В настоящее время люди в разных странах всё чаще используют любые возможности для заработка, сочетая работу по найму, подработки, самозанятость, оказание кому-либо разовых или периодических услуг. Такой осторожный подход характерен для тех людей, которые не приемлют чрезмерного риска — полный уход в свободное плавание в бурном и переменчивом море бизнеса их не устраивает. Лучше, считают они работать сразу в нескольких нишах, так спокойнее, безопаснее — да и диверсификация выше. Такой сегмент деловых людей принято именовать в современной экономической и бизнес-литературе гибридными предпринимателями, работающих сразу в нескольких средах (по найму, совместителями, надомниками, самозанятыми, индивидуальными предпринимателями, владельцами коммерческих и некоммерческих компаний).
Профессор М. Солесвик бизнес-школы университета Норд (Норвегия) провела исследование по теме гибридного предпринимательства, выводы из которого с небольшими сокращениями мы приводим ниже.
Как показывают обследования, доля латентных предпринимателей, т. е. людей, которые работают в качестве наёмных работников, но хотят начать собственный бизнес, колеблется. Например, в Норвегии она оценивается в 27%, а в Польше — в 80% . В 2012 г. 37% европейцев и 46% граждан США хотели стать собственниками бизнеса. В странах с развивающейся экономикой количество людей, желающих работать не по найму, ещё выше — 56% в Китае и 82% в Турции. Для многих людей отказ от наёмной работы и создание собственной фирмы является трудным решением. Гибридный путь предпринимательской карьеры может быть хорошим мостиком от наемного труда к полноценному предпринимательству.
Растущий интерес ученых и политиков к самозанятым может быть объяснён изменениями на рынке труда, где всё больше рабочих мест являются временными и количество сотрудников, работающих неполный рабочий день, неуклонно растет. Уровень образования и человеческого капитала выше среди гибридных предпринимателей, чем среди предпринимателей с полной занятостью. Таким образом, роль гибридного предпринимательства заметнее в наукоёмких и инновационных отраслях. По оценкам ученых, доля гибридных предпринимателей в новых высокотехнологичных компаниях Германии составляет 42%, а в Швеции — 58%. Несколько крупнейших компаний были созданы их основателями, пока они работали в других местах. Так, Стив Возняк основал Apple, когда был инженером в Hewlett-Packard, Пьер Омидьяр запустил eBay, работая программистом.
Существуют разные причины, по которым некоторым людям тяжело решиться реализовать свои предпринимательские намерения. Во-первых, риск потерять денежные и нематериальные выгоды от существующей работы. А кроме того, нежелание нести большие издержки, связанные со стартапом. Таким образом, гибридное предпринимательство может стать хорошим вариантом как для получения дополнительного дохода к зарплате на основном рабочем месте, так и для апробации новых бизнес-идей. В случае успеха в бизнесе и достаточного дохода от предпринимательской деятельности люди могут перейти к полноценному предпринимательству. Во-вторых, у некоторых людей просто нет необходимых ресурсов, которые можно использовать в качестве стартового капитала. Зарплата с основного места работы может поддержать начинающих предпринимателей и помочь преодолеть преграды, связанные с новизной бизнеса и малым размером компании. Гибридные предприниматели мотивированы стремлением «стать своим собственным боссом», однако они также могут работать и под управлением других людей, если это необходимо. Они используют свое время для установления связей, совмещая наёмный труд и предпринимательскую деятельность. Установлено, что коэффициенты выживания фирм, созданных гибридными предпринимателями, выше, чем у компаний, созданных предпринимателями, занятыми исключительно в своём бизнесе.
В некоторых странах люди более склонны к гибридному предпринимательству. Например, в странах бывшего Советского Союза и Китая трудоспособное население было вынуждено по закону работать или учиться. Предпринимательская деятельность в этих странах была юридически запрещена. Все люди (за исключением женщин с детьми) должны были работать на государственных или коллективных предприятиях. Те, кто не работали или не учились, привлекались к уголовной ответственности за тунеядство. Однако некоторые предприимчивые люди участвовали в теневой экономике в дополнение к основной работе и приобрели неплохие навыки и умения сочетать оба рода занятий. Кроме того, люди, работающие в определённых отраслях, часто являются гибридными предпринимателями (например, учёные, врачи и полицейские). С материальной точки зрения причиной такого тренда является трудность для людей с фиксированной заработной платой увеличить рабочий день и соответственно доход на своих основных рабочих местах.
Недавнее исследование выявило инвертированную связь между возрастом и началом полноценной предпринимательской деятельности. Другими словами, молодые люди и более зрелые люди с большей вероятностью станут полноценными предпринимателями, чем люди средних лет. Первые меньше рискуют, поскольку они не накопили ещё существенных материальных ресурсов, которые можно потерять, а их альтернативные издержки (заработная плата, которую они могут получать как наёмные работники) не так велики. Когда люди становятся более зрелыми, вероятность стать полноценными предпринимателями также повышается. Это явление можно объяснить несколькими факторами. С одной стороны, в период наёмного труда люди накапливают человеческий и социальный капитал. Оба фактора являются важными условиями успеха в предпринимательстве.
