Особое место в современном маркетинге и бизнесе занимают такие элементы, как тара и упаковка. Ныне до 97% товарной массы, обращающейся на различных рынках, имеет упаковку и транспортируется или продаётся конечным потребителям в какой-либо таре.
Понятия тара и упаковка очень объемные, причем между ними нет четкого водораздела. Термин «тара» происходит от итальянского tara и означает ёмкость для хранения, упаковки и транспортировки товаров; к таре относят бочки, бутылки, ящики, банки, картонные короба, мешки и прочее.
Упаковка представляет собой первичную тару, которая входит в непосредственный контакт с товарами и выполняет защитную и декоративную функции.
Тара и упаковка используются человечеством с самых ранних этапов человеческой цивилизации. Люди разных эпох и государств уже в глубокой древности использовали в своей повседневной деятельности глиняные, деревянные, а позднее и стеклянные сосуды для хранения и перевозки жидких и сыпучих товаров – таких, как зерно, масло, молоко, вино, мука и других изделий. Часто с аналогичными целями использовались мешки из полотна или кожи.
Вначале использовать тару людей заставляла простая необходимость в чем-то хранить или перевозить указанные продукты, но позднее тара стала выполнять и другую, вспомогательную функцию: в древнем Египте и античной Греции глиняные сосуды стали расписывать мастера художественной миниатюры и живописи. Такие изделия становились не просто тарой, а подчас настоящими произведениями искусства. Естественно, что такие сосуды ценились выше, а художественная роспись помогала стимулировать сбыт.
Если для хранения больших объемов сыпучих и жидких веществ можно было использовать большие глиняные бочки (пифосы), то для перевозки этих товаров они были непригодны из-за своей хрупкости и малой ударной прочности. Поэтому уже в античности стали использоваться деревянные бочки. Правда, в поздней античности бондарное ремесло находилось на примитивном уровне, – деревянные дощечки соединялись тогда не металлическими обручами, а при помощи ивового переплетения или лыка. Что же касается упаковки, то в качестве таковой чаще всего использовали листья различных растений и ткань.
К началу новой эры в обиход стала входить стеклянная тара. Самые ранние находки стеклянных изделий относятся ко II в. до н.э. В Европе первым крупным производителем стеклянных изделий стала Венеция. Главным видом стеклянной тары стала бутылка. Первоначально бутылки укупоривали пробками из самых разных материалов – дерева, глины, кукурузных початков. Однако идеальным материалом для этих целей стала кора пробкового дуба, произрастающего в Испании и Алжире, — такие пробки обеспечивают хорошую герметичность и широко применяются до настоящего времени.


Металлическая кронен-пробка, повсеместно используемая ныне для укупорки кока-колы, лимонада и пива, была изобретена ирландцем Уильямом Пейнтером в 1892 г. Кронен-пробка представляет собой штампованное изделие из белой жести круглой формы с 21 выступом.
Эти выступы, образующиеся при штамповке, используются при открывании пробки консервным ключом. Кронен-пробка оказалась очень технологичным, недорогим и конкурентоспособным изделием, обеспечивающим полную герметичность укупорки газированных напитков.
Точная дата появления картонно-бумажной упаковки не установлена. Известно лишь, что черно-серую бумагу в виде простых пакетов с товарными знаками производителей использовали в Европе с конца XVI в. для упаковки швейных игл. В 1665 г. была изобретена упаковочная бумага голубого цвета с зеленоватым оттенком, в которую упаковывали в основном сахарные головы. В то время бумагу изготавливали из тряпья и стоила она довольно дорого, поэтому ее редко применяли для упаковки.
В 1827 г. француз Баррета изобрел вощанку – дешевую, покрытую с одной стороны олифой упаковочную бумагу, а в 1852-1853 гг. англичане изобрели соломенную бумагу и непромокаемую бумагу пергамин. В середине XVIII в. был изобретен картон, который стали применять в основном для переплета книг, а в XIX в. налаживается фабричное производство картонных коробок. В этот период среди производителей нарастает интерес к художественному оформлению упаковки, – с этого времени широко применяется тиснение, штамповка, на коробки наклеиваются этикетки с высококачественными художественными изображениями.
