В настоящее время дачный комплекс в Росси развивается ускоренными темпами. Динамичный рост наблюдается практически во всех сегментах дачных домохозяйств – в эконом-классе, масс-маркете, в мидл-секторе и люксе. Несмотря на интенсивную урбанизацию и миграцию населения в города-миллионники, тренд на движение в сельскую местность, в экологически чистое пространство при этом усиливается. При этом функции дачи постепенно меняются – они перестают быть источником натуральных продуктов питания для населения, где оно их добывает в поте лица (в том числе используя как предпринимательскую базу), неуклонно становясь местом для отдыха, увлечений, занятий физической активностью, воспитанием детей и внуков.
В этом смысле мы возвращаемся к истокам, которые в отношении дачного хозяйства уходят корнями в далёкую историю, которую российские исследователи Вараксин Г.С., Нефодина Т.А. подразделяют на ряд этапов.
Первый этап относится к 12-16 векам. В Московской Руси были известны «дачи» — земельные участки, которые раздавались боярам и дворянам. Здесь проживали крестьяне, которые платили своему хозяину ренту. Сам хозяин появлялся в своём владении довольно редко. Делами ведал управляющий или староста. Кстати, в таком значении слово «дача» до сих пор употребляется агрономами, землемерами. В их словаре это — участок земли, ограниченный межой. Например, дача колхоза «Победа».
Второй этап — это 17-й — первая половина 19-го века. Больше похожими на современные дачи стали дворянские резиденции в окрестностях новой российской столицы — Санкт-Петербурга. Предположительно, понятие «дача» связано с всеимперским Генеральным межеванием в России, происходившим именно в этот период. Важнейшим его назначением было точное определение границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей, для разрешения частых земельных споров собственников земли. В основу конфигурации владений были положены границы старинных писцовых «дач». Межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны и все планы содержали «экономическое примечание» (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промышленных предприятиях и промыслах, о памятных местах).
В 1722 году по именному указу императора Петра I вдоль Петергофской «першпективной» дороги были нарезаны участки земли для строительства «приморских домов». По побережью посадили деревья, а берег был дополнительно насыпан в виде дамбы для защиты от наводнений. Размеры участков были одинаковыми — 100 саженей в ширину и 1000 в длину; они располагались как клавиши гигантского пианино между новопостроенным шоссе европейского образца и берегом Финского залива. По манифесту 19 сентября 1765 года правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывавший около 70 млн. десятин (иными словами, выделило первые «дачи»). В 1767 году был установлен особый вид межевания внутри таких дач, названный «специально-коштным межеванием через землемеров генерального размежевания земель”, который проводился по просьбам землевладельцев и за их счет. Межевание проводилось специально созданной Комиссией о государственном межевании, учрежденной Указом от 20 февраля 1765 года Императрицей Екатериной II.
Второй этап характеризуется расцветом дворянских дач. Вытащенные из своих деревенских поместий и призванные на государственную службу дворяне постарались компенсировать недостатки проживания в блестящей, но обладающей на редкость нездоровым климатом столице сооружением пригородных дач-дворцов. Дачи-усадьбы давали приют не только обитателям дворянских семей. По приглашению хозяев летним отдыхом в непринужденной обстановке наслаждались представители культурной столичной элиты. Дачные места вокруг Петербурга отличались разнообразием. Это были и специально выстроенные усадьбы, и благоустроенные дачные поселки на живописных берегах Финского залива, и обычные пригородные деревни, жители которых использовали возможность получить дополнительный доход.
Итак, дачная культура находилась на пороге своего рождения. Однако для этого необходимо было, чтобы дачниками стали более широкие слои общества: разночинцы, купцы, заграничные гости. Это произошло с 1840-го года.
Третий этап: вторая половина 19-го -первая половина 20 века. Во второй трети 19-го столетия с началом урбанизации и индустриализации задымились фабрики и заводы, появились доходные дома. На лето и выходные все, кто мог себе это позволить, старались отправить семьи на природу. Одновременно произошло усовершенствование транспортной системы, так как появилось регулярное сообщение с пригородами. Так, с развитием железных дорог дачи стали строиться повсеместно. Они стали появляться в значительном по тем временам отдалении от Москвы и Санкт-Петербурга. Разумеется, в дореволюционной России владение дачей было уделом очень богатых людей.
