Этика деловых отношений как область специального знания возникает во второй половине ХХ века. Появление данной науки обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство. Этические принципы в деловой коммуникации анализирует российский исследователь Н.В. Шашкова. Её статью приводим в сокращении.
Необходимо отметить, что процесс сложения нравственных норм, действующих и в мировом и отечественном бизнесе, происходил гораздо раньше: по мере развития предпринимательства образовались и этические аспекты деловых отношений. Их теоретическое понимание возникло как потребность систематизировать и обобщить накопленный опыт.
Как явление реальной жизни, отражающее деловую сферу, этика бизнеса представляет собой довольно сложный конгломерат ее составляющих. Это и обусловило трудности ее теоретического освоения. Она рассматривалась в рамках различных наук: философии, социологии, психологии, культурологии. Разные учёные, пытаясь дать определение этике деловых отношений, выделяли именно те ее грани, которые были наиболее актуальны и существенны для тех наук, с позиций которых она и рассматривалась.
Между тем нравственности как важнейшему условию формирования и развития успешных коммуникаций как для отдельной личности, так и для любой социальной общности уделяется значительно меньше внимания. А иногда нравственность и вовсе объявляется «мешающей», ненужной на пути к успеху: «У многих авторов работ об условиях для успеха присутствует одна и та же ошибка. они берут за основу рекомендаций для своих читателей те качества их героев, которыми последние обладали в период уже достигнутого успеха. Но на пути к нему эти герои книг и статей частью качеств не владели или старались не проявлять. Только потом, когда они достигли успеха и денежного благополучия, у них появились дополнительные свойства. А раньше определенного этапа часть качеств, что появились уже в период успешности, были у них под запретом, поскольку служили тормозом. Как Вы понимаете, среди этих запретных качеств были и нравственные. Безусловно, нравственность должна поощряться. Но всегда на пути к цели, особенно к значимой, думающие люди действовали, действуют и будут действовать по главному правилу: быть экономным во всем, во всех своих действиях». Такая форма крайнего прагматизма имеет чрезвычайно пагубные последствия, и к подлинной эффективности и успешности не имеет отношения.
Морально-этическая основа деловых коммуникаций имеет определенную историческую обусловленность. Во многом она связана с национальными или региональными культурными традициями. Например, когда началось развитие промышленности в Швеции XVII века, то были построены маленькие заводы по добыче железной руды. По традиции хозяин такого небольшого завода отвечал не только за свой бизнес, но и за развитие социальной среды в своем поместье. Он должен был создать все необходимые условия для проживания своим работникам. Возможно, не все и не всегда шло гладко, но в любом случае хозяин понимал, что, например, не дав своим рабочим достаточной заработной платы, он не сможет добиться от них такой же работоспособности, как у его конкурента-соседа. Не предоставив содержания школам, он рискует получить неграмотный персонал, который не будет развивать его бизнес настолько хорошо, насколько ему хочется. Многие из этих мелких заводов постепенно превращались в крупные компании и создавали вокруг себя крупные города. Подобное отношение к ведению бизнеса до сих пор сохранилось в Швеции среди значительной части крупных промышленников. Именно эти традиции и подобная философия лежат в основании этики и морали шведского бизнеса.
Обратившись к истории российского предпринимательства, мы увидим, насколько характерна для него благотворительная деятельность. Значительные средства купечества уходили на развитие просвещения, науки, искусств. Очень важно, что такие нравственные традиции отечественного бизнеса не утрачены, продолжают свое существование и являются ярким показателем развитого морального уровня современного российского предпринимательства. Особенно интересные изменения произошли в сфере благотворительности, Если раньше это понятие во многом было тождественно спонсорству, то сейчас мы видим четкое, вполне осознанное различение этих двух разных способов взаимодействия бизнес-единиц с обществом. Кроме того, все большее распространение получают представления о корпоративной социальной ответственности, получающие достаточно четкие формы реального воплощения этического ведения предпринимательства.
Приведенные здесь примеры еще раз подчеркивают, что серьезный, успешный бизнес всегда подразумевает глубокие нравственные основы. Их теоретическое осмысление возникло в результате попытки обобщения наиболее эффективного делового опыта и производственной практики ведущих мировых организаций.
Однако формирование этического кодекса отдельного предпринимателя, фирмы или организации — это сложный процесс. Чтобы понять его и осуществлять им успешное управление, необходимо иметь в виду трудности, с которыми приходится сталкиваться бизнесмену-руководителю. Перечислим и проанализируем наиболее типичные из них.
1. Экономический имморализм — т.е. непонимание сотрудниками важности этических аспектов дела. Желание получить «всё и сразу», стремление к сиюминутному успеху и мгновенной прибыли, отсутствие выработки длительной деловой стратегии фирмы, и, что очень важно, социальная безответственность (равнодушие к сотрудникам, работающим в организации), все эти черты свидетельствуют, прежде всего, о моральной неподготовленности человека. Во многом подобное отношение к бизнесу со стороны предпринимателей пугает потенциальных инвесторов, представителей известных компаний, рассматривающих их в качестве возможного партнёра.
2. Низкий уровень коммуникативно-маркетинговой культуры, проявляющийся в неуважительном отношении к партнёрам по бизнесу или потребителям. Одна из аксиом подлинно этичного предпринимательской коммуникации — «интересы клиента превыше всего». Речь, прежде всего, идет об уважении к людям. Причем неважно, касается ли это персонала самого предприятия или потребителей его продукции. Залог успеха — это постоянные коммуникации с людьми, желание изучить мотивы их конкретных поступков и пожеланий, и искренние попытки их удовлетворения.
