Женское предпринимательство в России

Женское предпринимательство в большом и малом бизнесе постепенно набирает силу, становится современным управленческим и организационным трендом, способствует росту экономики, в связи с чем, многие государства разрабатывают политику по поддержке и стимулированию данного бизнеса. Женское предпринимательство в основном ориентировано на социальную сферу, дошкольное воспитание, дополнительное образование, сферу культуры и здравоохранения, на информационные и консультационные услуги в области юриспруденции, бухгалтерского учета, психологии, на сферу моды и общественно-полезных услуг.

Доля женщин, желающих открыть свой бизнес, неуклонно растёт, но в то же время, недостаточный уровень поддержки ограничивает женскую инициативу. Важной такая поддержка становится в период финансовых кризисов, когда женщины для поддержания бюджета в семье выходят на работу. Благоприятные условия для ведения бизнеса способствуют быстрой адаптации женщин к предпринимательской деятельности, но не во всех странах существуют достаточные условия для ведения бизнеса. Женщины сталкиваются с проблемами нехватки знаний, финансов, информации, с высокими налоговыми ставками, административными барьерами и значительно тяжелее преодолевают их, чем мужчины. Существующие скрытые гендерные подходы к отбору кандидатов на рабочие места и открытию бизнеса сдерживают развитие потенциала женского предпринимательства. Тема формирования адаптивных форм поддержки женского предпринимательства становится наиболее актуальной в современных условиях уменьшения доли активного населения и повышения пенсионного возраста.

В отдельных государствах на долю предприятий, которые возглавляют женщины, приходится 50-60%. В Германии и США около 50-52% вклад в ВВП осуществляется компаниями, возглавляемыми женщинами, в Италии — 60%, в Японии — 55%. В России женское предпринимательство развито в основном в социальной сфере и в сфере образования детей, как отмечают эксперты «ОПОРЫ РОССИИ», этот показатель в данном секторе доходит до 90%. В то же время доля женщин, задействованных в малом и среднем бизнесе (МСБ) 30%, а количество компаний, возглавляемых женщинами руководителями — 45%. Соответственно можно сделать вывод, что в России не задействован в полной мере потенциал женского предпринимательства.

На протяжении последнего столетия роль женщины в экономической жизни общества стремительно возросла. Примером изменений в институциональной среде и организационной структуре бизнеса в России в начале XX в. являлось участие женщин в ассоциированном предпринимательстве. В это время более чем на половину увеличилось число торговых домов (на 51,8 %) и акционерных компаний (на 43,9 %). При этом число женщин, владелиц торговых домов, увеличилось на 53,5 %, а женщин-членов правлений акционерных компаний — на 42,3 %.

В начале прошлого века в России показатель роста числа акционерных компаний превосходил показатель роста численности женщин в составе правлений, в то время как показатель роста числа полных товариществ и товариществ на вере уступал показателю по женщинам в составе владелиц. Число владелиц торговых домов увеличивалось значительно быстрее количества самих фирм, что свидетельствовало о возрастании числа кандидаток на посты полных товарищей за счет более обширного состава претендентов.

Как отмечает М.Н. Барышников, в сословно-иерархической структуре российского общества сфера предпринимательства становилась для женщины одной из немногих областей относительно «равных возможностей» с мужчиной. В большей мере это относилось к женщинам из средних и низших слоев населения, получавших реальную возможность самостоятельно заниматься не только мелкой торговлей, но и открывать весьма крупные промышленные предприятия, транспортные и посреднические фирмы. При этом процесс вовлечения женщин в предпринимательство имел противоречивое содержание и подвергался воздействию как положительных, так и негативных экономических и общественно-политических факторов. Несмотря на это, общая тенденция в развитии женского предпринимательства в России носила в начале XX в. благоприятную направленность, потенциально способствуя крупным изменениям в социально-экономической структуре российского общества.

Процесс появления женщин в российском бизнесе отражал общемировую тенденцию того времени. Активное участие женщин в управлении бизнесом, их включение в предпринимательскую деятельность американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали «тихой революцией в мировом масштабе». Г. Минцберг пишет: «Прошли те времена, когда женщины преуспевали, научившись играть по правилам мужских игр. То, в чём сегодня нуждается экономика, может дать именно женщина».

Проведенные зарубежные исследования демонстрируют положительное влияние женщин-предпринимателей на экономический рост, увеличение занятости и снижение социальной напряженности во многих странах. По мнению авторов работы, более полное использование потенциала, который имеют женщины-предприниматели, предусматривающее их участие в экономике на уровне, сопоставимом с мужчинами, способно увеличить на 26 % мировой внутренний валовой продукт. В последние годы был опубликован ряд статей, направленных на углубление понимания роли женщин и их вовлечённость в предпринимательскую деятельность. Так, женщины-предприниматели сталкиваются с более серьезными проблемами как при создании собственных бизнесов и в процессе их деятельности по сравнению с мужчинами-предпринимателями. Такие проблемы не являются уникальными для отдельных стран, они ярко выражены как в развивающихся странах, так и в экономически развитых странах.

