Мотивация в достижении бизнес-цели

Из проведенного анализа наиболее важных для достижения успеха личностных качеств следует, что эффективность жизнедеятельности бизнесмена зависит от силы его желания и устойчивости усилий. Эти параметры изучаются в рамках проблематики мотивации достижения, которая является предиктором успешности в бизнесе и других профессиях[1]. Исследуются различные психологические проявления, существенно связанные с достижениями в профессиональной деятельности: интересы, установки, когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции на неудачу и удачу, способности индивида и т.д.

• Мотивация достижения – фактор успешности в бизнесе.

Мотивация достижения рассматривается как движущая сила, способствующая достижению успеха. Этот вид мотивации относится к одной из двадцати основных психогенных потребностей, т.е. потребностей, связанных с наиболее существенными сторонами жизнедеятельности человека, без которых невозможно полноценное развитие человека.

• Мотивация достижения – психогенная потребность.

Во многих исследованиях людей, которые добились высоких результатов в своих областях, была показана значимость мотивации достижения. Так, В. И. Панов показал, что одаренных детей отличает сильная поглощенность интересующей задачей, экстремальное упорство в достижении поставленной цели, способность к длительному сохранению интереса к какой-либо области знаний[2]. Автор исследовал, каким образом влияют на успех интеллектуальные, волевые, эмоциональные и другие качества личности. Были выделены два аспекта поведения, в которых проявляется одаренность человека: инструментальный и мотивационный. Они сопровождают одаренность, но не обязательно порождают ее. По этим признакам можно лишь предположить наличие одаренности. Психологические проявления высокой результативности, одаренности в каждом индивидуальном случае могут быть гораздо богаче. Подобная ситуация связана с тем, что успешность и одаренность связаны с целым комплексом качеств. Хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять со степенью развития одной или нескольких способностей. Кроме того, признаки успешности и одаренности порой трудно четко выделить, поскольку они зависят от социокультурной среды, психофизиологической, волевой и других сфер психики человека. Тем не менее структурирование основных признаков успешности помогает проводить как психологическую диагностику, так и последующее обучение руководства и персонала компаний.

Инструментальный аспект одаренности включает в себя признаки, связанные с особенностями операционного овладения деятельностью. Например, скорость овладения деятельностью, успешность ее выполнения, использование и изобретение новых способов деятельности, выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, индивидуальный стиль деятельности, высокую структурированность знаний, легкость и быстроту обучения и т.д. Мотивационный аспект одаренности включает в себя следующие признаки: повышенную чувствительность к определенным формам собственной активности, сопровождающуюся чувством удовольствия; ярко выраженный интерес к отдельным сферам деятельности, погруженность в дело; повышенную познавательную потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокую критичность к результатам собственного труда[3]. Эти два выделенные аспекта отражают существующую проблему в понимании успешных людей, а именно влияние факторов способностей и мотивации на уровень достижений. То, что способности являются необходимым условием одаренности, отмечается многими авторами.

Первоначально в качестве основной детерминанты достижений признавался интеллект[4]. Так, Л. Термен в процессе исследования одаренных людей изначально рассматривал в качестве главного фактора одаренности их уровень развития интеллекта. Но по мере сбора данных он пришел к выводу, что не только интеллект, но и личностные и мотивационные факторы играют важную роль в достижении успеха. Он выделил четыре характеристики, которые демонстрировали люди, добившиеся максимальных достижений: настойчивость в достижении цели, целеустремленность, уверенность в себе, свобода от переживаний относительно собственной неполноценности. Способности и уровень развития интеллекта перестали выступать главной детерминантой достижений успеха. В ряде исследований было показано, почему люди с высоким уровнем развития интеллекта не могут добиться высоких результатов. Например, Р. Стернберг показал, что основной причиной, почему люди с высоким интеллектов не могут добиться успеха, является низкая мотивация достижения. Анализируя возможности предсказания успеха в различных достиженческих видах деятельности, автор пришел к выводу, что уровень мотивации является лучшим предиктором успеха, чем интеллект[5].

Конечно, высокие показатели способностей могут явиться важным условием достижения успеха в ряде областей деятельности, в том числе и бизнесе. Но все-таки главными характеристиками, способствующими успеху в деятельности (при прочих равных условиях, таких как уровень образования, исходные материальные возможности, здоровье и т.п.) играют такие важные мотивационные характеристики, как интерес к своему делу, вера в себя и успешный результат, умение справляться с трудностями, проявлять настойчивость (ассертивность).

• Мотивация является ключевым источником различий в достижении успеха.

Существенным качеством для достижения успеха является способность преодолевать трудности, адекватно реагировать на неудачи и проблемы.

• Способности и мотивация – основные условия, определяющие уровень достижений.

Термин «мотивация достижения» связан с нацеленностью на успешность, настойчивостью, готовностью к риску и преследованию трудных в достижении целей.

• Мотивация достижения – соотнесение с критерием качества деятельности.

Мотивация достижения понимается как мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата (так называемой продуктивной деятельности), к которому может быть применен критерий успешности деятельности, т.е. при использовании некоторых стандартов оценки он может быть сопоставлен с другими результатами. Существенным фактором мотивации является привлекательность, ценность успешного результата, ожидание успеха.

• Мотивация достижения направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности.

————————————————————

  • [1] Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Академия, 2006.
  • [2] Панов В. И. Одаренность и одаренные дети. М.: Изд-во РУДН, 2005.
  • [3] Панов В. И. Указ. соч.
  • [4] См.: Гордеева Т. О. Указ. соч.
  • [5] См. Гордеева Т. О. Указ. соч.

Подробнее см. на https://studme.org

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*