С другой стороны, у более зрелых людей есть сбережения и, вероятно, выплачена ипотека, их дети выросли, поэтому у них больше свободного времени и они могут рискнуть попробовать себя в качестве полноценных предпринимателей. Замечено, что уровень заработной платы людей, участвующих в гибридном предпринимательстве, выше, чем заработная плата людей, которые решают стать предпринимателями с полной занятостью. Вообще, гибридное предпринимательство — это хороший способ реализовать предпринимательские намерения для людей, не склонных к риску (или более реалистичных). Женщины менее склонны к риску по сравнению с мужчинами. Таким образом, возможность добиться успеха в бизнесе посредством гибридного предпринимательства особенно привлекательна для женщин.
Анализ существующих исследований также показал, что деятельность гибридных предпринимателей с точки зрения их работодателя лишь вскользь упоминается в литературе. Некоторые работодатели занимают жёсткую позицию и не позволяют своим сотрудникам создавать конкурирующие фирмы. Согласно предварительным исследованиям такие ограничения являются барьерами для предпринимательства. Другие работодатели, наоборот, поощряют предпринимательский дух сотрудников и поддерживают их в разработке инновационных продуктов. Хорошие новаторские идеи и разработки могут породить успешные побочные продукты, когда у работодателей и изобретателей могут быть доли в совместном бизнесе. Это направление является очень перспективным для дальнейших исследований, поскольку роль гибридного предпринимательства, вероятно, будет становиться все более значимой.
Кейс 1. Изобретатель. Изобретатель является гибридным предпринимателем. Он совмещает свой единственный бизнес с академической работой в качестве директора института компьютерных наук в университете. Г-н Мюллер работал директором по исследованиям и разработкам в филиале одной из ведущих мировых компаний в области компьютерных технологий в Европе. Одно из его изобретений принесло миллионы долларов прибыли его работодателю. Однако г-н Мюллер получил скромный бонус в 3000 немецких марок за изобретение. Тогда он решил уйти из IТ-компании и стал профессором университета. Кроме того, г-н Мюллер считал, что он достиг вершины своей карьеры в IТ-компании и ему было бы трудно добиться значительного карьерного роста в будущем. Он продолжал работать над изобретениями. Однажды г-н Мюллер разработал прибор, который отпугивал птиц, поедающих урожай в садах и полях. Сосед посоветовал ему начать самому продавать свое изобретение. Также сосед помог г-ну Мюллеру продвигать продукт, разослав письма потенциальным деловым и частным клиентам.
Продажи продукта пошли хорошо. Г-н Мюллер начал продавать аппарат по всему миру. Он научил своих детей и членов семьи собирать прибор. Позднее г-н Мюллер изобрел более профессиональную версию этого прибора, который отпугивал птиц от самолетов в аэропортах. Он стал продавать новое изобретение аэропортам по всему миру. Бизнес идет хорошо. Сейчас г-н Мюллер близок к пенсионному возрасту, но он не хочет уходить со своей престижной и стабильной должности профессора университета. Кроме того, у него не было намерений стать предпринимателем на постоянной основе и в 2006 г. Бизнес дает дополнительный доход ему и семье, т.е. г-н Мюллер извлекает выгоду из нескольких источников — зарплаты в университете и дохода от бизнеса. Он также накопил значительные сбережения и обладает двумя домами и коллекцией роскошных автомобилей. Примечательно, что г-н Мюллер старается не афишировать свой достаток в университете. Например, для поездок в университет он использует крошечную дешевую машину. Он также обеспокоен возможной необходимостью декларирования в университете финансовой информации, связанной с его дополнительными доходами и имуществом. Если руководство университета потребует раскрытия этой информации, он планирует передать свои активы в траст.
