Экономическая конкуренция в футболе

Физическая активность и спорт развиваются в современном мире семимильными шагами. Активно распространяются и развиваются не только давно существующие и устоявшиеся виды спорта. Возрождаются некогда забытые народные забавы, спортивные противоборства и игры, появляются новые, ранее не существовавшие (или не культивировавшиеся в данной стране) соревновательные практики.

Буквально два-три десятилетия назад в России мало кто слышал о кёрлинге, хавпайпе, шорт-треке или лыжном фристайле. В зачаточном состоянии находились дисциплины экстремального спорта. Не существовало киберспорта, маунтинбайка или пилонного спорта. Нельзя было встретить мужчин в художественной гимнастике или синхронном плавании. Теперь это стало повседневной реальностью и данные виды спорта набирают популярность.

Да и в самом футболе происходят серьёзные изменения: во многих странах опережающими темпами развивается женский футбол, со своими лигами и чемпионатами, на мировой уровень вышел пляжный футбол и футзал. Для улучшения зрелищности игры и качества судейства меняются правила футбола, вводятся видеопросмотры, осуществляется постоянная радиосвязь главного рефери с судейской бригадой и т.д. В арабских странах женщины-болельщицы впервые в 2018 году были допущены на стадионы, а саудовские клубы стали привлекать в качестве зрительниц представителей прекрасного пола. Хотя, надо признать, это по-прежнему рискованно из-за ортодоксальных настроений части общества.

В условиях постоянной борьбы за болельщика и зрителя федерации многих других видов спорта ищут пути увеличения своих потребительских контингентов. В ход идут различные маркетинговые, рекламные, пропагандистские акции, инструменты совершенствования работы со зрителями, фан-клубами, волонтёрами, родителями, СМИ, интернет-пользователями.

Нельзя не отметить и тот факт, что в самой футбольной среде постоянно возникают новые идеи и бизнес-планы, которые далеко не всегда приятны ФИФА и УЕФА. Так, например, в 2013 году в кругах футбольных менеджеров и бизнесменов стала активно дебатироваться идея «большого» футбольного чемпионата стран СНГ. Это произошло после успешной реализации международного проекта Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), ставшей весьма привлекательной в спортивном и коммерческом плане. На данную инициативу тогда оперативно отреагировал тогдашний глава ФИФА Йозеф Блаттер. В частности, он указал: «Чемпионат Содружества — неправильное решение. Оно может разрушить пирамиду ФИФА и нанести огромный ущерб солидарности внутри нашей семьи. Я хочу посоветовать Николаю Толстых (главе РФС на тот момент – В.Г.) быть приверженцем своего чемпионата и забыть о всех других лигах». Эти слова Блаттер произнёс на пресс-конференции в Санкт-Петербурге, добавив, что ФИФА совершенно не заинтересована в глобализации регулярных футбольных чемпионатов. Как исключение можно рассматривать Лигу чемпионов или Кубок Либертадорес.

Из официальных рамок УЕФА и ФИФА выбиваются и политически непризнанные территории (таких, например, как Абхазия, ДНР и ЛНР, Северный Кипр, Нагорный Карабах и проч.). Игнорирование этих де-факто существующих образований, где также развит футбол приводит к тому, что они проводят свои чемпионаты под эгидой Международной конфедерации футбольных ассоциаций CONIFA, которая на 2018 год насчитывает 47 федераций из Европы, Африки, Азии, Северной Америки и Океании.

Иными словами, всем участникам футбольной индустрии, начиная от детско-юношеских школ, школьных и вузовских команд и кончая топ-клубами, лигами и федерациями, приходится вступать в конкурентную борьбу за кадры, игроков, тренеров, менеджеров, за зрительское внимание в СМИ, соцсетях, на спортивных аренах, в спорткомплексах и на стадионах.

Главные направления конкуренции в футболе сосредоточены на двух направлениях.

Это, во-первых, спортивная конкуренция, осуществляемая по линии соревновательной практики, тренерской мысли, в системе поиска и отбора талантов.

Во-вторых, это финансово-экономическая конкуренция, ведущаяся в сфере маркетинга, имиджа, рекламы, фандрайзинга, потребительских и деловых коммуникаций, купли-продажи игроков, в системе привлечения болельщиков и интернет-пользователей.

Причём условия успешного развития футбольных клубов ныне таковы, что спортивная конкурентоспособность не является определяющей. Как показывает практика, финансово-экономическая конкуренция подчас важнее, поскольку даже выдающиеся футбольные клубы с отличными спортивными результатами могут стать банкротами и покинуть футбольный рынок без надлежащего финансового обеспечения. Живой тому пример – футбольный клуб «Тосно» из Ленинградской области, ставший в 2018 году обладателем Кубка России и прекративший своё существование по экономическим причинам.

Отсюда мы можем сделать вывод о важности труда футбольных менеджеров, от талантов и знаний которых зависит не только конкурентоспособность футбольных клубов, но и само их существование.

ФИФА конкуренты не нужны

ЧМ по футболу среди непризнанных республик

Саудовские футбольные клубы приглашают болельщиц

Закат ФК «Тосно»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*