Понятие «истина» тесно связано с категорией знания. Чем больше мы знаем об объекте, тем более истинно наше знание. Если наше знание полностью соответствует объективным характеристикам объекта, то тогда говорят, что это истинное знание или истина.
Традиция понимания истины как соответствия вещам была заложена ещё мыслителями древнего мира. Знаменитый древнегреческий философ Аристокл, известный нам более по прозвищу Платон, полагал, что истинные образы вещей хранятся в некоем идеальном мире – «занебесной», где можно найти истинную сущность каждого объекта. Ученик Платона Аристотель не пошёл по стопам учителя и отверг идеализм как нечто умозрительное и очень абстрактное. Будучи человеком практичным, Аристотель заложил в понятие истины другой смысл, как адекватное отражение объекта познающим его субъектом; воспроизводящим его таким, как он существует сам по себе, вне зависимости от человека, его чувств, эмоций и сознания.
Формулировка Аристотеля истины проста и понятна. Но вот проблема – её практически невозможно использовать на практике, так как мы не знаем, когда наши знания полные о каком-либо объекте и явлении, а когда нет. Немецкий философ Иммануил Кант ввёл в научный оборот понятие «вещь в себе», с помощью которого показывал, что некоторые вещи не доступны для умопостижения, о них мы знаем только по явлениям, взаимодействию с окружающим миром. Ввиду того, что получение полного, абсолютного знания об объекте не представляется возможным, стало быть мы никогда не узнаем истину.
Таким образом, мы постепенно подошли к понятию абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Примерами абсолютной истины являются следующие положения:
— окружающий нас мир и Вселенная находятся в постоянном развитии, изменении;
— количественные изменения со временем переходят в качественные;
— живые организмы, включая высокоорганизованные, не живут вечно, они рождаются, стареют и умирают;
— мы знаем о себе и окружающей нас природе немногое, наше знание ограничено и никогда не будет всеобъемлющим.
Относительная истина – это приближённое, неполное и неточное знание о всевозможных физических, нематериальных и виртуальных объектах, о природе и обществе. Относительная истина существует в развитии, со временем дополняясь новыми фактами, теориями, трактовками.
Для периода античности истиной было то, что мир и природу создали боги. Затем мировоззрение человечества стало меняться и истиной стало то, что Земля лежит в центре мироздания, вокруг неё вращаются небесные тела. Это считалось истиной, так как день сменялся ночью, а светила двигались по небосводу. Затем эта модель мира, названная птолемеевой, была признана устаревшей; её сменила гелиоцентрическая система Коперника. Таким образом, одна относительная истина (признанная для своего времени), вытесняется другой, более совершенной и объясняющей имеющиеся факты.
Мерилом истины могут выступать следующие критерии:
— ясность, интуитивная понятность. Такие философы, как Спиноза и Декарт считали ясность критерием истины. Непонятное, путаное, внутренне противоречивое – будь то теория, суть духовного или материального феномена, должно быть отброшено.
— красота, гармония, дизайн также могут выступать критериями истины. Подчас человеку достаточно бросить беглый взгляд на другого человека, зверя или птицу, автомобиль, картину, скульптуру, здание, чтобы понять, что он имеет дело с гениальным произведением творца (природы) или одарённой личности.
— практика как критерий истины является одним из наиболее распространённых утверждений. Иными словами, в процессе повседневной деятельности людей проверяется истинность тех или иных теорий, идеологий, материальных объектов, организационных и правовых форм, систем управления, построения экономики и общества.
— соответствие научным представлениям и законам природы. Если какое-либо явление не соответствует фундаментальным физическим константам и закономерностям, то это не есть истина. То есть, если мы имеем дело с чудом, необъяснимым перемещением объектов во времени, нарушение законов гравитации, превышение скорости света, вечным двигателем и прочими феноменами, это служит основанием для признания их сомнительными и псевдонаучными.
Оставить комментарий