Виртуальное предприятие

Современная экономика динамично развивается, порождая новые хозяйственные феномены, виды и типы предприятий.  Среди них особую роль в XXI веке стали играть цифровые или виртуальные предприятия, сформированные в кибернетическом пространстве. Появился и прочно закрепился в деловом обороте термин «виртуальность», который учёные относят к третьему состоянию экономической субстанции. Если до конца ХХ века их было всего две – мир физический и мир мыслительный, ментальный, то теперь к ним добавилась ещё одна объективная реальность – цифровая.

Иными словами, перед человечеством раскрылось новое, неосвоенное ранее пространство – виртуальный мир, который, с одной стороны, объективно существует (в нём можно творить, играть, продавать товары и услуги), с другой – он походит на мир ментальный, мыслительный, субъективный; создаваемые в нём продукты гораздо дешевле аналогов физического мира (см. рис.2).

Рис.2. Типы экономических сред и предприятий

С развитием цифровых технологий, интернета, в связи с распространением персональных компьютеров, мобильных гаджетов, виртуальная реальность стала активно использоваться для решения многих экономических задач – продвижения товаров и услуг, электронной купли-продажи, взаиморасчётов контрагентов сделок, рекламы, пиара и многого другого. Не стало исключением и создание предприятий в киберпространстве.

Вначале вебсайты стали создаваться как вспомогательные подразделения физически существующих предприятий. Входя в сферу электронной коммерции, компании из различных отраслей и сфер экономики использовали свои интернет-ресурсы в целях рекламы, продвижения своего зонтичного брэнда и продуктовых торговых марок, поиска покупателей и расширения спроса.

Затем функции виртуальных подразделений усложнились, в круг их обязанностей вошло общение с потенциальными партнёрами и потребителями, работа с нареканиями и рекламациями, поиск персонала и новых рынков (в том числе зарубежных). Наконец, после отработки системы электронных платежей, вебсайты стали встраивать в структуру предприятия интернет-магазины (см. Elmarket.by).

Практика работы цифровых подразделений компаний показала, что в определённых сферах офлайновые предприятия менее эффективны, чем виртуальные. Так оформились процессы создания полностью автономных виртуальных предприятий в области банковской деятельности, брокерского и телекоммуникационного бизнеса, платёжных систем, СМИ, издательского дела, производства и продажи музыки, электронных книг, художественных и анимационных фильмов, компьютерных игр и прочего.

Таким образом, в настоящее время виртуальные предприятия всё более широко входят во многие сферы хозяйственной деятельности, подчас вытесняя из делового оборота компании офлайнового типа.

 

См. Галкин В.В. Экономика предприятия.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*