Малый бизнес в туризме

В спектре динамично развивающихся видов предпринимательской деятельности весьма достойное место занимает туризм. Популярность и востребованность туризма в современном обществе в значительной мере обусловлены развитием необходимой для этого инфраструктуры и, прежде всего, средств коммуникации — транспорта и связи. Благодаря транспорту, доступными стали самые отдаленные места всех стран мира, а средства связи — в основном Интернет — позволяют получать всю необходимую для туризма и туристов информацию. К этому следует отметить и интенсивное развитие гостиничного хозяйства. Всё это вместе взятое создаёт благоприятные условия для предпринимательства в сфере туризма.

Вследствие высокого значения досуга как часть личной концепции жизни играют предложения, связанные с организацией досуга и предложения в близлежащих сферах важную роль. Направления досуговой деятельности, отвечающие высоким притязаниям, востребованы не только в выбираемых туристами дестинациях, но они пользуются спросом также в локальных или региональных инфраструктурах. Качество высокоценимых специальных предложений развивается в ответ на большой потенциал спроса в рамках пространства городских агломератов, развивающихся уже как туристические дестинации. Также из этого возникает давление на качество предложения в туристских целевых группах.

Сегодняшний гость хорошо информирован и критически настроен. Предложения и цены сравниваются и проверяются. Необходима подробная и детализированная информация. Осознание проблемы качества, опыт путешествий и чувствительность к цене, уровню комфорта привели к усилению ориентации на качество. Загрузка предприятий туризма возрастает вместе с ростом качества предложения. Ожидается оптимально организованная цепь: бронирование — проживание — отъезд.

Новые коммуникационные инструменты ныне широко используются в индустрии путешествий. Технология меняет поведение клиентов, конкуренцию, а следовательно, и предложение. Всё больше информации, всё быстрее и проще циркулирует, обменивается. Маркетинг и продажи через Интернет в сфере туризма создают возможность того, что ни одна поставка товаров не происходит в традиционном смысле, но клиент находит интересующий его продукт. Через Интернет продвигаются предприятия, места отдыха и дестинации.

Интернет-сайт произвел подлинный взрыв в системе мероприятий маркетинга. Профессиональный веб-сайт помогает привести предложение точно к клиенту и быстро установить обратную связь от клиентов. Все больше и больше поездок бронируется через Интернет, особенно если решение о путешествии должно быть принято быстро или поездка осуществляется только на короткое время. Преимущества Интернета и для организаторов путешествий и для клиентов это прозрачность информации, скорость, доступность круглосуточно, а также обширная и сопоставимая информация как подготовка к активному бронированию.

Предпринимательство предопределяет достаточно развитый рынок туристских услуг. Указанный рынок определяет функции и виды деятельности субъектов предпринимательства — туристских операторов и туристских агентов и связанной с ними предприятий туристской инфраструктуры. Иными словами, если есть рынок, то должно быть и предпринимательство.

Отрасль туризма становится важнейшим источником поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней.

Туризм стал делом государственной важности. В связи с этим на государственном уровне принимаются весьма действенные меры, направленные на достижение массовой привлекательности объектов туризма — природных, исторических, художественных. Целью такой деятельности является создание в стране и регионах туристских кластеров. Иными словами, государство создает базисные условия для предпринимательства в туризме.

Естественно, что туристская деятельность находится под специальным контролем государства.

В России фирмы-туроператоры вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации и получают уникальный номер, который начинается с кода, зависящего от вида деятельности туроператора: международный и внутренний туризм. В настоящее время в «Ростуризме» зарегистрировано порядка 1500 туроператоров.

Туристская отрасль является на сегодняшний день одной из самых перспективных с точки зрения вложения капитала и развития территории. Сфера туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как

транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др., что позволяет выделить ее как фактор социально-экономического развития регионов.

Россия, обладая мощным туристским потенциалом, в настоящее время в значительной мере заинтересована в развитии въездного и внутреннего туризма. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. туризму отдается роль локомотива развития регионов, связующего звена между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества, при этом комплексное развитие внутреннего и въездного туризма обозначается главной целью развития туризма в РФ на период до 2020 г., с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Геополитические реалии, экономический кризис, нестабильные валютные курсы и изменения во внутренней политике России обусловили новые тенденции туристского рынка: значительная часть турпредприятий в 2015 г. переориентировали свою деятельность на внутренний туризм. По данным Ростуризма, на внутреннем и въездном рынке сегодня работают 3,9 тыс. турфирм, что соответствует 86 % от общего числа действующих компаний.