По-настоящему массовое развитие дачного хозяйства получило на фоне послевоенного лихолетья. До 1940-х годов дачи в советском обществе были признаком принадлежности к элите. Вторая мировая война поставила людей на грань выживания. Загородный участок земли стал для горожанина местом сельскохозяйственного производства. В послевоенные годы возникли многочисленные садоводческие товарищества, позволившие горожанам прокормить себя самим. Земельные участки под дачи предоставлялись в соответствии с Постановлением СНК СССР от 21 июня 1945 г. N 1466 генералам и офицерам. Таким образом, в послевоенный период дача стала существовать уже в нескольких ипостасях: госдача, дача городского дачного хозяйства, дачный кооператив и садоводческое товарищество. В начале 1949 года Советом министров СССР было принято постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», обязывающим Советы министров республик, край(обл)исполкомы и горисполкомы принять меры к широкому развитию коллективного и индивидуального садоводства рабочих и служащих на свободных землях городов и поселков и вокруг городов и поселков на землях госземфонда и гослесфонда. Оно положило начало широкому развитию «дачного движения».
Четвёртый этап. Следующей вехой для развития дачного хозяйства стал период хрущёвской «оттепели», когда жители городов стали получать от государства пресловутые 6 соток. Продовольственный кризис конца 1980-х годов дал толчок бурному росту садоводческих товариществ. Никогда ещё в советское время земля не была так доступна. Товарищества окружили все крупные города — и не только крупные, но и мелкие, и даже центральные усадьбы совхозов! Земля вновь стала кормить, а особенно в начале 1990-х после скороспелой гайдаровской либерализации цен.
Пятый этап: конец 20-го века — последние десятилетия. С возвращением на российскую территорию товарно-денежных отношений все запреты испарились. Сегодня размер участка или строений на нем целиком зависит от наличия средств у дачников. Но самой важной в дачном хозяйстве новейшей России стала тенденция возвращения даче ее первоначального предназначения, а именно — места отдыха, а не добывания в поте лица пропитания. И, судя по последнему исследованию, проведенному Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), подобный тренд будет только набирать силу. По данным, полученным социологами ФОМ в мае 2010 года, на сегодняшний день в России дачей или приусадебным участком владеет 57% респондентов, еще 14% планируют приобретение загородной недвижимости. Почти треть отвечавших на этот вопрос оказалась убежденными горожанами — 27%, не имеют такого рода собственности и не планируют ее приобретение. Результаты опроса показывают, что среди владельцев загородной недвижимости доминируют граждане с высоким и средним уровнем дохода. Именно они сегодня задают тон на рынке загородной недвижимости. Исследователей ФОМ главным образом интересовал вопрос: каким образом используется дача ее владельцами. Те, кто уже владеет дачными участками в большинстве своем по инерции или за счет энергии старого поколения продолжают уповать на то, что работа на загородном участке является серьезным подспорьем в обеспечении семьи продуктами питания. Таковых в 2010 году оказалось более половины — 51% опрошенных. Причем, 31% респондентов указал, что они не смогут обойтись в семейном хозяйстве без урожая, собранного на своих участках. Еще 43 % не считают выращивание овощей и фруктов самоцелью, однако продолжают посадки для собственного удовольствия.
По вышеизложенному можно сделать выводы, что дачные поселки развивались хаотично, постепенно превращаясь в полноценные пригороды. На ранних этапах развитие тормозилось относительно слабыми транспортными связями с городом, ограниченным доступом к земле и кредиту, неразвитостью институтов общественного самоуправления, недостаточной социальной инфраструктурой. На протяжении длительного периода менялось отношение к дачной культуре как и менялись функции самого дачного надела. Постепенно дачное хозяйство приобрело большое распространение по всей России.
В настоящее время в России называют дачей и многоэтажный кирпичный особняк, и самодельную времянку. Земельный участок под дачей может быть от трех соток до гектара и более. На дачах любят жить и иерархи государственной власти, и вольнодумствующие интеллигенты. Дача может быть местом и престижного отдыха, и большого труда.
Эволюция дачи продолжается. И сегодня на развитие дачи оказывают влияние те факторы, которые определяют экономическую динамику страны в целом. Провинциальная дача по-прежнему кормит своего хозяина, подмосковная превращается во второе жилье со всеми удобствами, позволяющими отнести ее в разряд «барских». Таким образом, россияне возвращаются к пониманию дачи, каким оно было в первой половине XIX века, она все в большей степени предстает как особый, новый тип городского жилья.
Больше см. на КиберЛенинка
Оставить комментарий