В современных экономических системах функционирует множество предприятий и индивидуальных предпринимателей. Среди этого огромного разнообразия есть государственные и муниципальные предприятия, иностранные и международные компании, акционерные общества и товарищества. Но несмотря на существенные различия в величине бизнеса, численности работающих и объёме получаемой прибыли, все предприятия коммерческого сектора объединяет одно – для нормальной деятельности им нужно стабильное и достаточное финансирование.
Начинающим предпринимателям и компаниям – так называемым стартапам – требуются финансовые ресурсы, чтобы войти в бизнес, закупить оборудование, снять производственные помещения или офисы, принять на работу персонал, выплачивать зарплату наёмным работникам.
Существующему бизнесу требуется развитие и расширение, освоение новых продуктов, сегментов рынка, экспансия в другие страны и регионы. Денежные средства бывают необходимы на погашение долгов, на научные исследования, на испытание новых образцов продукта (лекарственных препаратов, тканей, конструкционных материалов и т.п.). На всё это нужны деньги. Где же компании и индивидуальные предприятия могут взять денежные средства, чтобы расширить производство и нарастить прибыль?
Основных источников финансирования бизнеса несколько:
- Личные средства организаторов и владельцев бизнеса. Этот инструмент привлекателен тем, что собственный капитал, вложенный в бизнес, в отличие от банковского не требует возврата через определённый срок, да ещё с процентами. Это обстоятельство обеспечивает несколько большую стабильность вновь созданному бизнесу, однако не гарантирует его от неудач. Кроме того, у владельцев и организаторов бизнеса далеко не всегда имеются в наличии необходимые суммы.
- Привлечение партнёров к бизнес-проекту. Дефицит финансовых средств может быть преодолён за счёт привлечения одного или нескольких партнёров. Ими могут стать как физические, так и юридические лица, если сочтут предлагаемый им бизнес-проект перспективным. Но здесь имеются свои особенности. Во-первых, компаньон может дать деньги, но не участвовать в управлении вновь созданного предприятия, надеясь просто получать хороший процент. Тогда он выступает в роли теневого партнёра или коммандитиста. И, во-вторых, партнёр входит в бизнес на правах равноправного участника, участвует в управлении предприятием и несёт полную ответственность по его обязательствам.
- Эмиссия ценных бумаг. Для получения финансовых средств от сторонних инвесторов предприятие может выпустить (эмитировать) ценные бумаги – акции, облигации, векселя. Полученные за счёт продажи ценных бумаг всем желающим деньги направляются на нужды компании – расширение бизнеса, строительство новых производственных мощностей, рекламу, маркетинговые нужды, автоматизацию производства и взаимодействия с клиентами, на создание интернет-магазинов и проч.
- Франчайзинг. Получить дополнительные финансовые средства предприятие может за счёт аренды своей торговой марки и передачи технологий тем компаниям, которые согласятся платить за это определённую сумму отчислений – т. н. роялти. В обмен на роялти компания-франчайзер раскрывает новичку (франчайзи) свои технологии, показывает, как правильно организовать бизнес. Так поступает всемирно известная Макдоналдс, так ныне делают и многие другие известные игроки.
- Банковский кредит. Наиболее распространённым источником финансирования бизнеса служит кредит коммерческого банка, который предоставляет денежные средства под определённый процент. Однако следует отметить, что кредит предоставляется далеко не всем, так как для его получения необходимо отвечать некоторым банковским критериям по надёжности и платёжеспособности. Обычной банковской практикой является требование залога, гарантий третьих лиц, страхование кредита. Кроме того, следует помнить, что несвоевременное погашение тела кредита или процентов по нему чревато потерей бизнеса – банк может просто забрать его в случае несоблюдения норм кредитного договора.
Оставить комментарий