Рациональное поведение субъектов в экономической жизни

В экономической жизни государств и регионов взаимодействует огромное множество людей и предприятий, имеющих свои интересы, потребности, этические ценности. Для достижения поставленных целей все эти физические и юридические лица, которых также называют экономическими субъектами, используют разнообразные способы, которые, на первый взгляд, не поддаются классификации. Однако это не так. При всех имеющихся различиях можно выделить общие черты, модели поведения, которые в той или иной мере свойственны всем участникам экономических отношений. Несмотря на разницу в характерах, возрасте, образовании, национальной принадлежности потребители и производители ведут себя примерно одинаково, стараясь проявлять благоразумие, расчётливость, экономию – то есть всё то, что именуется рациональным поведением.

На постулате рационального поведения субъектов экономики строятся экономические законы – такие, как закон спроса и предложения, закон возвышения потребностей, закон конкуренции, то есть все те законы, которые проявляются в больших массах участников. Понятно, что всегда наблюдаются случаи альтруистического поведения, когда некоторые люди отказываются от денег и имущества в пользу кого-либо, но эти единичные эпизоды не могут изменить общую картину.

В XIX веке группой экономистов, которых позже стали называть маржиналистами, была разработана теория предельной полезности, которая хорошо описывала поведение человека в рыночных условиях. Основные построения теории базировались на нескольких базовых понятиях:

А) полезности, то есть психологическом удовлетворении от потребления блага;

Б) понимании того, что всякая потребность человека уменьшается по мере её удовлетворения;

В) допущении, что все экономические субъекты стремятся максимизировать полезность и снижать затраты (в том числе трудозатраты);

Г) постулате о том, что люди тратят свои доходы таким образом, чтобы извлечь из каждой единицы купленного товара максимальную полезность.

Теория предельной полезности, описывающая рациональное поведение человека, вытеснила из классической политэкономии разработанную ранее теорию стоимости. После этого замещения данное экономическое направление стало именоваться неоклассической школой.

Теория рационального поведения человека, основанная на категории полезности, активно критиковалась и продолжает критиковаться в настоящее время представителями многих социально-экономических и политических учений. Особенно непримиримы к гедонизмубыли английский мыслитель Джон Рёскин и русский писатель Лев Толстой. И Рёскин, и Толстой предавали проклятьям эгоизм капитализма, бездушие машины государственной и экономической эксплуатации людей. Жить по совести и справедливости – вот единственно правильный принцип. Гедонистическое поведение как главный мотив хозяйственных отношений и деньги как орудие эксплуатации, как элемент воскрешения рабства, должны быть удалены из общественного бытия.

По Рёскину, новое общество должно быть аристократическим, рыцарским, героическим. Толстой же предлагает иную модель – сельской общины, где каждый занят физическим трудом, который обязателен для всех. Это необходимо потому, поясняет Толстой, что нелепо и безнравственно жить в праздности, оплачивая труд других людей деньгами, полученными по наследству или рентными платежами.

Труд должен быть гарантирован всем и вознаграждаться должен не в соответствии со спросом и предложением, а по справедливости. Гонорар адвоката, врача или профессора должен быть прописан законом. Все природные богатства страны должны быть национализированы. Не только система образования, но и система воспитания людей должна быть организована наилучшим образом, так как надо «наставлять в чистоте, красоте, повиновении, службе другим» и важно «приобрести способность удивляться, надеяться и любить».

Толстой является подлинным христианским коммунистом, которого православная церковь изгнала из своих рядов. Он язвительно надсмехается «над низким и скотским инстинктом, которые люди называют чувством или правом собственности». Его программа – возврат к земле и общинная обработка её. Производить свой хлеб – неизбежный закон человеческого существования, говорит своим последователям Толстой. А разделение труда – не более, чем дьявольское наваждение.

Критиковали теорию рационального поведения и коммунисты, которые считали, что следует отбросить личный интерес во благо общества. Эгоизм следует перебарывать системой коммунистического воспитания, которая в будущем даст свои плоды. Если исходить только из расчётливости, прагматизма, личной корысти – никогда не будут возможны самопожертвование, героизм, самоотверженный труд во благо родины.

Взглядам коммунистов и социалистов во многом противостоит учение космополитизма. Представители этого идеологического направления считают рациональным такое поведение человека, когда он становится «гражданином мира». Иными словами, «где хорошо, там и родина». Если, например, в твоей стране нет благоприятных условий для проживания, творчества, карьерного роста – то следует выехать в ту страну, где такие условия существуют. При этом патриотизм и всякие иные высокие понятия следует оставить в стороне, нужно выбирать тот путь, который даст максимальную отдачу, высокие доходы, благосостояние, славу – в этом и есть рациональное экономическое поведение.

Таким образом, мы можем констатировать, что под рациональным экономическим поведением мы можем понимать самые разные модели – начиная от дауншифтинга (т.е. отказа от хорошей карьеры и переходу к «жизни для себя») и заканчивая выбором гедонизма и космополитизма как самых рыночных стратегий.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*