыванию в дружбу», блат, коррупцию и неформальные отношения. Он заключается в сменяемости власти путём периодических выборов. Наиболее приемлемым сроком считается период в 4 года, который до выборов 2011-2012 гг. в Госдуму и Президента РФ был характерен и для России. Сейчас эти сроки законодательно сдвинуты в большую сторону – до 5 и 6 лет соответственно.
Вероятно, данное решение продиктовано интересами правящей элиты, но не интересами большинства избирателей. Следует отметить, что некоторые страны (например, Франция) также пытались улучшить систему управления страной за счёт повышения срока президентского правления (до 7 лет), однако позже отказалась от данного нововведения, вернувшись к пятилетнему сроку.
Прив. по: vadim-galkin.ru
Оставить комментарий