Конечно, экономические расчеты играют ведущую роль в отношениях между бизнесом и потребителями. Вместе с тем всё большее значение приобретают и этические вопросы. Этическая основа бизнеса строится на принципах честности, открытости и доверительности. распространению этих принципов во многом способствуют государственные институты, но еще большую эффективность обнаруживают сами организации, предприятия и их объединения в условиях гуманистического гражданского общества. Низкий уровень коммуникативной культуры, проявляющийся в неуважительном отношении к людям, выражается и в том, что организация не заботится об информационном уровне своего существования. Отсутствие доступных справок о предприятии, скудная, неэффективная реклама, и, один из важнейших моментов, незнание современных технологий информации. Между тем, специалисты утверждают, что сегодня бизнес выступает в роли первооткрывателя разработок новых «технологий информации». Успешный опыт многих мировых фирм показывает, что частный малый бизнес представляет очень эффективную модель экономического управления. Это обнаруживается прежде всего в том, что здесь есть большая возможность для личного творческого самовыражения. Именно эта особенность, по мнению ученых, являются залогом успешной деятельности фирмы, обеспечивая ее достойный уровень, престиж в рыночных структурах, уважение среди партнеров и клиентов.
3. Неразвитая технология делового общения. Незнание этики ведения переговоров, коммерческого общения, составления документации. Непонимание национальных особенностей, колорита деловой этики зарубежных партнеров. Важно понимать, что мировой бизнес предпочитает строить деловые отношения с таким партнером, который демонстрирует готовность идти на деловой контакт и коммуникабельность поведения, понимание важности информационной и консультационной поддержки, гибкое поведение, возможность идти на компромиссы по важным вопросам.
4. Образовательный уровень сотрудников. Основная трудность здесь состоит в быстром устаревании знаний, несовременном мышлении, упрощенности подходов при решении коммерческих или управленческих задач, интеллектуальной закомплексованности. Все это не повышает деловой рейтинг компании. Поэтому необходимо планировать свою карьеру, постоянно заботиться о повышении своего профессионального уровня. В мире, перенасыщенном информационно, с постоянно растущей конкуренцией огромное значение для менеджеров как руководителей производства приобретает проблема управления «человеческими ресурсами». Предприниматели размышляют о новой стратегии ведения бизнеса, основными задачами которой являются стремление к повышению не только материальной, но и моральной поддержки сотрудников, развитие в нем управленческих навыков, повышение его профессионального уровня и удовлетворенности результатами своего труда. Проведенные учеными многочисленные исследования показывают, что многие успешные организации сегодня ищут не стандартные рационализированные системы организации бизнеса, соотносящуюся с принципом извлечения одной лишь материальной выгоды, но пытаются создать и реализовать на практике гуманитарно-ориентированную модель. И здесь принципиальным является признание в качестве мощной платформы создания подобной системы морально-нравственных принципов, включающих, прежде всего, репутационные представления.
Таким образом, сегодня именно этические аспекты являются одним из приоритетов развития предпринимательства и управления. Для успешного осуществления этого направления необходим творческий подход к организации дела. Неслучайно, что сегодня на многих предприятиях появляются должности «креативных менеджеров», т.е. людей, работающих над нестандартными решениями производственных проблем и реализующих творческо-инновационный подход.
Деловые коммуникации развивались и формировались в соотнесении с практическими запросами бизнеса. Вследствие этого возник особый круг понятий, проблем, отражающихся в определенных принципах деловой этики. Рассмотрим их основное содержание.
1. Убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом. Подобный нравственный принцип имеет довольно четкую форму экономического выражения. Значительная часть прибыли с помощью различных социально-экономических механизмов трансформируется на общественные потребности. Подобный подход реализуется на уровне предприятий, которым сегодня уже недостаточно иметь экономическую стратегию развития, включающую финансовые или технологические компоненты. Репутационная значимость бизнеса сегодня во многом ориентирована на свою социальную значимость.
2. Понимание того, что окружающие люди хотят и умеют работать. Необходимо формирование и развитие уважительного отношения к человеку труда. Важно также осознавать те изменения, которые возникли у человека за последнее время в отношении трудовой деятельности. Современные ученые отмечают, что сегодня произошел серьезнейший пересмотр трудовой мотивации, символически связанный не столько с материальным благосостоянием, сколько с приобретением определенного социального статуса и общественного признания человека.
3. Отношение к бизнесу как к творческому процессу. Этот принцип предполагает более глубокое понимание бизнеса как процесса творческой самореализации человека. Его предприятие — не только источник дохода, поддерживающий определенный уровень материального благосостояния, но и отражение развития человека, раскрытия его способностей. Именно такое восприятие предпринимательской деятельности привело к появлению во многих фирмах и компаниях специалистов-консультантов по «творческому бизнесу».
4. Признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества. В этом принципе отражается определенная стратегия деловых отношений, связанная с философией партнерства, умением предпринимателя находить взаимные пути преодоления разногласий и проблем в бизнесе
5. Уважение любой формы собственности. Этот вопрос приобретает особую актуальность, поскольку является одним из самых уязвимых. Уважение к частной собственности и ее неприкосновенность представляет собой фундаментальный принцип существования свободного и эффективного предпринимательства. История мирового бизнеса уже доказала, что именно частная собственность стала мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, а также динамичного развития производства. Она способствовала формированию в людях индивидуальной инициативы, способности к разумному риску, готовности самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия.
6. Повышение образовательного уровня сотрудников как необходимое условие развития организации, отражающее принцип постоянного самосовершенствования человека и реализации его потенциальных возможностей.
Таким образом, рассмотренные нами принципы деловой коммуникации имеют глубокие этические основания, обусловленные традициями своего возникновения, а также актуальными современными тенденциями социокультурного развития. Поэтому нравственноэтический критерий становится важнейшим при разработке методологии эффективности деловой коммуникации.
Больше см. на КиберЛенинка
Оставить комментарий