Эстетика труда и понятие труд

Краеугольным понятием в эстетике труда является сам труд, трудовая деятельность, трудовые процессы, их ментальные, эмоциональные, творческие, физические основы. Что следует считать трудом, локальным и удалённым, эстетичным и неэстетичным, добровольным и принудительным, оплачиваемым и неоплачиваемым, создающим и не создающим стоимость? По этому поводу имеются самые разные воззрения — вплоть до того, что умственный труд всегда сопровождает человека вне зависимости от его местонахождения, здорового или болезненного состояния, сна или отдыха. Не будем приводить в качестве иллюстрации известный пример с Д.И. Менделеевым, которому именно во сне пришло озарение с периодической таблицей элементов, которая ныне носит его имя.

Следует также отметить, что существует немало разночтений по поводу таких понятий, как мужской и женский труд (а теперь ещё и труд трансгендеров, для которых ещё предстоит определить правила в спорте, в браке, в мужских и женских профессиях и даже в местах общего пользования), в офлайновом и онлайновом, созидательном и разрушительном, возмездном и безвозмездном труде.

Можно, конечно,  сказать что труд — это оплачиваемая деятельность, привычная нам в системе «работник — работодатель». Но и эта модель не вполне валидна, поскольку, например, волонтёрство не вписывается в данные рамки. Работа по дому, в саду и на даче, в студенческом или народном театре, помощь родственникам в строительстве, ремонте, учёбе или в иных сферах деятельности — всё это также не вписывается в стандартную схему с наёмным работником и работодателем.

Естественно, мы не можем обойти стороной и такое понятие, как инициативный труд по совершенствованию самого себя, своей личности, физического тела, интеллекта, укрепления здоровья, силы, воли, выносливости. Самоподготовка и самосовершенствование, чтение книг, постоянная учёба и занятия спортом, стремление научиться чему-либо новому всё это большой труд, который делается во имя будущего, без посредства мотивации в виде денег.

Эстетика денег в трудовых процессах — отдельная большая тема, к которой мы обратимся ниже. Сейчас же мы обратимся к таким распространённым эстетическим категориям, как умственный и физический труд, мужской и женский труд, духовный и божественный труд.

В трудах классиков марксизма-ленинизма, а также теоретиков советского периода красной линией проходит тема разграничения умственного и физического труда. Труд физический — рабочих и колхозников (представителей основных классов) ставится выше труда интеллигенции (как социальной прослойки). Вся эстетика труда советского периода пропитана этой идеологией, которая предполагала прохождение будущими работниками умственного труда (учёными, актёрами, инженерами и проч.) этапа рабочего или крестьянского труда. Таким образом, эстетические ценности, мораль и менталитет интеллигенции и управленцев становились иными, в них было значительно больше появлялось понимания нужд и потребностей рабочего класса, уважения к физическому труду.

Нечто подобное мы находим и в трудах Шарля Фурье и Льва Толстого. Фурье описал своеобразную гостиницу-коммуну (фалангу или фаланстер), где вместе проживают работники физического и умственного труда, здесь они вместе питаются, общаются, проникаются нуждами друг друга. По-своему воспринимал данную проблему и Лев Толстой, который считал адвокатов, писателей, чиновников и прочих работников умственного труда неполноценными людьми, если они сторонятся тяжёлой физической работы, непосредственного общения с трудовым людом. Сам великий писатель неуклонно следовал своей эстетической идее, занимался хлебопашеством, другим нелёгким крестьянским трудом, одевался в простую одежду, говорил о Боге в душе, а не в церкви (за что и был предан анафеме).

Интересна тема эстетики труда в теме богов Античности. По представлениям древних греков и римлян, боги охоты и виноделия, кузнечного и военного дела, торговли и коммерции делали свой труд идеально, говорили стихами, питались особой пищей — нектаром и амброзией. Именно к таким идеалам должен был стремиться смертный человек, становясь героем, полубогом, приобретая физическое и иное могущество.

Такой подход эллинов и римлян к эстетике труда явно противоречит теории о том, что труд — это тяжкая необходимость для существования, но неплохо вписывается в концепцию Энгельса и Маркса, что труд сделал из обезьяны человека (а из человека сделает Бога).

Галкин В.В., д.э.н., профессор

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*