В XIX столетии появляются и такие важные элементы упаковки как тубы (тюбики). Вначале тубы применялись только для упаковки художественных красок, но позднее стали использоваться как емкости для зубной пасты, кремов и косметики. Сначала тюбики изготавливались из олова и свинца, а с 1920 г. для этих целей стали применять алюминий.

Жестяная консервная банка была изобретена в конце XVIII в. Н. Аппертом и Т.Саддингтоном. В то время изготовление консервных банок было весьма трудоемким делом, – опытный жестянщик за час изготавливал не более 2-3 банок.
Особенно интенсивно индустрия упаковочных материалов стала развиваться в конце XIX – начала ХХ вв. Импульс бурному развитию этой сферы промышленности придал целый комплекс причин следующего плана:
— Во-первых, к этому времени значительно расширилось массовое производство потребительских товаров. Появившиеся в тот период крупные акционерные компании стали специализироваться на производстве отдельных видов продукции. Это обстоятельство обусловило динамичное нарастание товарной массы и увеличения ассортимента выпускаемых изделий;
— Во-вторых, обострилась конкуренция за потребителя. В связи с этим производители большее внимание стали уделять таре и упаковке, – их дизайну, эргономичности, а также как носителю рекламной и иной информации;
— В-третьих, появилась масса новых товаров, для которых требовалась особая тара и упаковка, со специальными свойствами и характеристиками. Новой упаковки требовала фармацевтическая промышленность, производство косметики и парфюмерии, пищевых продуктов и проч.;
— В-четвертых, к началу ХХ в. во многих развитых странах сформировалась упаковочная и тарная индустрия, включавшая в себя комплексы предприятий по производству картонной упаковки, деревянной тары, упаковочной бумаги, стеклянной тары, мешков и пакетов.
Помимо названных причин, к началу ХХ в. преобразилась и транспортная система. Во многих государствах появилась сеть железных дорог и магистралей с твердым покрытием. На водных путях появились и стали активно использоваться теплоходы с двигателями внутреннего сгорания, которые обеспечивали достаточную скорость перевозок и их низкую себестоимость.
Развитие местного и международного транспортного сообщения активизировало мирохозяйственные связи и торговлю, которые, в свою очередь, стали предъявлять новые, повышенные требования к таре и упаковке – к ее прочности, форме, герметичности, экологичности.
Постоянное совершенствование технологий и развитие научно-технического прогресса привело к созданию новой тары и упаковочных материалов. К середине ХХ в. в обиход вошли пленочные и пластмассовые упаковочные материалы, появились металлические ящики, фляги, бидоны, канистры. Была разработана и внедрена в практику аэрозольная упаковка и упаковка гнездо-ячеичного типа. Многие производители стали включать в производственную структуру своих предприятий упаковочные участки и цехи.
Естественно, что вместе с этими процессами расширялись и дополнялись функции тары и упаковки. Помимо обеспечения сохранности продуктов и возможности их транспортировки к таре и упаковке стали предъявляться требования эргономичности (удобства в эксплуатации), эстетичности и дизайна, экологичности, а также информационной насыщенности. Причем значение функций экологичности и информационной насыщенности неуклонно возрастает по причинам правового характера. Все большее число государств вводит в действие соответствующие законодательные акты, которые регламентируют, во-первых, защиту окружающей среды, и, во-вторых, защиту прав потребителей. В этой связи все большее распространение получает самоуничтожающаяся упаковка с заданными свойствами,1 а также упаковка, несущая на себе всю необходимую информацию, предусмотренную требованиями закона о защите прав потребителей.
1 Самоуничтожающаяся упаковка распадается, например, под воздействием солнечного света. Ее параметры могут быть подобраны так, что период распада может составлять от нескольких часов до нескольких лет.
Оставить комментарий