Китайская народная республика показывает в последние десятилетия впечатляющие темпы роста. С момента начала реформ Дэн Сяопина (1978 г.) экономика Китая стала качественно другой и теперь претендует на роль мирового лидера, постепенно смещая с первой позиции экономику США. Однако не всё идеально во внешне благополучной и успешно растущей хозяйственной системе Поднебесной. В частности, в Китае весьма развит теневой и криминальный банковский бизнес, работу которого анализирует российский исследователь Шебеко М.Н.
Теневой банкинг стал важной, быстро развивающейся отраслью китайской финансовой системы. Однако существует ряд отчётов и прогнозов, описывающих значительные риски, порождаемые данным процессом. Тем не менее, социальные и экономические выгоды, приносимые обществу, пока еще перевешивают возможные негативные последствия. Существует реальная необходимость реформирования теневого банковского сектора, которое должно привести к уменьшению рисков и росту положительной отдачи, однако отнюдь не путем схлопывания или насильственного сокращения размеров индустрии, проводимого с единственной целью уменьшения его влияния. Правильный подход заключается в поиске оптимального баланса между социальными выгодами и рисками, а не в регулятивном определении роли или размера сектора.
Далее, причиной возникновения большинства институтов теневого банковского сектора является сложившаяся в Китае система регуляторных, бюрократических и политических ограничений и точек давления на традиционный банковский сектор, наряду с определенными внутренними слабыми местами банковской системы. Большинство рекомендаций по реформированию системы теневого банкинга исходят из необходимости его интеграции в традиционную банковскую систему.
Развитие и текущее состояние теневого банковского сектора в Китае должны рассматриваться в контексте сложившейся в стране финансовой системы, в которой доминируют банки (особенно крупные банки, находящиеся под контролем государства), и государство оказывает значительное влияние на проводимую ими политику через различного рода нормативные акты, а также формальные и неформальные указания. За последние несколько лет этот контроль стал настолько ограничивать деятельность банков, что часть их функций перешла к теневым банковским институтам. Среди подобных причин ухода банков «в тень» можно назвать:
• Ограничения на максимальные объемы кредитования, установленные Народным Банком Китая;
• Фиксация максимального отношения объема кредитов к депозитам на уровне 75%;
• Регуляторное противодействие в кредитовании ряда отраслей;
• Большинство небанковских каналов предоставления услуг имеют сниженные барьеры в части требований к собственному капиталу и ликвидности;
• Теневые банковские институты не подвергаются ограничениям по установлению процентных ставок по кредитам или депозитам;
• Теневые банки не подлежат контролю со стороны Народного Банка Китая в части соответствия требованиям по созданию резервов, что в значительной мере снижает их затраты.
В целом около двух третей операций, перетекших в сегмент теневого банкинга, представляют собой лишь завуалированные банковские кредиты, в которых коммерческий банк принимает на себя большую часть рисков и доходов, но выплачивает определенное вознаграждение небанковским организациям, чье участие позволяет избежать ряда регуляторных ограничений и издержек. Оставшаяся треть приходится на те операции, которые предлагают небанковским институтам целый ряд уникальных конкурентных преимуществ (главным образом благодаря более свободному регулированию, а также желанию и возможности предоставлять услуги компаниям малого и среднего бизнеса, чьи потребности не вполне учитываются традиционными банками).
Оценки размеров теневого банковского сектора разнятся в зависимости от определения теневого банкинга и выбора основных показателей. В качестве объективной оценки можно принять 25 трлн. юаней, или 43% от ВВП Китая в 2013 г. Данный показатель по сравнению с размерами теневого банковского сектора в прочих развитых экономиках выглядит достаточно скромным. И, несмотря на используемые методы измерения, размеры теневого банковского сектора в китайской экономике значительно меньше объемов, занимаемых традиционными банками.
