В зависимости от индуктора выделяют: индивидуальный имидж – имидж отдельного человека; групповой имидж – имидж группы (разновидностью группового имиджа является корпоративный имидж – имидж организации); предметный имидж – образ предмета, товара, формируемый с помощью рекламы (Перелыгина, 2002).
В зависимости от степени осознанности имиджа индуктором выделяют осознанный и неосознанный имидж.
В зависимости от способа формирования выделяют стихийный и управляемый имидж. Управляемый имидж позволяет целенаправленно выбирать средства самопрезентации и управлять впечатлением, формирующимся у реципиента об индукторе.
По знаку выделяют позитивный и негативный имидж. Позитивный имидж способствует позитивному восприятию индуктора реципиентом.
Особенности имиджа как социально-психологического феномена:
• имидж формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;
• зависит как от свойств прототипа, так и от свойств реципиента;
• выступает в форме обобщенного группового образа, постепенно принимающего форму социального стереотипа;
• имеет символическую форму;
• требует специальных усилий со стороны носителя.
Имидж также имеет структуру аттитюда и включает соответствующие компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. Следовательно, по своей сути управление имиджем – это управление мыслями, чувствами и поведением реципиента в отношении индуктора.
Корпоративный, или организационный, имидж – это образ организации в представлении групп общественности. Целенаправленное формирование позитивного корпоративного имиджа является одной из целей PR.
Элементы корпоративного имиджа.
Внешний имидж, или визуальный имидж. Это тот уровень имиджа, который непосредственно воспринимается реципиентом.
К нему относятся:
• визуальная атрибутика организации (логотип, слоган, фирменные бланки и т.п.) – это важнейшие составляющие корпоративной идентичности организации;
• дизайн и месторасположение помещений, в которых организация расположена;
• «овеществленный имидж» – вещи, которыми пользуются сотрудники организации, ее техническая оснащенность;
• форма, внешний вид сотрудников, их манера поведения;
• результаты деятельности организации.
Смыслообразующая (внутренняя) составляющая имиджа – это характеристики имиджа, которые считываются реципиентом на основе «расшифровки» знаков внешнего имиджа. Имидж важен не сам по себе – это символическое отображение сущности и смысла существования организации. Поэтому очень важно осознать и желательно прописать следующие компоненты имиджа:
• миссия организации – ради чего она существует и что дает обществу;
• цели организации;
• ценности организации.
Для достижения необходимого воздействия на реципиента и формирования требуемого имиджа важно разработать корпоративную имиджевую политику. Под корпоративной имиджевой политикой понимается набор положительных характеристик продукции, услуг или видов деятельности организации, ориентированный на благоприятное общественное восприятие. В данном случае имеется в виду публичная составляющая деятельности организации. Этой составляющей является общественная польза от деятельности предприятия.
Внутренний и внешний имидж организации
Выделяют два типа имиджа организации:
Внутренний имидж организации – образ организации в глазах сотрудников.
Внешний имидж организации – образ организации в глазах внешних по отношению к ней групп общественности.
Внешний и внутренний имиджи тесно взаимосвязаны. Негативное мнение сотрудников об организации неизбежно будет транслироваться ими окружающим и снижать внешний имидж. В свою очередь позитивный внешний имидж улучшает отношение сотрудников к организации, так как способствует повышению их собственной самооценки от осознания принадлежности к позитивно оцениваемой обществом группе.
Подробнее см. на https://studme.org
Оставить комментарий