Согласно данным Федерального агентства по туризму, внутренний поток с туристскими целями в России с 2014 г. увеличился на 30-40 %, что было обусловлено и ростом количества туроператоров, занимающихся внутренним туризмом (на 25 %).

В туризме сложившиеся тенденции можно назвать действенной политикой импортозаме-щения и экономической безопасности, т. к. все, что связано с выездом российских туристов, означает вывоз денежной массы за рубеж, тогда как рост внутренних турпотоков свидетельствует о том, что деньги и налоговые отчисления остаются в России.

Сложившаяся ситуация дала возможность российским регионам предложить новые привлекательные турпродукты для отдыха россиян, заполнив таким образом освободившуюся нишу. Туроператоры смогли создать линейку предложений по пакетным турам (например, в г. Сочи), которые по объему и разнообразию оказанных услуг конкурировали с зарубежными популярными курортами: в I квартале 2016 г. широкую популярность приобрели Красная Поляна и Крым. По данным Министерства туризма республики Крым, количество туристов, посетивших полуостров в 2016 г., увеличилось на 20 % по сравнению с 2015 годом.

Объём въездного туризма по итогам девяти месяцев 2016 г., по данным Ростуризма, вырос на 3 % в результате увеличения потока въезжающих туристов из Китая, Финляндии, Польши, Германии, США. При этом поток туристов из Китая в 2016 г. увеличился на 15 %., что соответствует общемировому тренду.

Туризм представляет собой чрезвычайно сложное социально-экономическое явление, охватывающее практически все сферы деятельности. В связи с этим необходимо расширение изучаемых в рамках экономической науки проблем и обогащение ее как за счет новых концепций, методов и моделей, так и за счет расширения междисциплинарных исследований. Как отметили Стаблер, Па-патеодору, Синклер (Stabler, Papatheodorou, Sinclair, 2010), перспективные исследования в сфере экономики туризма надо расширять

с учетом психологии, социальной психологии, социологии. Это позволит получить новую информацию о туристском спросе, развивать моделирование по перспективным экологическим и природоохранным вопросам экономики. Экономика туризма может быть существенно обогащена за счет междисциплинарных исследований, включая культурологию, этические и политические исследования, экономику благосостояния.

Российские экономические исследования в сфере туризма начали активизироваться в середине девяностых годов прошлого века. Научные исследования, посвященные экономической оценке туризма, представлены в работах А.А. Татаринова, П.С. Трехлеба, И.А. Цацулиной и др. Социальноэкономическое значение туризма и формирование территориальных туристских систем изучалось в работах А.Ю. Александровой. Большое количество исследований посвящено вопросам регионального планирования и развития туризма, например, работы Г.М. Романовой. Исследовались также вопросы влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов, стратегии развития туризма в экономике региона, например, в работах М.Н. Забаевой и др. Вопросам развития предпринимательской деятельности в туризме посвящены исследования М.А. Морозова, А.Ю. Яковлевой-Чернышовой и др. Проблемы конкуренции в туризме исследовались в работах Н.С. Морозовой, Т.В. Сорокиной. Довольно много проведено научных исследований на уровне микроэкономики туризма, в том числе изучению затрат в гостиничном бизнесе посвящено исследование О.В. Кауровой. Вопросы организации экономической деятельности в турифирмах исследованы в работе Р.А. Юрик. Влияние проблем глобализации на сферу туризма изучались в работах А.В. Игнатьева. Вопросы формирования и развития туристского рынка изучались в трудах Г.А. Симоняна, управление рисками в туризме освещены в научном исследовании А. О. Овчарова.

Несмотря на большое количество исследований, многие вопросы экономики туризма остаются малоизученными. К ним относятся проблемы влияния финансово -экономических кризисов на развитие сферы туризма, антикризисное управление в сфере туризма, влияние глобализации, слияний и поглощений на развитие туризма на уровне мировой и национальной экономик, исследование и предупреждение рисков в туризме и их влияние на экономическое состояние как отдельных рыночных субъектов, так и экономики в целом. Заслуживают также глубокого изучения такие актуальные вопросы экономической науки, как экономика впечатлений, экономика участия и др.

 

Источники:

Колодий Н.А. Повседневные прогулки (экскурсии) / В кн. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте. См. studme.org

Крутик А.Б. Содержание и структура предпринимательского потенциала в туризме. См. КиберЛенинка

Левина Я.Г., Карлина Е.П., Макарова Т.А. Малое предпринимательство как социально-экономическая основа развития туристской индустрии региона. См. КиберЛенинка

Морозов М.А., Морозова Н.С.  История развития экономики туризма и актуальные направления научных исследований в туризме. См. КиберЛенинка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*