Пиар как профессия

Принято считать, что пиар (PR) как профессия зародился в США, хотя корни пропагандистики мы находим ещё в античности (об этом мы говорили выше). Можно также утверждать, что наиболее умелыми пиарщиками в Древнем мире и Средневековье были священнослужители, обращавшие в свою веру язычников и представителей иных религиозных конфессий. Этот вид деятельности именовался прозелитизмом.

В самом начале ХХ века пиар был поставлен на профессиональную основу – стали появляться первые дипломированные специалисты по политическому, коммерческому и идеологическому пиару.

В 1900 году Гарвардский университет образовал собственное бюро паблисити. Аналогичный офис был создан в университете штата Пенсильвания в 1904 году. В 1912 году при американском телефонно-телеграфном объединении было создано самое первое крупное бюро паблисити.

После революции 1917 года в СССР были созданы мощные пропагандистские структуры, объединяющие под своей эгидой СМИ, кино, театр, стенгазеты, тысячи профессиональных лекторов-пропагандистов и прошедших специальную подготовку комиссаров. Хотя в нашей стране пропагандисты не назывались пиарщиками, они были таковыми. Причём очень успешными.

Первая должность советника по PR появилась в демократической партии США в начале 1930-х годов ХХ века. В 1936 году эта же должность появилась уже в республиканской партии США. В тот период пиар выделялся как самостоятельная функция менеджмента, которая пользовалась спросом в крупных компаниях Соединенных Штатов.

В это же время появились и первые специалисты, проводящие политические кампании. Бум пиара в США отмечается 1945-1965 годах, когда Public Relations окончательно выделилась в самостоятельную отрасль менеджмента и продолжала бурное развитие.

Постепенно университеты начали выпускать бакалавров PR. К 1965 году в сфере PR США работало более 100 тысяч сотрудников.

В настоящее время PR продолжает развиваться быстрыми темпами. На сегодняшний день сотни тысяч компаний в разных странах мира осуществляют PR-деятельность.

Современная Россия с начала 1990-х годов также прочувствовала важность пиара для бизнеса, внутренней и внешней политики. Противостоять информационным атакам западным пропагандистским центрам, влиять на умонастроения избирателей и потребителей, — всё это призваны делать профессиональные специалисты, хорошо знакомые с методами воздействия на общественное мнение, на умы и эмоции населения.

См.: Галкин В.В. Курс лекций по PR

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*