Одним из ключевых вопросов, встающих перед финансовым сектором китайской экономики, является возможность возникновения острого кризиса в теневом банковском секторе Китая, а также определение размеров последующего ущерба. К числу факторов, способствующих проявлению подобного кризиса именно в сегменте теневого банкинга, можно отнести:
• Теневой банкинг по определению несёт в себе большие, по сравнению с традиционными, риски, а институты теневого сектора обладают меньшим запасом устойчивости;
• Замедление роста китайской экономики и довольно болезненные трансформации в её структуре, способные вызвать рост неплатежей по кредитам;
• Низкая степень прозрачности теневой банковской деятельности и высокая зависимость от системы косвенных гарантий.
В частности, недавнее замедление развития китайской экономики и падение цен на недвижимость и энергоносители, существенно повлияли на способность заемщиков обслуживать займы, полученные через теневые банковские институты. Для предотвращения неплатежей коммерческие банки Китая активно предоставляют возобновляемые кредитные линии, позволяющие заемщикам продолжать обслуживание долгов и избегать дефолта по ним. Данная практика приводит к занижению фактических долей низкокачественных кредитов в портфелях банков.
Так какие же преимущества и возможности имеет финансовая система и правительство при борьбе с возможным финансовым кризисом?
Во-первых, относительно малые (по сравнению с традиционным банковским сектором) размеры сектора теневого банкинга в Китае позволяют рассчитывать на успешное управление им без провокации кризисных явлений.
Во-вторых, большинство теневых банков тесно связаны с крупными банковскими группами: в случае повышения нестабильности сработает система косвенных гарантий и банки сами включатся в процесс урегулирования ситуации в теневом секторе.
В-третьих, правительство страны обладает большими возможностями в части использования инструментов бюджетно-налоговой политики для противодействия даже весьма крупным кризисам в секторе теневого банкинга (учитывая поправки на исполнение забалансовых обязательств, таких как бюджетная поддержка администраций неблагополучных регионов).
Фактически, руководство КНР уже приняло ряд весьма своевременных мер. Так, на законодательном уровне были выделены три основные группы институтов теневого финансового сектора: посредники, чья деятельность не подлежит обязательному лицензированию и практически не доступна для регулирования; посредники, деятельность которых не подлежит лицензированию и не регулируется должным образом; посредники, подлежащие лицензированию и находящиеся под несоответствующим регулированием или не подлежащие ему вовсе.
В 2013 году Государственной комиссией по аудиту было проведено комплексное исследование государственного долга, особенно местных финансовых компаний, находящихся в государственной собственности (которые привлекали фондирование именно от теневых банков). Вследствие чего были разработаны рекомендации по привлечению, использованию и погашению задолженностей региональных бюджетов. В начале 2015 года Министерство финансов КНР утвердило новую схему обмена обязательств региональных и местных бюджетов с квотой в размере 3 трлн. юаней. В рамках данной схемы обязательства перед теневыми банковскими институтами (с высокой процентной ставкой) замещались на задолженность с низкими ставками (средства привлекались напрямую у коммерческих банков).
Что может омрачить столь успешные действия властей? Дело в том, что деятельность теневых банков скрывает куда более значительные проблемы, сформировавшиеся в финансовом секторе Китая, а реакция правительства и регуляторов замедлена из-за большого числа бюрократических и процессуальных препятствий. Оптимизма не добавляет и тот факт, что финансовая система страны значительно трансформировалась и усложнилась со времени последней рецессии в экономике. Государство вынуждено перераспределять издержки и доходы между заметно большим числом участников финансовой системы.
Подводя итоги, можно отметить, что теневая банковская система Китая не так велика по международным стандартам, относительно проста по своей структуре (небольшая доля операций по секьюритизации и с производными инструментами) и находится в ведении регуляторов, показавших себя способными справляться с большинством возникающих проблем. Власти серьезно воспринимают свои обязанности по поддержанию финансовой стабильности и способны принимать превентивные меры по исключению факторов, этой стабильности угрожающих.
Больше см. на КиберЛенинка
Оставить комментарий