Принято считать, что паблик рилейшенз, пиар, репутационный менеджмент, имиджелогия возникли в последние десятилетия ХХ века. Именно в этот период PR оформляется в виде научной и практической дисциплины, появляются соответствующие агентства и подразделения в составе бизнес-структур, начинается подготовка в вузах профильных специалистов.
Действительно, это так. Но в то же время следует отметить, что этот вид деятельности имеет весьма глубокое прошлое. Пропаганда и пиар, управление имиджем людей, искусство спора, убеждения, предоставления аргументации для спорящих сторон и окружающих людей имеют очень давнюю историю.
Пропаганда как средство воздействия в интересах государства, отдельных группировок или лиц, в древности играла известную роль в политической борьбе, в торговых и хозяйственных отношениях. Надписи из Египта и Ассирии, а равным образом эллинистические и римские источники сообщают о пропаганде политических планов правящих династий.
Из истории культуры и философских учений нам известно о софистах – профессиональных учителях ведения споров, убеждения, применения софистики в системе аргументации. Софисты исходили из того, что о каждой вещи или явлении может быть два или несколько мнений – подчас диаметрально противоположных. С одной точки зрения, например, убийство – это несомненное зло. Но с другой – это добро, если вы уничтожаете врага, который пришёл на вашу землю с целью насилия и грабежа. Рассматривая с нужного в данный момент ракурса людей, их поступки, общественные и политические явления, софисты убеждали людей в своей правоте даже тогда, когда и сами не верили собственной аргументации. Собственно, по этой причине термин «софисты» имеет в современной литературе негативную коннотацию.
Немало пропагандистских построений мы найдём и в древнеримской практике. Эллинистический историк Полибий оправдывал в своей «Всеобщей истории» римские завоевания, а Саллюстий предлагал спасти римскую государственность призывом к нравственному усовершенствованию правящих лиц.
Некоторые работы Цицерона служили аналогичным пропагандистским целям. Исторический труд Ливия был пронизан идеями августовского правления и служил пиаром возвышения и величия Рима.
Цезаревы «Записки о Галльской войне», несмотря на кажущуюся объективность, отражают его собственные политические намерения, равно как и собственные размышления о государстве. Императоры использовали основанные Цезарем бюллетени («Acta diurna») для пропаганды своих политических мероприятий; аналогичным целям служили изображения на императорских монетах. Надписи на стенах домов в Помпеях агитировали за кандидатов от различных группировок.
К профессиональным пиарщикам мы могли бы отнести многих религиозных проповедников и деятелей церкви, занимающихся прозелитизмом (т.е. обращающих атеистов, язычников и последователей других вероисповеданий в свою веру).
В XIX и ХХ веках ярко выраженными пиарщиками стали пропагандисты различных политических идей и партий – социалистических, либеральных, консервативных, анархических, коммунистических. В ХХ веке на полную мощь заработали специально организованные государством структуры – министерство пропаганды Геббельса в фашистской Германии, антисоветские радиостанции «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа».
А в настоящее время активная пиар-война ведётся между ведущими центрами силы в мире – между объединённым Западом и Россией, Китаем и восточно-азиатскими странами, Израилем и арабским миром, Пакистаном и Индией, а также другими игроками мирового информационного рынка.
См.: Галкин В.В. Курс лекций по PR
Оставить комментарий