Политическая и правовая доктрина Петра I

В современной России память о первом императоре Петре Великом бережно сохраняется. Пётр много сделал для становления Новой России, модернизации страны в политическом, экономическом и культурном плане. Государственная деятельность Петра I (1682—1725) характеризуется ёмкой формулой, обозначенной им же самим: «Перо и шпага». Под словом «перо» надо понимать активную реформаторскую, законодательную работу русского царя. «Шпага» в письме 1712 г. олицетворяла собой Северную войну.

Политико-правовую доктрину русского царя необходимо рассматривать в историческом развитии. В этом анализе следует учитывать целый комплекс экономических, социальных и иных факторов. Личность Петра I и его неуёмная энергия также определяли государственную доктрину первого российского императора.

В эпоху Петра I сформировалась официальная идеология абсолютизма, закрепленная в законодательстве Петра I и облачённая в учение сподвижниками царя. Становление абсолютизма было взаимосвязано с созданием чёткой структуры органов власти и управления, всецело подчиняющихся монарху.

В начальный период своего правления Петр I не имел продуманного плана преобразований. Например, в конце XVII в, реформы были нацелены на совершенствование старой системы приказов. В 1689—1696 гг. единоличная власть молодого царя только формировалась, параллельно с этим совершенствовалась и система управления, опиравшаяся на государственные традиции уходящего века.

Более четкая стратегия преобразований появилась у Петра 1 после возвращения из Великого посольства (1698). Активное заимствование европейского опыта, подготовка к войне перекликались с укреплением личной власти, что отчетливо видно в подавлении стрелецкого мятежа и в расправе над восставшими. Осуществляя свои первые реформы, Петр осознавал, что опираться на патриархальные русские традиции уже невозможно. Выход из ситуации царь видел в европейских нововведениях, для чего были образованы светские школы, приглашались специалисты, а также использовались другие весьма экстравагантные методы внедрения новшеств. В это время царь выражал свою доктрину не столько словами, сколько делами.

Основные направления преобразований Пера I получают логическое развитие во время Северной войны (1700—1721). Следовательно, можно говорить о появлении четкой политической доктрины. Политико-правовые взгляды сформировавшегося монарха четко прослеживаются прежде всего в законодательстве Петра I. Царь сам сочинял тексты многих актов и в свойственной ему манере сопровождал их комментариями,

Общество, государство и право по претворенным в жизнь замыслам Петра I выглядят следующим образом. Россия — великая страна, во главе которой находится император. Царь не просто ссылался на божественное происхождение своей власти, а объяснял укрепление своей самодержавной власти благом для России, отождествляя себя и страну. Такая мысль прослеживается в преамбулах к законам и в его переписке с семьей. Обоснование роли монарха и своих взглядов видно и в оценке царем действий своих сподвижников, а также в отношении к сыну — царевичу Алексею.

Социальной опорой царя служит дворянство. Государственная или военная служба — обязательное условие продвижения по бюрократической лестнице. Дворянство является благородным, неподатным сословием, государственное тягло за него несут податные сословия.

Концепция государственности отражена в образованной при Петре I вертикали центральных и местных органов власти и управления. Поиск царем идеала высшего органа исполнительной, судебной власти прослеживается в законах о Сенате. Функции и полномочия Сената формировались в течение всего периода правления Петра I. С момента создания Сената в 1711 г. его полномочия неоднократно менялись. Процесс формирования Сената в 1711—1722 гг. показывает, что, как и другие преобразования Петра I, оно начинается бессистемно и затем, постепенно принимая завершенные формы, превращается таким образом в систему.

Создание центральных отраслевых органов государственного управления — коллегий (1717—1718) и их формирование до 1722 г. также демонстрирует эволюцию концепции царя в государственном строительстве. Коллегии изначально существовали параллельно с приказами и постепенно вытесняли последние. Само название «коллегии» говорит о том, что решения принимались коллегиально, а не единолично, как в приказах. Созданная Петром I система коллегий намного эффективнее справлялась с возложенными на них задачами и отвечала новым историческим условиям.

Вывод о поиске царем идеала государственного устройства можно сделать, проведя обзор системы органов местного управления. Создание Бурмистрской палаты, а затем Ратуши получило продолжение в концепции коллегиального управления. В 1708—1719 гг. вводилось иное административно-территориальное устройство: губерния, провинция, уезд. Однако реформы в области административного территориального устройства (1699—1724) считаются неоконченными.

Концепция правосудия Петра I отразилась в созданной царем судебной системе и в кардинальной правовой реформе.

Высшую судебную власть в стране осуществлял царь, который вовсе не должен был мотивировать свое решение. Царь рассматривал те дела, в которых ему виделись наиболее опасные преступления против самодержавия и государства. Стрелецкие казни, расправы над участниками антифеодальных восстаний показывают, что многие решения царь принимал единолично. Юридически это могло быть закреплено решением суда, например Тайной канцелярией розыскных дел в Санкт-Петербурге. Следующей после царя судебной инстанцией являлся Сенат. Решения Сената считались окончательными и обжалованию не подлежали. В подчинении Сената находились Юстиц-коллегия, суды в других коллегиях, приказах, губерниях и городах. Нововведения в судебной структуре были систематизированы в 1722 г. Суд изначально строился как сословный, что отражает видение царем структуры общества, роль каждого из классов в судьбе России.

Петр I лично принимал участие в законотворчестве. Сохранилось множество черновиков актового материала, написанных рукой царя или прошедших его редактуру. По форме большинство законов являлись указами, реже — уставами (указы и уставы — вообще наиболее распространенные законодательные акты России XVII в., и здесь законодатель как бы продолжает традиции). В других случаях крупные законы Петр I называл регламентами, артикулами, актами, табелями. Здесь чувствуется влияние западной терминологии, что характерно для деятельности Петра I.

Всего за годы правления Петра I было принято около 3000 правовых актов. Царь это понимал и стремился создать более совершенную законодательную базу, для чего в 1700—1725 гг. предпринимались попытки кодификации. Был даже составлен проект нового Уложения, систематизированного по отраслям права. Однако новое Уложение при Петре I так и не было принято.

Итак, при изучении петровских реформ прослеживается эволюция бессистемных политико-правовых взглядов царя в логичное построение общества, государства и права, практически завершенное при первом российском императоре.

Петровские реформы имели огромное значение. От Петра начинается отсчет времени, когда на смену средневековым теологическим учениям приходят научные теории, основанные на светских знаниях об обществе, государстве и праве.

Прив. по: studme.org

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*