Кейс 2. Сменный работник. Г-н Йенсен работал матросом-электриком на рыболовном судне. Он работал по сменам: четыре недели в море, затем четыре недели дома. Г-н Йенсен живет в сельской местности в Западной Норвегии, на острове с населением около 5 тыс. чел. У него профессиональное образование в сфере электротехники. Г-н Йенсен основал частную электрическую компанию, когда ему было 30 лет. Он устанавливал кондиционеры и тепловые насосы в домах в сельской местности, где он жил, между сменами в море. Сначала г-н Йенсен делал всю работу сам. Впоследствии нанял своего двоюродного брата для выполнения работ, когда он был в море. Компания постепенно росла. Г-н Йенсен построил складские помещения для фирмы рядом со своим домом. Таким образом, г-н Йенсен стал гибридным предпринимателем. Он подал заявление работодателю, хозяину рыболовного судна, об отпуске за свой счёт на один год (с сохранением рабочего места), чтобы стать полноценным предпринимателем. Работодатель отказал. Конфликта интересов не было, поскольку на борту судна г-н Йенсен занимался другими задачами, чем в своем частном бизнесе. Для работодателя, вероятно, было трудно найти надежного и опытного человека, который согласился бы работать только один год на рыболовном судне. Г-н Йенсен покинул свое рабочее место на судне и стал полноценным предпринимателем. Однако доходов от его частной фирмы было недостаточно. Он решил вернуться к наёмному труду в качестве матроса-электрика в другой судоходной компании, но продолжал руководить своей частной электротехнической фирмой. Со временем г-н Йенсен получил лицензию на выполнение всех видов работ по установке электросетей в домах и офисах. Это открыло новый рынок и привлекло много новых клиентов. Когда доход от электрической компании стал стабильным и высоким, г-н Йенсен прекратил работать на рыболовном судне и стал предпринимателем полной занятости. Он расширил свою частную электротехническую компанию и открыл магазин в сельской местности, где продает электрические приборы для домашних хозяйств и фирм.
У этих двух предпринимателей имеются некоторые общие черты и различия. В обоих случаях предприниматели — мужчины. Оба они имели хорошо оплачиваемую работу до того, как начали заниматься бизнесом в дополнение к основной работе. Социальные пакеты были хорошими в обоих случаях. Они использовали доходы, полученные на работе, в качестве начального капитала для своих фирм. Важно отметить, что в обоих случаях у гибридных предпринимателей было достаточно свободного времени на их основных рабочих местах, чтобы посвятить себя бизнесу. Инвестиции в новые предприятия были умеренными.
В первом случае инвестиции покрывали стоимость почтовых отправлений для прямой почтовой рассылки, где потенциальные клиенты были проинформированы об изобретении, и небольшую сумму денег на заказ электронных компонентов для прибора, отпугивающего птиц. Во втором случае предприниматель приобрел подержанный пикап и инструменты. Оба предпринимателя не имели предыдущего опыта ведения бизнеса, но добились неплохих результатов. Фирмы принесли выгоду своим владельцам. Тем не менее предприниматели не были ориентированы на большой рост. Дальнейшие исследования могут изучить другие кейсы и проанализировать разницу между гибридными предпринимателями, нацеленными на развитие, и теми, кто не стремится к росту.
Между этими кейсами имеются и некоторые различия. В первом случае предприниматель старше. Он начал заниматься бизнесом, когда ему было 45 лет. У него была степень доктора наук еще до того, как он перешел работать из бизнеса в университет. Во втором случае предприниматель был моложе, ему было 30 лет, когда норвежское правительство запустило программу субсидирования, компенсируя часть расходов семьям, которые оснащали свои дома тепловыми насосами. Второй предприниматель увидел возможность заработать, пока он был дома между сменами в море. Сменная работа и высокая зарплата на судне давали ему время и ресурсы для ведения бизнеса помимо основной работы. Он не имел высшего образования, но накопил определенный человеческий капитал в течение 10 лет работы в качестве электрика. Он довольно общительный и имеет много друзей, которые стали его первыми клиентами. Разница между кейсами была также в социальном статусе предпринимателей и условиях работы. В первом случае предприниматель имел высокий социальный статус профессора и руководителя института в университете с комфортными условиями труда. Во втором кейсе предприниматель трудился на своей «повседневной работе» в довольно суровых и опасных условиях в Северном море и других полярных водах.
В первом кейсе не было намерения стать исключительно предпринимателем. Во втором кейсе у предпринимателя была четкая цель — стать полноценным предпринимателем и уйти с тяжелой работы. Он преуспел, но со второй попытки. Примечательно, что если бы он решил сразу отказаться от своей работы и стать предпринимателем, вместо того чтобы сначала стать гибридным предпринимателем, он, вероятно, потерпел бы неудачу. Ему понадобилось около десяти лет, чтобы построить свой бизнес и иметь достаточно клиентов, чтобы обеспечить себе необходимый доход.
Результаты исследований показывают, что гибридное предпринимательство — это привлекательный путь для людей, желающих реализовать свои предпринимательские амбиции в условиях низкого риска и органического роста. Таким образом, не все стремятся стать полноценными предпринимателями. Некоторые получают выгоду и от высокооплачиваемой, безопасной и престижной работы, и от дополнительных доходов от предпринимательской деятельности, которые могут улучшить их образ жизни. В принципе, нет ничего особенного в том, что некоторые гибридные предприниматели не имеют намерений роста и не собираются переключаться на полное предпринимательство. Тем не менее политики, заинтересованные в количестве успешных предпринимателей с полной занятостью, могут разработать индивидуальные программы, направленные на обучение гибридных предпринимателей и поощряющие их переход к предпринимательству на полноценной основе. Такие программы, вероятно, были бы более успешными, чем нынешние, направленные на то, чтобы побудить всех людей стать предпринимателями.
Больше см. на КиберЛенинка
Оставить комментарий