Высшие потребности в эстетике труда

Человек не существует в духовном и материальном мире без потребностей. Для поддержания физического существования ему требуется воздух, пища, вода, вывод из организма продуктов метаболизма. Это положение самоочевидное и не требует  каких-либо доказательств по поводу генезиса данного вида потребностей. Если кто-то имеет сомнения на этот счёт, то может попробовать продержаться несколько минут без дыхания или пару дней без воды. Без приёма пищи индивид может обходиться более длительный срок, который всё же весьма ограничен. Перечисленные нами потребности принято называть физиологическими (или низшими), поскольку они связаны  с самим существованием человека. Без удовлетворения указанных запросов и нужд индивид погибает. Маркирование их как низших совершенно не означает их малую значимость, а напротив, указывает на их фундаментальное значение, основу для всего остального.

Помимо физиологических имеются и другие важные потребности, которые можно классифицировать как базовые, но более высокого уровня — это потребности в безопасности, в надлежащих условиях существования, в приемлемом комфорте, в уважении со стороны окружающих, в общении, признании, одобрении. По своей насущности, злободневности, они не так имманентны, как потребности физиологические. В то же время их важность также велика, поскольку связана с самооценкой личности, её социальным статусом, самоуважением, психологической удовлетворённостью. В рамках данного вида потребностей существует и извечный запрос на деньги как эквивалента материальных благ, «чеканной свободы», состояния самоуважения, статуса, власти, которое дают деньги, материальные и нематериальные активы, криптовалюты.

В самых верхних стратах человеческих потребностей лежат духовные, эстетические начала личности, тяга к прекрасному, возвышенному, идеальному, божественному. Происхождение и развитие этих ментальных установок уже не столь очевидно, как в случае упомянутых выше физиологических потребностей. Здесь одними лишь положениями теории эволюции обойтись не удастся, поскольку для добывания пищи, охоты и продолжения рода первобытному человеку не требовалось художественное искусство, музыка, ритм и танец, украшения лица, тела, одежды, личного оружия, предметов и средств труда.

Наиболее адекватным ответом на вопрос о происхождении высших потребностей людей является гипотеза о соответствующей идее Творца, который заложил эстетические начала в саму человеческую природу. Потенции отдельных одарённых личностей складывались со временем в общественные вкусы, моду, украшения, образцы поведения, произведения искусства.

Немаловажным является и вопрос о раскрытии высших потребностей, создании соответствующих социальных институтов, поэзии, литературы, театра, празднеств, массовых зрелищ, культовых и общественных зданий. Уже в античном мире формируются такие творческие профессии как актёры, музыканты, драматурги, философы, учёные (Подробнее см.: Профессия актёра во времена античности).

Таким образом, мы можем констатировать, что раскрытие высших потребностей уже в Древнем мире начинает происходить через труд в определённой профессии. Следует также отметить, что если в данном обществе отсутствуют соответствующие талантам и наклонностям личности  профессии, то они могут реализоваться в виде хобби, времяпрепровождением на досуге, или не реализоваться совсем, так и оставшись в «свёрнутом состоянии». Сейчас, например, мы совершенно точно  знаем, сколько в нашей стране отличных спортсменов, чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. Но все способности российских атлетов смогли раскрыться только после формирования надлежащих условий и институтов, то есть лишь к началу ХХ века. То же самое мы можем сказать о мощном раскрытии потенциала русских поэтов, писателей, композиторов, живописцев, актёров лишь после XVIII века, когда появилась более или менее стройная система образования, книгопечатания, распространения знаний, искусства, культурных достижений.

Но не будем сводить высшие потребности только к труду творческих работников, служителей науки, культуры и искусства. Для массовых профессий высшие потребности и эстетика труда также играет немалое значение. Перечислим ряд основных факторов, которые весьма важны для работников, ценящих конкретный вид труда и трудовые коллективы. Это:

  • внешняя атрибутика, помещения;
  • путешествия, смена впечатлений, отсутствие привязки к конкретному рабочему месту;
  • наличие вокруг единомышленников, понимание со стороны коллег;
  • инновации, изобретения, новая организация труда;
  • престиж профессии, репутация компании-работодателя;
  • визуальная культура, дизайн;
  • творческий или исследовательский характер работы;
  • дружеские связи с коллегами;
  • форменная и специальная одежда (военных, полицейских, спецназовцев, производственных работников, работников офиса и т.д.);
  • эргономика в средствах и предметах труда.

Фактически эстетика труда включает в себя все те феномены и явления, которые мы обычно оцениваем словами «нравится» или «не нравится». В плане ценностных аспектов мы также могли бы отметить воспитательные, познавательные, патриотические, гедонистические, властно-управленческие факторы.

Галкин В.В., д.э.н., профессор

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*