Понятие «общество» применяется в обыденной жизни весьма по-разному. Когда говорят об обществе, то обычно имеют в виду более или менее многочисленную группу людей, объединённую по какому-либо признаку – локально проживающих (местное общество), совместно ведущих бизнес (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), вместе занимающихся спортом (добровольное спортивное общество), консолидировано отстаивающих какие-либо интересы (например, Общество защиты прав потребителей). Обществом иногда называют население страны или даже группы стран. Социологи изучают «общественное мнение». Таким образом, категория «общество» имеет многозначную структуру, допускает широкую и узкую трактовку.
В своём кратком анализе мы будем говорить об обществе в широком смысле – как о культурном и цивилизационном феномене, о человечестве в целом, спускаясь для примеров на уровень общества отдельных стран.
Подобно тому, как зарождение жизни на Земле начиналось с отдельных клеток, объединявшихся со временем в более сложные и крупные организмы, возможности которых становились всё более обширными, так и племена хомо сапиенс (человека разумного) постепенно консолидировались в более крупные объединения – народности и народы, скреплявшихся территориально и структурно рамками государства. Такое объединение происходило потому, что крупным обществам было легче решать ряд насущных задач, которые заключались в следующем:
— в рамках многочисленного общества проще было организовывать защиту от внешних атак и подчинять себе другие народы. Это было одной из основных причин трансформации общины в общество;
— в крупных обществах естественным образом происходило разделение труда, что приводило к повышению производительности труда и производству большего количества товаров;
— в обществах формировалась особая вертикаль власти и управления, отличная по своим параметрам от традиционного главенства родов и старейшин;
— в обществах осуществлялась социализация человека, ему прививались соответствующий язык, культура, нормы общения, подчинения и поведения;
— в обществах формировалась система моральных ценностей, общепринятой религии, прав и обязанностей членов, способы наказания бунтовщиков, еретиков и преступников.
В процессе развития философии и социальных наук общество часто понималось по-разному: в античности как совокупность людей, объединённых, по мнению Аристотеля, для удовлетворения «социальных инстинктов». Иначе понимал причины объединения в общества Т.Гоббс, полагая что только совместно можно избежать «войны всех против всех». Позднее стали появляться различные теории «общественного договора», когда отдельные индивиды и социальные группы договариваются об условиях совместного проживания.
Понятие общества и государства тесно связаны друг с другом. Подобно скелету в теле человека, государство делает структуру общества более упорядоченной и жёсткой. Государственный аппарат в лице правительства и госслужащих присваивает себе всю полноту власти и право на насилие, подавляя других претендентов на эту роль – криминальные сообщества, религиозные структуры, политико-экстремистские объединения.
В современных обществах главенствующую роль играет уровень жизни всех его членов, их безопасность, справедливое распределение доходов, наличие высоко оплачиваемой работы, системы социальной защиты населения. Там, где есть всё вышеперечисленное, общества процветают, туда стремятся мигранты из менее благополучных стран.
В реальной жизни оказывается так, что далеко не всем обществам удаётся обеспечить своим членам достойный уровень жизни. Причиной тому является комплекс факторов, которые требуют научного подхода и тщательного анализа. Оказывается, чтобы достичь этой главной цели, необходимо рассматривать общество как систему, состоящую из ряда элементов и подсистем. И тогда станут более понятными изъяны и недостатки организации и управления данным обществом. Таким образом, научный анализ общества – это не просто отвлечённые мудрствования и абстрактные умозаключения, а те рациональные зёрна, которые дают обильные плоды будущего общественного процветания.
Общество как целостную систему принято подразделять на следующие подсистемы:
— демографическую, которая указывает на прирост и убыль населения вследствие целого ряда причин;
— экономическую, указывающую на эффективность или неэффективность использования имеющихся ресурсов и человеческого капитала;
— политическую, обеспечивающую выборность и сменяемость власти на основе предлагаемых социально-экономических и политических программ;
— правовую, регламентирующую деятельность физических и юридических лиц отечественного и иностранного происхождения;
— религиозную, обеспечивающую свободу вероисповедания и уважения к другим религиозным конфессиям.
Можно выделить ещё целый ряд общественных подсистем, имеющих важное значение в том или ином контексте – культурной, спортивной, экологической, научной, информационной и ряда других.
Оставить комментарий