В спорте, в жизни и в бизнесе немалую роль играет везение, удача, благоприятное стечение обстоятельств. Хотя и не часто, но всё-таки бывает так, что слабый противник побеждает сильного, спортклуб, купивший дёшево перспективного атлета, становится обладателем новой суперзвезды, болельщик, участвовавший в розыгрыше призов на стадионе, выигрывает крупную сумму или престижный автомобиль.
Никто не будет спорить, что все эти случаи имеют место, хотя и встречаются нечасто с вероятностью один шанс из ста, или даже один из тысячи. На таком вероятностном стечении обстоятельств, внезапной удаче или фатальном невезении делают бизнес тотализаторы, казино и букмекерские конторы.
Применительно к экономической деятельности спортклубов и спортивных организаций это означает, что удача может способствовать бизнесу, но надеяться на неё как постоянно сопутствующий фактор было бы опрометчиво, поскольку она величина внешняя, конъюнктурная, эфемерная. Гораздо надёжнее опираться на закономерность, чем на случайные благоприятные факторы.
Переводя сказанное в конкретную бизнес-стратегию, мы можем утверждать, что спортивная организация может работать без маркетинговой поддержки, опираясь лишь на интуицию своих руководителей, их здравомыслие и более-менее адекватное прогнозирование событий. В этом случае экономятся денежные средства на содержание штатных маркетологов или внешних консультантов по маркетингу.
Однако риски от того, что хозяйственная деятельность по факту ведётся вслепую, по наитию, без должной исследовательской и аналитической работы, значительно повышает вероятность финансового и управленческого банкротства, малых и грубых ошибок в бизнесе. Таким образом, плата за экономию на маркетинговых издержках может быть слишком высока.
Правда, здесь есть некая палочка-выручалочка, за которую обычно хватаются многие незадачливые менеджеры. Эта палочка-выручалочка называется копирование, когда коммерческие инструменты заимствуются у клубов-лидеров. Копируется буквально всё – формы взаимодействия с болельщиками и спонсорами, способы рекламы и медийные программы, кадровая политика, построение сайтов и методы заполнения их контентом. Появился даже специальный термин – рерайтинг, означающий переписывание текстов другими словами – подобно тому, как ученики в школе пишут изложение после прослушивания оригинальных текстов.
Казалось бы, копирование – очень неглупая и незатратная стратегия. Надо лишь посмотреть, у кого получается делать прибыльный бизнес и повторять за ним. Вполне себе по армейскому принципу обучения: «Делай как я».
Однако простота и универсальность данного принципа могут сыграть с подражателями злую шутку. Поскольку та спортивная организация, с которой копируется бизнес, не заинтересована в навязчивых последователях, обостряющих конкуренцию и отгрызающих часть прибыли, она предпринимает ответные шаги, засекречивая маркетинговую информацию или сознательно искажая её.
Значительные «информационные бреши» в массиве коммерческих данных заставляют копировщиков делать ошибки или идти на откровенные хищения интеллектуальной собственности, что чревато судами, штрафами и потерей деловой репутации.
Для тех, кто не ищет лёгкой жизни за счёт копирования, существует путь создания собственной системы маркетинга, со всеми её атрибутами – исследованиями, аналитикой, креативной и творческой мастерской, специалистами по онлайн и офлайн инструментарию.
Создание собственной маркетинговой службы поможет спортивной организации улучшить «коммерческое зрение», держать руку на пульсе экономической жизни, лучше прогнозировать будущие тенденции и снижать всевозможные риски.
В таком варианте удача и коммерческое везение программируются, их уже не надо просто ждать, как у моря погоды. В распоряжении работодателя появляются люди, ответственные за перспективное развитие спортивной организации, за её прибыльность и эффективность. Полученные маркетологами данные закладываются в основу принятия управленческих решений, а рекомендации по совершенствованию бизнеса становятся инструментом усиления коллективного разума компании.
См. vadim-galkin.ru
Оставить комментарий