В сознании людей понятие кризиса в организации и вне се, как правило, вызывает негативные ассоциации, связанные с хаосом, деструкцией, неопределенными и в то же время безрадостными перспективами будущего. Если выход из кризиса не найден, организация скорее всего прекратит свое существование в прежнем виде. Возможно, она будет расформирована, поглощена, у нее сменится собственник и т.д. По всей видимости, многие люди будут рассматривать такие события как драматические, как разорение или крушение надежд. Однако кто-то другой выиграет в случае такого катастрофического развития событий. Например, новые собственники организации, которые приложили известные усилия и средства, чтобы добиться введения процедуры банкротства или снижения рыночной стоимости фирмы, что позволило выгодно ее приобрести. Успешно пережившая кризис фирма или даже отрасль народного хозяйства может получить дополнительные конкурентные преимущества, освоить новые виды продукции или перестроиться в соответствии с новыми технологическими возможностями. Таким образом, утверждения об отрицательном или положительном воздействии кризиса на организацию всегда носят ценностный характер, отражают интересы и взгляды отдельных групп людей, но отнюдь не являются объективными, не зависящими от ценностной ориентации субъекта, рассматривающего и анализирующего кризисную ситуацию.
Разумеется, трудно найти примеры того, чтобы владельцы, менеджеры или сотрудники организации хотели бы ухудшения показателей деятельности и способствовали кризису (если не рассматривать запрещенных законом случаев умышленного банкротства). Но кризис может быть и благоприятным для предприятия. Это возможно тогда, когда кризис эффективно контролируется.
Попробуем систематизировать такие ситуации следующим образом.
Рост известности и узнаваемости имени фирмы и ее брендов. Фирма, столкнувшаяся с кризисом, становится объектом пристального внимания конкурентов, правительственных органов, дистрибьюторов и других стейкхолдеров и СМИ. Зачастую это известность, которую можно выгодно использовать в посткризисный период. Когда развитие кризиса умело контролируется, положительный эффект, связанный с ростом известности фирмы, может перевесить отрицательный. Легче достичь такого позитивного эффекта, когда предприятие становится «жертвой» кризиса, а не «виновником» произошедшего. Например, предприятие прекращает работу из-за природных катаклизмов, таких как ураган или наводнение. В такой ситуации гораздо легче заручиться поддержкой клиентов, продавцов, служащих, потребителей, чем когда кризис вызван ошибками руководства. В любом случае проблемы, порожденные кризисом, надо решать быстро и эффективно, чтобы люди говорили: «Это, должно быть, хорошая компания, если она так удачно справилась с такой сложной ситуацией».
Возможность продемонстрировать управленческую компетенцию руководства организации. Кризисы предоставляют отличную возможность показать в хорошем или плохом свете управляющего высшего ранга, ответственного за разрешение проблем организации. Многие руководители корпораций, такие, например, как Ли Якокка, бывший председатель правления автомобилестроительной компании «Chrysler» (США), стали легендарными личностями, продемонстрировав волю, решительность, знания и лидерские качества при преодолении кризиса.
Новые возможности для роста и развития менеджеров. Во время кризисов некоторые менеджеры не только улучшают свою репутацию, но и продвигаются по служебной лестнице.
Это достигается несколькими путями:
1) быстрая реакция на проблему и проявление обязательности в ее немедленном решении;
2) демонстрация непоколебимой уверенности (но не высокомерия) в своей правоте, настойчивости в проведении своего плана выхода из кризиса;
3) проявление участия и сострадания по отношению к людям, подвергнувшимся воздействию негативных последствий кризиса. Если компания осложняет жизнь стейкхолдерам, ее глава извиняется за причиненные неудобства;
4) немедленное проведение изменений в организации, гарантирующих, что кризис больше не повторится, или он будет протекать в более мягкой форме, а также передачей информации ключевым стейкхолдерам компании;
5) убеждение в том, что влияние менеджера существенно. Это не означает, что нужно со всем справляться самому, но нужно удостовериться в том, что влияние руководителя растет по мере разрешения проблемы;
6) принятие ответственности и, если нужно, то и конечной вины.
Улучшение отношений. Кризисные ситуации не всегда означают непреодолимые проблемы и обостряющиеся отношения между организацией и ее ключевыми стейкхолдерами, такими как служащие и клиенты. Если умело управлять в кризисной ситуации, она может обеспечить большие возможности для укрепления связей и нормальных устойчивых отношений с теми людьми, на кого организация ориентируется для достижения успеха. Однако это возможно только в том случае, если руководство предварительно завоюет их расположение и доверие и будет обращаться с ними следующим образом:
• обсуждать с ними ситуацию и детально разъяснять, что нужно сделать и почему;
• обращаться с ними как с уважаемыми членами команды, убедить их проявлять сочувствие к трудному положению компании;
• демонстрировать благодарность за их помощь и поддержку;
• держать их в курсе дела, предоставлять им необходимую информацию для того, чтобы додерживать их уверенность в благоприятном завершении кризиса;
• поддерживать с ними дружеские отношения как можно дольше уже после кризиса.
Проведение необходимых изменений. Некоторым организациям необходима перестройка для продолжения существования. Случается и так, что возглавляющие их люди не осознают, что проблема реально существует, либо просто не хотят вкладывать силы и время, чтобы ее устранить. Нередко они надеются, что проблема сама по себе исчезнет. В этом случае весьма вероятно, что на более поздних этапах развития кризиса придется предпринимать кардинальные меры.
Некоторые шаги могут вызвать структурные изменения в компании (сокращение непродуктивно работающих отделов, должностей специалистов менеджеров) или продуктовые инновации, если продукт (услуга) больше не соответствует нуждам потребителей. Кризис может быть движущей силой для формирования серии изменений в разных областях организационной деятельности. Он может обеспечить мотивацию и побудить руководство осуществить необходимые перемены, которые только укрепят организацию. Печально, что некоторым фирмам нужен кризис, чтобы подтолкнуть их к организационным инновациям, но именно это часто и происходит.
Подробнее см. на https://studme.org
Оставить комментарий