Специальная военная операция, начатая 24 февраля 2022 года, произвела кардинальный переворот в умах даже не политиков и военных, а экономистов и финансистов. И зарубежные, и российские аналитики, бизнесмены, государственные чиновники были потрясены воздействием «санкций из ада» на нашу страну и самих санкционеров. «Отдача от сделанного залпа» получилась такой величины, что повредила хозяйственную, логистическую и управленческую структуру тех государств, которые рассчитывали на достаточно быструю победу. Распад экономических связей, уход западных брэндов, резкий рост безработицы, падение уровня доходов населения, появление дефицита импортных товаров, обвал рубля и многое другое — вот что должно было произойти согласно планам западных стратегов.
Однако действительность оказалась совершенно иной. В чём же дело? На этот вопрос сейчас пытаются найти ответ лучшие умы Евросоюза, США, Японии, Канады и ряда других государств. Дадим свою версию и мы.
Во-первых, мировая система статистики и оценки ВВП оказалась неадекватной. Если верить подсчётам ведущих международных экономических и финансовых организаций, доля России в мировом ВВП на конец 2021 года составляла 2,84%. Глядя на эту мизерную цифру, западные аналитики и политические деятели усмехались и предчувствовали бесславный конец российской экономики, которая, говоря словами президента США Б. Обамы, будет «порвана в клочья» за несколько месяцев.
Но никаких разлетающихся клочьев отмечено не было ни в первый, ни в последующие месяцы. Более того, ослабевший на первых порах рубль стал набирать силу и становиться самой крепкой валютой мира. Взлетевшие в небеса цены на нефть и газ стали наполнять российский бюджет в ускоренном режиме. Вывод: с подсчётом валового внутреннего продукта (ВВП) стран мира твориться что-то неладное. Подобно тому, как когда-то математики ввели в рассмотрение мнимые числа, так и теперь экономистам и статистикам придётся провести подобное деление. Мнимая экономика, вносящая существенный вклад в подсчёт ВВП, например, США или ЕС, — это огромная доля рынков и услуг, которые ничего в реальности не производят. К этой мнимой экономике можно с уверенностью отнести такие сферы с многомиллиардными оборотами, как экономику профессионального спорта, биржевые и финансовые спекуляции, глобальные социальные сети, киноиндустрию, рынки музыки, туризма, секс-услуг, рекламы и пиара. Вся эта гигантская надстройка начинает схлопываться, если из-под неё изымают почву реальных продуктов и рынков, сырья и материалов.
Поскольку экономика России с её тремя процентами представляет собой одного из главных поставщиков энергии и энергоносителей на мировой рынок, она в состоянии довольно жёстко и быстро наказать санкционеров за их вызывающие и безответственные действия.
Во-вторых, Запад никак не ожидал, что российские военные, а также вооружённые силы ДНР и ДНР не будут испытывать недостатка в боеприпасах, бронетехнике, ствольной и реактивной артиллерии, ракетах и многом другом. Военная экономика Запада, работающая в полную мощь на Украину, уже к середине лета стала испытывать большие сложности с поставками танков, гаубиц, боеприпасов, противотанковых комплексов, самолётов и вертолётов. Стало очевидным, что НАТО не сможет противостоять России в Европе, после того, как Украина перестанет оказывать сопротивление. Реальная военная экономика России оказалась гораздо мощнее западной, которая из-за подорожания газа, бензина и нефтепродуктов не может изготавливать военную продукцию по разумным ценам.
И, наконец, третий аспект, который следует отметить, — это мнимая «зелёная» экономика. Сейчас стала совершенно очевидной несостоятельность западных стратегов и политиков, делавших ставку на ветряную и солнечную энергетику, на «зелёный» водород и прочие экзотические формы безвредных для окружающей среды ресурсов. Ставка на то, что через пять-десять лет мы сможем воспользоваться инновационными способами рентабельного получения энергии, не оправдываются. Можно, конечно, запланировать, что через 20-25 лет открытие антигравитации (или телепортации) и создании соответствующих средств перемещения в пространстве, но от этого реально мало что изменится. Для промышленности требуются большие объёмы дешёвой энергии, которая даже в малой степени не покрывается ветряками или солнечными батареями. Да и электромобили показали себя в условиях кризиса мало жизнеспособными. Так что попытки забегания вперёд, необоснованного отказа от угля, газа, атомным станций оказались несостоятельными. На примере текущего противостояния России и Запада выяснилась бутафорность, слабость, обморочность мнимой экономики, которая может быть эффективной только на базе реальной, производительной хозяйственной системы.
Оставить комментарий