К числу проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, относятся объективные и субъективные обстоятельства. Объективные проблемы обусловлены трудностями в достижении баланса между предпринимательством и личной жизнью, в том числе с уходом за детьми, выполнением домашних и семейных обязанностей. Субъективные проблемы вызваны социально-культурными предубеждениями, наличием институциональных, правовых и налоговых пробелов в законодательстве многих стран, а также сложившимися в настоящее время стереотипами, связанными с ролью женщин, особенно в патриархальных обществах. Доказательства того, что в настоящее время все еще широко распространен так называемый гендерный разрыв в предпринимательстве, связанный с преобладанием мужчин в качестве владельцев бизнесов, приведены в различных исследованиях. В них также рассматриваются некоторые гендерные стереотипы, а также индивидуальные, институциональные и структурные барьеры, сдерживающие предпринимательскую активность женщин.

Изучение мотивов для открытия собственного бизнеса является популярной темой в научных исследованиях. Эти факторы, определяющие вынужденное предпринимательство могут включать безработицу, плохие перспективы карьерного роста, неприемлемые условия работы, профессиональную неудовлетворенность, отсутствие детских учреждений. Наряду с вынужденной мотивацией имеет место и добровольная мотивация. В качестве факторов добровольной мотивации упоминаются такие, как стремление к независимости, автономии, самореализации, удовлетворенности работой, а также социальные цели, стремление к богатству. В исследованиях женского предпринимательства отмечается наличие двойной нагрузки на женщин-предпринимателей: производственной и семейной. При этом подчёркивается, что одним из достоинств предпринимательской деятельности по сравнению с наёмным трудом, для женщин является возможность использования нестандартных графиков работы, которые позволяют снизить проблему ухода за детьми и пожилыми членами семьи. Гибкие графики, как и расширение возможностей для работы на дому, обеспечивают хороший баланс между производственной деятельностью, семейной жизнью, а также финансовыми потребностями.

В зарубежной научной литературе активно обсуждаются вопросы, являются ли организации и профессии гендерно-нейтральными и какова степень доступности руководящих постов для женщин и мужчин. С точки зрения классического феминизма, гендерные стереотипы являются барьером для реализации равных возможностей, в том числе шансов женщин на рост в корпоративной исполнительной иерархии. Женщины лишены возможности исполнения тех управленческих ролей, которые отождествляются с чисто мужскими характеристиками. В последнее время представители постфеминизма перемещают акцент на то, как женщины и их воззрения могут быть включены в систему менеджмента современной организации, придавая особое значение навыкам и стилям руководства, связанным именно с женскими чертами, повышая, таким образом, значимость понятия «женский менеджмент». Эта дискуссия является продолжением основного постулата либерального феминизма о разнице между мужчинами и женщинами (в отличие от классического либерального феминизма, проповедующего «одинаковость» женщин с мужчинами). При этом рассматриваются варианты того, как мужские и женские качества в организации могут дополнять друг друга.

В литературе по тендерному вопросу в управлении дается описание доминирования так называемой мужской нормы, согласно которой требования контроля, конкуренции, лидерства или ориентации на успех в организациях коммерческого и некоммерческого сектора. Существует много барьеров в плане создания и дальнейшего эффективного функционирования бизнеса. Однако формальные институты и культурные традиции создают дополнительные барьеры для женщин, то есть делают для них более сложными создание и обеспечение роста своего бизнеса. И даже для женщин с высоким потенциалом и большими возможностями к развитию предпринимательства (образование, умения и навыки, финансовые средства) комбинация гендерных стереотипов, социальных норм и убеждений может привести к более ограниченному доступу к ресурсам, что станет критическим моментом для возможного развития бизнеса. До сих пор, как отмечается в докладе Международной организации труда 2017 года, для многих стран мира актуальна борьба с коренными причинами профессиональной и секторальной сегрегации. Необходима поддержка расширения представительства женщин в различных секторах экономики, их участия и лидерства в процессе принятия решений, что должно помочь в преодолении гендерной сегрегации по профессиям и секторам. Это относится ко всем областям государственного управления, к группам работодателей и работников, а также к фирмам.

Существует несколько причин дискриминации женщин в сфере бизнеса, которые и ведут к недостаточному присутствию последних в составе советов директоров: синдром «двойного бремени» и пробивание «стеклянного потолка» или «прилипание к полу». В большинстве социальных обществ женщина является центром семьи и зачастую вынуждена совмещать работу с домашними обязанностями, нести на себе семейные нагрузки, то есть испытывать «двойное бремя». «Стеклянный потолок» связан с вертикальной составляющей гендерной сегрегации и характеризует распределение гендерных групп по должностной иерархии. «Стеклянный потолок» — это некоторый уровень в карьерной иерархии, выше которого женщины практически не имеют возможности подняться, хотя формальных ограничений нет.

Сегодня не реже, чем понятие «стеклянный потолок», можно услышать другое выражение, когда речь идет о гендерных проблемах, — «липкий пол». Оказалось, что многие ограничения существуют не просто объективно — они присутствуют в сознании самих женщин, не позволяя им ставить новые цели, продвигаться выше по карьерной лестнице. И вот это «прилипание» женщины к низкой должности, ее заниженная самооценка — тоже серьезная проблема, наряду с общественными стереотипами и социальными ограничениями.

 

Источники:

Пиньковецкая Ю.С. Развитие женского предпринимательства: экономические и социальные аспекты. См. КиберЛенинка

Норсун Т.А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе. См. КиберЛенинка

Руденко Л.Г., Быкова О.Н. Формы инфраструктурной поддержки малого женского предпринимательства. См. КиберЛенинка

Ткаченко И.Н., Первухина И.В. Гендерные аспекты участия женщин в корпоративном бизнесе и предпринимательстве. См. КиберЛенинка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*