Бизнес-термин Sabbatical (саббатикал или саббатикэл) происходит от аналогичного американского слова, означающего каждый седьмой год работы, когда профессор университета свободен от чтения лекций [1]. Основой термина послужил еврейский день недели шаббат (суббота), когда все правоверные иудеи отдыхают и посвящают себя духовным практикам.
Казалось бы, какая связь между бизнесом, научной, преподавательской, творческой деятельностью и древним еврейским обычаем, существующим и поныне? На самом деле такая связь существует и применяется современными корпоративными службами по персоналу в нескольких случаях.
Во-первых, для предотвращения так называемого профессионального выгорания — особого психологического состояния работника, которое наступает после 6-7 лет труда в какой-либо сфере — например, в научной, медицинской, преподавательской, юридической, информационной, журналистской и много какой ещё. Избежать негативных последствий профессионального выгорания, умственной усталости, проявления бездушия и цинизма, равнодушия и насмешек над энтузиастами помогает «смена декораций», переход к другому виду деятельности, которая сбрасывает стресс, возвращает интерес к профессии и коллегам.
Во-вторых, наличие саббатикал в пакете корпоративного менеджмента неплохо стимулирует сотрудников на эффективный труд, поскольку возможность пользования более или менее продолжительным отпуском с сохранением занятости и частичной оплатой труда воспринимается работником очень положительно. Саббатикал ждут, на него рассчитывают, на его основе строят творческие, исследовательские, писательские и прочие планы.
В-третьих, корпоративный менеджмент с помощью саббатикал привлекает на работу и удерживает таланты, что особенно важно в интеллектуальных сферах труда — в аналитике, в рекламе и маркетинге, информационных технологиях, в обучении, перспективных исследованиях, выработке стратегий, бизнес-планировании, прогнозировании, финансовых операциях, трейдинге и проч.
Наконец, четвёртым аспектом, о котором следует упомянуть, является корпоративный имидж, внутренняя культура организации, репутация её торговой марки (зонтичного брэнда), поддержание конкурентоспособности.
Введём первичную классификацию саббатикал для более чёткого и валидного понимания данной бизнес-дефиниции.
Мы будем называть саббатикал более или менее продолжительный отпуск для сотрудника, который измеряется, как правило, диапазоном от 2-3 месяцев до 1 года. Теоретически компания или организация может предоставлять особо ценным и перспективным сотрудникам и более продолжительный отпуск, но в этом варианте начинает теряться его смысл и нарастать риски (финансового, социального, предпринимательского и иного характера). Работник при слишком продолжительном саббатикал начинает утрачивать связь с материнской компанией, подумывает о собственном бизнесе, осуществляет подработку, вступает в контакты с конкурентами, может увлечься алкоголем или иными зависимостями).
Помимо сроков саббатикал нам следует определиться и с оплатой свободного (творческого) времяпрепровождения. Саббатикал может предоставляться без содержания (но с гарантией сохранения рабочего места), с частичной или полной оплатой по занимаемой должности.
И, конечно, не стоит забывать о требованиях по результатам саббатикал — отчётов, написанных трудов, книг, опубликованных на сайтах или в корпоративных изданиях материалов, изобретений и т. д. Если требования по формальной отчётности отсутствуют, то неизбежны подозрения в сговоре с руководством и коррупции, безделье, пустом расходовании корпоративных или государственных средств.
Исследователь М.Е. Медведева, анализируя зарубежную практику саббатикал, отмечает, что впервые её стали использовать вне научных и учебных заведений, рестораны быстрого питания McDonald’s. [2] Такая практика стала осуществляться данной корпорацией с 1977 года. Затем саббатикал стали применять и IT-гиганты: Google, Intel, IBM. Здесь, правда, следует сделать оговорку — указанная тенденция продолжалась в тучные времена; теперь же, в 2020-х, когда финансовые трудности докатились и до них (например, компания Meta только за 2022 год потеряла 70% своей капитализации), к саббатикал стали подходить более осторожно.
Что же касается российской практики, то здесь ситуация следующая. В отечественных вузах практика предоставления творческих отпусков для написания диссертаций или иных трудов существовала ещё с советских времён. В производственном секторе это было крайне редкое явление. Зато предоставление молодым мамам российского эквивалента саббатикал ныне является привычным делом (для справки: в США молодые мамы и близко не имеют подобных условий как по продолжительности, так и по части оплаты, а также по гарантиям сохранения рабочего места).
Да и академический отпуск, в который нередко уходят российские студенты, тоже можно считать саббатикал, если применить выше приведенную классификацию. Я бы отнёс к саббатикал и российскую практику докторантуры (особенно по гуманитарным дисциплинам), которая позволяет докторантам три года получать стипендию, совмещая её с обычной нагрузкой доцента и, соответственно, с полагающимся вознаграждением.
Вопрос об эффективности саббатикал как инструмента HR-менеджмента, действенности его на внутреннем и внешнем поле, весьма неоднозначен. Поскольку это механизм многовекторный, затрагивающий мотивацию труда и отдыха, доверия, поиска и поддержания талантов, внутрикорпоративного и внешнего пиара, формирования корпоративной культуры компании, управляемости карьерой, имиджа и репутации торговой марки, оценки бизнеса на рынке ценных бумаг, вывести единый показатель его оценки необычайно сложно. Особенно, если речь идёт о талантах, каждый из которых сугубо индивидуален.
Источники:
- Мюллер В.К. Англо-русский словарь. — 24-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1992. — С.616.
- Медведева М.Е. Практика саббатикал в бизнесе // E-Scio. 2022. См. на Киберленинка.
Оставить комментарий