Стадии развитие спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент как организационная и управленческая деятельность стал развиваться с глубокой древности. Исторически первым появился событийный, или как его ещё называют, ивент-менеджмент. Он появился эпоху Античности, когда стали проводиться различные соревнования (агоны) и празднования в честь олимпийских богов (Олимпиады в честь верховного бога Зевса).

Появились люди, которые организовывали состязания атлетов, обеспечивали судейство и доступ зрителей к местам соревнований. Впоследствии, в Древнем Риме, оформился первый профессиональный вид спорта – гладиаторство, со своей инфраструктурой, школами подготовки, владельцами и организаторами-менеджерами.

Конечно, и администраторов, и организаторов гладиаторского бизнеса менеджерами тогда не называли. Но от этого их значение и функции не изменились. В их задачи входил:

— поиск и отбор будущих бойцов (селекция, как сказали бы мы теперь), способных побеждать и увлекать зрительскую аудиторию (в гладиаторы покупали не только рабов, но и принимали свободных граждан);

— подготовку гладиаторов по различным методикам и «видам спорта» — венаторов (бойцов, сражавшихся с дикими животными), секуторов и ретиариев, сражавшихся друг с другом и проч.;

— мотивацию (основанную на завоевании славы или освобождении от гладиаторской повинности, дарения гладиуса – деревянного меча, символизирующего личную свободу, получение вольной);

— торговлю гладиаторскими сувенирами – волосами, кусочками доспехов, оберегов;

— торговлю на трибунах стручками гороха, едой и напитками (как прообраз современного кейтеринга);

— куплю-продажу бойцов;

— организацию постановочных боёв (как прообраз американского рестлинга).

Этот первый этап развития спортивного менеджмента, оформившийся во времена Античности, стал прологом к появлению многих будущих направлений событийного, финансового, туристического и инновационного спортивного менеджмента.

Так, до настоящего времени дошли такие зрелища, как коррида в Испании, ведущая своё начало от венаторов (то есть гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями). Продолжением древнего панкратиона стали современные бои без правил, борцовские и боксёрские поединки. Древнеримская традиция возведения грандиозных спортсооружений стала основой для поздней практики строительства огромных стадионов. Да и сами Олимпийские игры возродились в конце XIX века, стали логичным продолжением античной практики организации спортивных событий.

Вторым исторически важным этапом развития спортивного менеджмента стал этап формирования национальных и международных спортивных федераций, привносивших в любительский спорт организующее и направляющее начало. Для упорядочения работы спортивных обществ, спортклубов и индивидуальных атлетов стали создаваться специальные организационно-управленческие структуры, получившие названия союзы, ассоциации, федерации, объединения, добровольные общества.  В их составе появились спортивные менеджеры, организовывавшие соревнования, составлявшие и согласовывавшие календарь чемпионатов и международных турниров, рассматривавшие вопросы членства, правил игры, контрактов атлетов, а также решавшие другие административные, контрольные и управленческие вопросы.

Данный этап заложил основы для формирования класса спортивного чиновничества, который стал во второй половине ХХ века чуть ли не главным актором национального и международного спортивного движения, которому принадлежат все права на трансляции, торговые марки, интеллектуальную собственность, на дисквалификации и принятие любых других правовых и управленческих решений.

Третий этап развития спортивного менеджмента начинается с 1930-х годов, когда основной упор был сделан на потребителей (любителей спорта), готовых предъявить на спортивные товары, зрелища и услуги платёжеспособный спрос. В эти годы появляются специализированные спортивные издания в виде газет и журналов. Радио, а затем и телевидение становятся главным инструментом расширения аудитории болельщиков. Значительно расширившиеся возможности по привлечению зрительских масс самым серьёзным образом меняют принципы спортивного менеджмента. Открывшаяся возможность зарабатывать дистанционно на спортивных событиях за счёт рекламы (а затем и за счёт спонсорства) открывает новые горизонты для развития спорта, его инфраструктуры, спортивного образования и науки, производства и торговли спорттоварами.

Внутри третьего этапа развития спортивного менеджмента оформляются две альтернативные модели организации национального спорта:

  1. Государственная, патерналистская модель, в которой доминирует бюджетное финансирование и государственное управление спортом;
  2. Частная модель, основанная на самофинансировании спортивных организаций, на личной инициативе организаторов и участников, на самоокупаемости, самоуправлении и негосударственных инвестициях.

Наконец, четвёртым этапом развития спортивного менеджмента в мире можно считать современный этап, начало которому было положено в 1990-е годы. Именно в этот период значительно возрастает доступность персональных компьютеров, повышается компьютерная грамотность масс, повсеместно внедряются интернет-технологии, виртуальное пространство глобализируется и объединяет спортивный мир в единое целое. Уже на заре четвёртого этапа в массовом порядке образуются сайты спортивных организаций и фан-клубов, спортивные СМИ, букмекерские компании, спортивные тотализаторы переходят в киберпространство, начинают свою работу социальные сети, осуществляются первые интернет-трансляции.

Изменила виртуальность и сам спорт. В нём зародились и стали быстро развиваться различные виды киберспорта, спортивно-игровая индустрия со своими правилами, командами, федерациями, чемпионатами, спонсорами и организаторскими кадрами.

В течение 4-го этапа заметно укрепляется спортивный менеджмент как наука, по данной дисциплине появляются первые специализированные факультеты и кафедры, издаются учебные пособия и учебники, формируются научные школы, защищаются диссертации.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*