Самым массовым сегментом двигательной активности является индивидуальный спорт. Речь идёт о людях, делающих самостоятельно пробежки, утреннюю гимнастику, занимающихся плаванием, скандинавской ходьбой, велосипедом, спортивными играми на дворовых пространствах, фитнесом и оздоровительными практиками на неорганизованном уровне. Поскольку таких людей большинство – в любительском спорте их примерно 2/3 от общей численности, где лишь 1/3 объединена в спортшколы, ДСО и клубы (в том числе и в России), этот сегмент чрезвычайно важен для любой страны в аспекте приумножения человеческого капитала, поддержания физического и духовного здоровья нации, преодоления действия деструктивных факторов – алкоголя, наркотиков, курения, безделья, ожирения.
Важность и массовость сегмента индивидуального спорта предопределяет к нему повышенное внимание со стороны управленческих воздействий. В части классификации выделим два уровня персонального менеджмента:
1.сэлф-менеджмент (или самоменеджмент) участников системы двигательной активности и спорта;
2.индивидуальная работа спортивного менеджера (организатора, предпринимателя) с клиентурой, в состав которой входят тренерские, воспитательные и образовательные услуги, консалтинг.
Цели спортивного менеджмента подразделяются на два основных блока – в зависимости от того, каким спортом занимается индивид – профессиональным или любительским.
Начнём с целеполагания в любительстве. Здесь каждый человек пытается с большей или меньшей степенью успешности управлять собой, своими духовными силами и физическим телом. Поскольку главной ценностью для людей является здоровье – об этом говорят многочисленные социологические опросы – мы можем совершенно обоснованно говорить об этой цели в спортивном сэлф-менеджменте как приоритетной.
Но не менее важными являются и другие цели, характерные для разных возрастов и социальных групп. Значимыми целями, которые желательно достичь в заданные сроки, являются:
— приведение в порядок мускулатуры и внешнего вида человека;
— снижение избыточного веса и уменьшение жировой массы тела;
— изменение круга общения, получение новых впечатлений;
— следование моде, желание быть современным человеком, ведущим активный образ жизни.
Но избранные управленческие цели достигаются далеко не всеми индивидами, поскольку их достижению мешают различные обстоятельства, значение которых первоначально недооценивалось.
Выступая в роли менеджера, который управляет собой – своими мыслями, желаниями, диетой, привычками, распорядком дня, физическими нагрузками, свободным временем – человек вдруг обнаруживает, что он плохо знает самого себя. Его разум начинает искать оправдание лени, откладыванию тренировок или посещений фитнес-клуба, волевые потенции снижаются до уровня отказа от двигательной нагрузки и первоначально заданных целей. Начинает казаться, что первоначальные задачи по снижению веса на 10 кг или окружности талии на 15 см кажутся неоправданно завышенными, что отказ себе в лишнем гамбургере или пирожном – слишком большая плата за пристойный внешний вид и т.п.
Иными словами, менеджмент персонального уровня – совсем непростое дело, с которым легко справляется каждый. Напротив, практика показывает, что лишь около 20% людей, ставших на путь спортивного совершенствования, способны целенаправленно двигаться к заданным целям, выбирая верные средства управления, находя действенную мотивацию и следуя жёстким правилам (распорядка, питания, отказа от вредных привычек и проч.).
Недостаток собственной организации личности, дефицит воли и желания действовать неуклонно, компенсируется иногда за счёт персональных тренеров или консультантов по каким-либо вопросам – фитнеса, велнеса, восточных практик и гимнастик, по диетам, методикам атлетизма, спортивным танцам, вождению транспортных средств. Теперь уже персональный тренер начинает выполнять роль менеджера, именно к нему переходит функция рациональной организации жизни клиента, достижения поставленных управленческих целей.
Наличие внешнего менеджера, ответственного за достижение поставленных ориентиров и распределение двигательной нагрузки по временным отрезкам, затрудняет отказ подопечного от первоначальных замыслов. Здесь играет роль как оплата тренера-организатора (или консультанта) – не хотелось бы просто так выбрасывать деньги на ветер, так и внешняя ответственность – просто так сдаваться перед лицом окружающих гораздо труднее, чем перед собой, когда о твоём малодушии никто не знает.
В известной степени приведенная ситуация характерна и для профессиональных атлетов, тренирующихся самостоятельно. Отсутствие должной мотивации, групповой тренировки, внешнего надзора, обязательных контрольных тестов, зачастую расслабляет атлета, делает его самонадеянным.
Менеджмент персонального уровня основан на самоорганизации и самоуправлении индивидов. Но это совсем не значит, что государство, муниципальные и местные власти, работодатели (в системе корпоративного спорта) должны оставаться в стороне. Косвенное управление индивидами, которые даже не подозревают, что их действия стимулируются извне, желательно и даже необходимо. Такое управление второго уровня неплохо осуществляется внешними акторами за счёт:
а) личного примера, когда позитивные модели задаются публичными лицами с надлежащим освещением в СМИ;
б) разъяснения практической пользы от двигательной активности, улучшение состояния здоровья;
в) представление средствами пиара позитивных эффектов в части улучшения имиджа, повышения социального статуса, самоуважения лиц, занимающихся двигательной активностью;
г) популяризация менеджмента и спортивной науки через специализированные телепередачи, интернет-сайты, другие средства воздействия на массовое сознание.
Оставить комментарий