Само название «маркетинг» происходит от слова Market, которое с немецкого и английского языка переводится как рынок. Окончание «-инг» указывает на процесс, длящийся во времени. В неуклюжем переводе на русский язык маркетинг – это «рынкование», «рынковация» или даже «рынковщина». Звучит не очень благозвучно, но дословный перевод именно такой. Под эгидой этого ёмкого термина находятся самые разные науки, умения, творческие решения, которые образуют сложный комплекс из разнородных элементов.
Можно ли назвать маркетинг наукой о прибыли, конкуренции и выживании предприятия в рыночных условиях? Вполне. А искусством воздействия на мышление и поведение потребителей? Разумеется. А умением прогнозировать спрос и будущие продажи? Тоже можно.
Помимо перечисленного, понятие маркетинг включает в себя и целый ряд других наук, знаний, умений, искусств, человеческих талантов – всего того, что помогает успешно продавать продукт, уменьшать коммерческие ошибки и риски.
Столь ёмкое понятие маркетинга создаёт иногда путаницу и разночтения даже у специалистов-маркетологов. Например, является ли реклама самостоятельной дисциплиной или же это часть маркетинга? Следует ли считать дизайн продаваемого товара частью маркетинга, или же это самостоятельная область творческой деятельности? Являются ли имидж, пиар, торговая марка, брэнд, сэмплинг отдельными направлениями или же всё это – просто составные части маркетинга?
Аналогичные проблемы стоят и перед спортивным маркетингом, который, в зависимости от позиции и школы маркетолога, может включать (или не включать в себя) спонсорство, волонтёрство, фандрайзинг, взаимодействия с болельщиками.
Когда о подобных и, казалось бы, умозрительных проблемах читает начинающий маркетолог или практик, он невольно задаётся естественным вопросом – зачем забивать себе голову всякой ерундой, которая не имеет прямого отношения к повседневной работе?
На самом деле данная классификация весьма важна не только для теоретиков, но и для практиков. И вот почему.
Когда в спортивной организации маркетологи и владельцы компании определились с перечнем маркетинговых инструментов, их можно включать в общий бюджет. Соответственно, маркетинговый бюджет можно будет сопоставлять по годам, вести статистику, анализировать действенность тех или иных инструментов по раздельности или в совокупности. Если же, скажем, отдел аналитики, пиара или сбыта отделён от маркетинговой службы, то статистика, финансирование и эффективность будут замеряться по иным методикам.
Ещё один интересный вопрос из разряда извечных – насколько всесилен маркетинг, может ли он обеспечить продажи даже плохого, некачественного продукта в течение продолжительного времени? Или даже при самых знающих, опытных и креативных маркетологах с практически неограниченным бюджетом существуют границы, выйти за которые не представляется возможным?
Конечно, из жизни и бизнес-практики мы можем выхватить любые случаи – в том числе и самые экзотические, которые помогут аргументировать противоположные позиции. Но мы в своём курсе будем считать возможности маркетинговых инструментов ограниченными. Иными словами, продавать длительное время можно лишь качественный продукт, интересное и захватывающее зрелище, а не скучный, рутинный и всем порядком поднадоевший спектакль, у которого к тому же есть сильные конкуренты. К этому следует добавить, что существуют и этические проблемы маркетинга. В рамках этих проблем есть внутренние самоограничения маркетологов – готовы ли они за деньги заведомо лгать потребителям продукта, болельщикам и зрителям, вводить их в заблуждение, злоупотреблять доверием? Это важный вопрос, который часто остаётся вне поля рассмотрения. Но для себя маркетолог должен решить, является ли он честным специалистов, или выступает манипулятором, уподобляясь порой представителям одной из древнейших профессий.
Прив. по: vadim-galkin.ru
Оставить комментарий