Эстетика труда как наука

Выше мы упомянули, что эстетика труда, говоря простым языком, это наука о том, что нам нравится или не нравится в трудовых процессах. Звучит достаточно примитивно, без сложных терминов и наукообразной формы, но в целом достаточно полно отражает суть дела. Мы пока ограничимся данным определением, а позже дополним его необходимыми уточнениями и более выверенными формулировками.

Конечно, сразу возникают сомнения, можно ли говорить о науке в том случае, когда что-то нравится или не нравится отдельным индивидам — здесь не избежать разноголосицы и неминуемых противоречий, поскольку вкусы, ценности и предпочтения у всех людей разные. Этот аргумент почти всегда фигурирует при рассмотрении гуманитарных наук, в числе которых психология, экономика, история и целый ряд других научных дисциплин. Большие идейные и ценностные разночтения мы находим в трудах по философии или по теории искусства. Разнообразие во взглядах отнюдь не опровергает существование единых законов и категорий эстетики труда, которые проявляются в массовом поведении и сознании людей. О категориях и специфике эстетики труда мы подробнее поговорим чуть ниже, а сейчас сосредоточимся на несколько иных аспектах.

Во-первых, мы должны остановиться на законах и закономерностях, на которых базируется эстетика труда как наука. Можно ли заранее сказать, что понравится или заведомо не понравится абсолютному большинству людей? Да, такой ответ дать вполне возможно. Например, людям нравится гармоничная мелодия и отвергается какофония, нравится чистота и не принимается грязь (в широком смысле слова), нравится выразительность средств и языковая внятность и не нравится блеклость, серость, бессмысленное бормотание. В трудовых процессах людям нравятся открытые и дружелюбные коллективы, квалифицированные, честные и вежливые управленцы, держащие своё слово, престижность труда, надлежащее оформление рабочих помещений, офисов, предметов и средств труда, нравится высокая оплата труда и уважительное отношение. Все противоположности, антиподы перечисленного, напротив, активно не приемлемы и вызывают отторжение. Это и есть общие закономерности эстетики труда.

Во-вторых, эстетика труда как наука использует свой собственный объект и предмет исследования. Объектом выступает труд во всём его многообразии и различных проявлениях, а также все те явления и процессы, которые прямо или косвенно связаны с трудом — ценностные, морально-нравственные, образные, смысловые, физиологические, психологические, экономические, социальные, художественные. Предметом исследования выступает какая-либо часть объекта — например, дизайн помещений или ландшафтов, цветовое оформление, подсветка, корпоративные сувениры, профессиональный язык (жаргон), торговые марки, элементы рекламы, спецодежды и т.д.

В-третьих, эстетика труда призвана быть средством мотивации и увеличения производительности труда для работников данного предприятия, для потребителей (покупателей) и партнёров данной хозяйственной структуры. В этом смысле эстетика труда плотно взаимодействует с такими теоретическими и практическими дисциплинами как менеджмент, психологические и правовые основы бизнеса, запахи (см. Запахи и бизнес), гигиена труда, ЗОЖ и многими другими.

Задачами эстетики труда как науки является не только исследование и описание трудовых процессов на предмет их соответствия нравственным нормам и идеалам, формирование гипотез и теорий, фиксирование закономерностей, но и практические выводы в плане практических рекомендаций, способных позитивно повлиять на настроения и состояния трудящихся.

Галкин В.В., д.э.н., профессор

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*